Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Полоса невезения

"Аэрофлот" предложил продавать пассажирам два билета на одно место

Никита С. МИТРОХИН

На днях отечественные авиаперевозчики обратились в Министерство транспорта с просьбой легализировать овербукинг в России. Овербукинг - для тех, кто не знает, - это когда один и тот же заказ бронируют за двумя и более клиентами для увеличения прибыли. Клиенты из-за таких манипуляций фирм серьезно страдают, теряя в качестве обслуживания. А что ждет авиапассажиров?

Пока что о своем желании ввести практику продажи большего числа билетов, чем мест в самолете, громко заявил лишь "Аэрофлот". Но не исключено, что за ним подтянутся и другие. Ведь с темой овербукинга российские власти сталкиваются не впервые. Еще в прошлом году в Госдуму был внесен законопроект, в котором была прописана жесткая ответственность авиаперевозчика за отказ от доставки пассажира в пункт назначения по причине, скажем, сбоев в системе, из-за которых человек не мог сесть на рейс. В частности, депутаты посчитали, что авиакомпания должна заплатить в таком случае "лишнему" пассажиру 10-кратную компенсацию стоимости авиабилета. Авиакомпании тогда заявили, что подобная практика их разорит. Увы, но реалии таковы, что компенсацию за отмену рейса определяют по всему миру сами авиакомпании. За рубежом в условиях высокой конкуренции перевозчики по овербукингу могут предложить многократную компенсацию "лишнему" пассажиру. Но будет ли применяться эта практика в России? В нашей стране, как известно, гораздо меньше воздушных перевозчиков, которые реально конкурируют за пассажиров. Совокупная доля пяти крупнейших из них составила почти 65,7% рынка, причем более 25% контролирует как раз "Аэрофлот", который намерен только наращивать свое присутствие.

Примечательно, что глава компании Виталий Савельев, настаивая на узаконивании практики продажи большего числа мест, чем реально существует в самолете, объяснил это журналистам так: "По нашей логике, продавая 145 - 147 билетов на самолет с 140 местами, мы гарантируем заполнение". И опять сослался на зарубежный опыт. Однако логика механизма "лишних билетов" такова, что избавляя себя от риска "недобора" клиентов, компания подвергает риску практически любое путешествие.

- Не так давно мы с компанией из четырех человек летели из Москвы в Узбекистан. Перевозчиком были "Узбекские авиалинии", благодаря которым мы и стали жертвами овербукинга, - рассказала наша читательница, студентка Елена. - Так получилось, что мы пришли регистрироваться на рейс не за три часа (увы, были пробки), но и не впритык к регистрации. Однако в аэропорту нам заявили, что мест в самолете уже не хватает - лишь два свободных. Как нам объяснили, ближе к окончанию регистрации рейса на борт взяли много депортированных граждан, то есть фактически регистрацию закончили раньше, чем положено. В результате мы восемь часов провели в аэропорту, дожидаясь нового самолета! И никаких тебе компенсаций. Разве что воды бесплатной попить дали...

Принцип овербукинга очень хорошо объясняет известная поговорка: "Кто раньше встал - того и тапки". То есть кто успел зарегистрироваться на рейс первым - летит, как и планировал, а кто оказался в числе последних, будет ждать следующего самолета. И как бы гражданам нашей страны не было лестно, что отечественные авиакомпании равняются на Узбекистан, покупая билет, все же хочется быть полностью уверенным, что улетишь в нужное время и доберешься до пункта назначения в запланированный час.

- По нашему законодательству любая компания, оказывающая услуги, должна предоставить клиентам полную информацию о деталях предоставления этой самой услуги, - рассказал "МП" глава Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков. - В случае с авиаперевозчиками закон требует, чтобы в билете были четко прописаны номер рейса, время вылета-прилета, модель самолета и номер места. Если узаконить предложение "Аэрофлота", соблюдение данного закона будет невозможным. И давать на государственном уровне волю частным авиаперевозчикам, поступать так с пассажирами недопустимо. Ведь у нас и так куча проблем с авиа-линиями.

При этом Михаил Аншаков подчеркнул, что люди регулярно обращаются в ОЗПП с жалобами на отмену рейсов без объяснения причин, что допускается, к слову, в нашем законодательстве. Не устраивает людей зачастую и уровень обслуживания в самолете: питание, отделка кресел, поведение стюардов и многое другое. Если к этому всему добавится еще и продажа двух билетов на одно место, то качество обслуживания наших авиалиний окажется ниже плинтуса.

- Мне не очень понятна логика авиаперевозчиков, - высказал свою точку зрения "МП" депутат Госдумы от ЛДПР Вадим Деньгин. - Все-таки в России, если люди покупают билет на самолет, то в 99% случаев все-таки летят на нем, а не просто выкидывают деньги на ветер. И это правильно. Я думаю, реально эту ситуацию нужно не так решать: не хватает мест - сажайте людей в бизнес-класс или как-то иначе выходите из ситуации. А просто продавать билеты, а потом кого-то оставлять до следующего самолета просто потому что так фишка легла - недопустимо.

Вадим Деньгин подчеркнул, что перед тем, как просить узаконить "лишние билеты", авиаперевозчики должны разъяснить, как они планируют возмещать убытки клиентам и в принципе заглаживать свою вину перед людьми, если по вине авиаперевозчика они не смогут добраться до пункта назначения вовремя. Также в беседе с "МП" депутат заметил, что сама по себе легализация овербукинга может выйти боком самим чиновникам, которые не смогут гарантированно садиться на рейсы для вылета на совещания, встреч с людьми и многого другого.

- Овербукинг существует давно и признается многими мировыми ассоциациями авиаперевозчиков, - прокомментировала "МП" ситуацию глава пресс-службы Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. - Тем не менее существование данной практики не отменяет того факта, что это нарушает права пассажиров. Причем доходит до очень неприятных ситуаций: в самолетах не находят места для всех членов семьи и предлагают, например, матери с ребенком лететь одним самолетом, а отцу - другим. Или людей не пускают на самолет, и они элементарно не попадают на оплаченный круиз или похороны родственника. И авиакомпании зачастую пытаются ограничиться лишь компенсацией в виде стоимости билета на самолет, а об испорченном отдыхе и потраченном впустую времени никто и не говорит. В общем, овербукинг существует как явление, но его нельзя назвать положительной стороной в авиасфере. И в России его применение просто недопустимо. У нас ведь куча рейсов с пересадками. То есть, в тот же Екатеринбург люди попадают, скажем, из Ворнежа, изначально прилетев в Москву. И как можно будет подгадать, когда следующая пересадка в том или ином аэропорту? Это практически невозможно. Я очень надеюсь, что применения овербукинга в авиаперевозках Минтранс России не допустит.

Ирина Тюрина также отметила, что овербукинг как явление в бизнесе сам по себе носит положительный характер, просто применять его нужно не в момент, когда человек куда-то едет, а когда человек находится уже на месте. Например, овербукинг успешно работает в гостиничном бизнесе, когда гостиницы бронируют номера на несколько людей сразу, опасаясь, что кто-то из постояльцев так к ним и не приедет. Но в случае полного заполнения гостиницы обычно руководство заведения старается разместить человека в отелях, аналогичных по уровню обслуживания и расположению. Но что самое важное - делается это именно тогда, когда человек уже не находится в "подвешенном" состоянии, не зная, когда же он все-таки доберется до места.

В завершение заметим, что, помимо овербукинга, "Аэрофлот" предлагает закрутить пассажирам гайки и по части бесплатного провоза багажа. Воздушный кодекс определяет минимальную норму веса бесплатного багажа в 10 килограммов (никто не запрещает конкретному перевозчику делать свою норму выше). Но там ничего не сказано, сколько сумок человек может погрузить, укладываясь в номинальный вес. Авиагигант считает, что это значительным образом усложняет жизнь авиаперевозчикам, и необходимо закреплять за людьми не общий вес багажа, а одно багажное место размером, скажем, с крупный чемодан - и плевать, сколько он весит. А большую площадь занимать можно будет лишь за дополнительную плату.

Примечательно, что новые способы увеличения прибыли авиакомпаниями предлагаются на фоне и без того неплохой жизни. Например, "Аэрофлот" за минувшие два месяца перевез на 15% больше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года. "Трансаэро" тоже отмечает приток пассажиров и хвастает тем, что имеет, по данным 2014 года самую высокую заполняемость самолетов в Европе. Таким образом, совершенно неясно, с чего вдруг пассажиры опять должны "спонсировать" авиакомпаниям очередные сверхдоходы.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта