Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Чтобы стал процесс леченья без проблем и огорченья

Ирена ТАТОНОВА

Счетная палата РФ обнародовала недавно данные проверки результатов оптимизации в системе здравоохранения. Они не очень радужные: аудиторы считают, что основные цели оптимизации сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения не достигнуты - ожидаемого роста эффективности и доступности медпомощи не произошло. Такая информация стала поводом для широкого обсуждения проблемы в обществе на самых разных уровнях.

По информации специалистов Счетной палаты, проверка показала, что "планирование мероприятий по оптимизации проводилось каждым регионом самостоятельно при отсутствии единой методологии и общих подходов к оценке неэффективно работающих медицинских организаций, расчета потребности в объемах медицинской помощи по профилям и необходимых ресурсов".

Аудиторы отмечают: основа для планирования работы медицинских организаций и финансирования медпомощи - территориальные программы госгарантий. При этом анализ этих программ на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов показал несбалансированность их финансового обеспечения, в том числе по видам медпомощи, что не соответствует Федеральному закону №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" и Федеральному закону №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании".

По информации Счетной палаты, изученные документы позволяют сделать вывод, что к концу 2018 года (по сравнению с 1 января 2014 года) численность больничных организаций в стране сократится на 11,2 процента, а амбулаторно-поликлинических - на 7,2 процента. Кроме того, до 2018 года регионы планируют сократить фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, заместив их частично офисами врачей общей практики.

Аудиторы Счетной палаты отмечают: выявлены факты ограничения доступности медицинской помощи населению, в том числе первичной медико-санитарной помощи сельским жителям. Согласно результатам проверки, в России 17,5 тысячи населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тысяч расположены на расстоянии свыше 20 километров от ближайшей медицинской организации, где есть врач.

По данным проверки, в ходе оптимизации регионы активно сокращают коечный фонд, закрывая в сельских больницах специализированные отделения и переводя эти виды помощи на уровень межрайонных и областных больниц. При этом сокращение коек районных больниц проводилось большими темпами, чем областных. В результате коечный фонд оказался несбалансированным и не соответствующим потребностям населения. Понятно, что ожидаемой эффективности такая оптимизация не дала. Она привела к сокращению на 32 тысячи человек числа пролеченных сельских жителей, тогда как по городским жителям отмечен рост на 400 тысяч человек.

Счетная палата отмечает: по данным федерального статистического наблюдения, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в 2014 году умерли на 17,9 тысячи больных больше, чем в 2013-м. Внутрибольничная летальность увеличилась на 2,6 процента. Кроме того, по ряду регионов, в том числе в которых зарегистрирован рост внутрибольничной летальности, в 2014 году отмечен рост числа умерших на дому, что свидетельствует о нарушении принципов маршрутизации пациентов. В 2014 году по сравнению с 2013-м значительно увеличилось число безрезультатных вызовов скорой медицинской помощи, когда эта помощь не была оказана (с 2,1 миллиона до 2,25 миллиона вызовов), и отказов в вызове скорой - с 1,16 миллиона до 1,43 миллиона вызовов.

Самое главное, по мнению аудиторов Счетной палаты, проведенная оптимизация не привела к запланированным результатам по снижению смертности. Вместо предполагаемых 12,8 на 1000 населения по итогам 2014 года смертность, по данным Росстата, составила 13,1 на 1000 населения. Если сравнивать показатели января-февраля 2015 года с аналогичным периодом 2014-го, то рост смертности составил 2,2 процента.

Проверкой Счетной палаты в очередной раз отмечен в 2014 году рост объема платных медицинских услуг: по сравнению с 2013 годом на 24,2 процента. Аудиторы подчеркивают: в условиях снижения доступности медпомощи для населения рост платных медуслуг может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной.

При этом аудиторы Счетной палаты со ссылкой на Росстат отмечают продолжающееся сокращение численности медработников: за год их число снизилось на 90 тысяч человек при сохранении высокого уровня совместительства.

- Сегодня в некоторых регионах рапортуют, что заработная плата врачей составляет 140 процентов от среднего размера региональной зарплаты и что она будет доведена до 200 процентов, чего я, например, жду с ужасом, - делится своими тревогами оргсекретарь профсоюза медработников "Действие" Андрей Коновал. - Потому что, на мой взгляд, повышение зарплат зачастую решается за счет сокращения кадров. В результате врачу приходится принимать значительно больше пациентов, чем предусмотрено нормами, на прием одного человека иногда уходит уже не 15 минут, а 5 - 8, и половину этого времени занимает еще и оформление бумаг. По моему мнению, медицинские учреждения не надо было переводить на хозрасчет. Ведь, например, деньги за коммуналку вынь да положь. В такой ситуации руководство начинает экономить на лекарствах, людях, зарплатах. Хотя бы службу скорой помощи нужно перевести на бюджетное финансирование, как МЧС, армию, судебную систему. Финансирование здравоохранения нужно увеличивать и наводить порядок в трудовых отношениях.

В связи с неутешительными для болящих заключениями Счетной палаты некоторые эксперты называют нынешнюю оптимизацию здравоохранения провальной, высказывают опасения, что такая оптимизация является расчисткой площадки для коммерческой медицины и даже предлагают вернуться от страховой системы финансирования здравоохранения к бюджетной, как это было в советские времена.

- Мы буквально каждый день получаем жалобы на отказ в получении медицинской помощи, а это уже преступление, - комментирует ситуацию президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. - По нашим данным, за полтора года деньги стали настоящим барьером для некоторых пациентов. Ведь формула здесь проста. Вот выросло число платных услуг. На мой взгляд, это значит, что неоказанных медуслуг в системе государственного здравоохранения в разы больше, потому что не у всех пациентов есть деньги, чтобы лечиться платно. И еще один момент: в докладе Счетной палаты нет слова "Конституция", а ведь не обеспечивая пациенту должный доступ к определенным медуслугам в государственной системе, мы нарушаем его конституционные права.

- Предпосылки для оптимизации выдвинули сами представители здравоохранения, - высказывает свое мнение заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Олег Куликов. - Дескать, здравоохранение - это рыночная система, которая должна быть экономически эффективна. Но, на мой взгляд, система здравоохранения - это государственная система социального выравнивания.

Конечно, хорошо бы зачерпнуть денег из бюджета и облагодетельствовать все медучреждения с их пациентами. Однако все мы знаем, что в бюджете денег сейчас не очень густо. В такой ситуации вряд ли кто-то станет менять страховую систему на бюджетное финансирование. Значит, надо исходить из реалий. Некоторые эксперты предлагают, например, увеличить страховые отчисления на медицину. Кто-то советует усиливать профилактику, в том числе вернуть медицину на предприятия. Также эксперты отмечают, что Министерству здравоохранения, например, подчиняется лишь определенная часть медучреждений страны, стало быть, надо повышать ответственность руководителей регионов за состояние медицины и здоровья граждан.

- Вообще, на мой взгляд, самое негативное во всем этом вопросе - неопределенность, - говорит Александр Саверский. - В той же Москве делается много хорошего - информатизация, возможности личного кабинета. Но главная претензия - отсутствие четкой, понятной информации о том, что делается. Например, сокращаются койки - я с этим согласен, но тогда, выстраивая правильную последовательность, надо укреплять амбулаторную составляющую. Нужна четкая программа, в столичном правительстве нам обещали ее в декабре, но мы ее пока не видели.

Однако эксперты отмечают, что Москва все-таки однозначно оказывается лучшей: здесь значительно ниже, чем по стране, показатели смертности, продолжительность жизни в среднем на пять лет дольше.

Конечно, здоровье - это не только медицина, а еще и условия проживания. И в столице они лучше, чем во многих регионах. Это касается уровня жизни, доступности спорта и многого другого. Думается, именно Москва в вопросе оптимизации здравоохранения (как и во многих других вопросах) укажет правильный путь всем остальным, станет для других регионов хорошим примером.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта