Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Почему электронные услуги не всегда вызывают одобрение у россиян?

Никита С. МИТРОХИН

На этой неделе в Минкомсвязи отчитались, что за первый квартал 2015 года в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале госуслуг зарегистрировались 1800000 человек. Между тем, судя по общению с подписчиками нашей газеты, переходом в электронный режим довольны далеко не все.

В отчете Минкомсвязи, в котором и приводится цифра о новых пользователях, сообщается, что всего на портале, который начал работу в 2009 году и открывает физическим и юридическим лицам доступ ко многим государственным услугам страны, зарегистрировано почти 15 миллионов человек. По-прежнему чаще всего они проверяют штрафы ГИБДД, состояние пенсионного счета, налоговую задолженность и оформляют загранпаспорта. Всего за первый квартал пользователи заказали 4 миллиона федеральных, 114 тысяч региональных и 139 муниципальных услуг.

Развитие государственных услуг в электронном виде для нашей страны - вполне обоснованная необходимость: удаленность населенных пунктов от административных ведомств, бумажная волокита и неистребимая коррупция просто вынудили власти как-то все упорядочить с помощью мировой паутины. Тем более что российский сегмент интернета по объему аудитории уже считается крупнейшим в Европе (по количеству пользователей интернета Россия еще в 2012 году вышла на первое место в Европе и шестое в мире). С каждым годом интернет становится все доступнее россиянам, и перевод услуг в электронный вид должен массово облегчать жизнь. Вот только произошло ли все именно так, как задумывалось изначально?

Перевод услуг в электронный вид внес коррективы и в законодательство. Так, у нас вполне официально исключили требования к федеральным и муниципальным ведомствам обязательно делать "бумажный" документооборот - для этого еще в 2010 - 2011 годах были внесены изменения в более чем 100 федеральных законов. Но результаты не сильно радуют, о чем свидетельствуют даже... интернет-пользователи. Например, читатели из паблика "МП" в соцсетях поведали, как всероссийская "электронизация" добавила им хлопот.

- Данные водосчетчиков раньше можно было сообщить по телефону, теперь же нужно либо на сайт специальный заходить, либо отправляться лично в МФЦ, - рассказал читатель по имени Егор. - Мне, конечно, это не понравилось, так как всякие там порталы госуслуг мне не интересны и не нужны - предпочитаю получать живые бумажки, а не цифровые. Но ладно я, у нас половина дома состоит из одиноких стариков, которые компьютер в глаза не видели и видеть уже не хотят. Сами говорят - поздно уже учиться, не до этого. Вот им реально жизнь осложнили, вынуждая регулярно тащиться в МФЦ со своими данными - по телефонам-то уже не дозвониться.

- А у нас недавно на доме появилось объявление, что газ придут проверять с 11-го по 20-е число, - написала нам Лидия Варюхина. - И тут же было приписано, что точное расписание, когда и в какой квартире будут газовщики, нужно смотреть на каком-то сайте. Нельзя было просто расписание повесить, чтобы люди на сайт не заходили? Я вот, например, с компьютером только на работе дело имею, специально дома не завожу из-за проблем с глазами, а меня вынуждают какой-то сайт искать! Причем в рабочее время, надо полагать - иначе-то никак. А бабушка-соседка и ее подружки из соседних подъездов, получается, так и останутся без информации, так как тоже к компьютерам доступа не имеют. И иметь, к слову, не обязаны!

Другие граждане отмечали, что, стремясь к тотальной оцифровке всего и вся, организации зачастую ничем людям не помогают, а порой и откровенно вредят. Нина Сергеевна рассказала, что недавно скачала на мобильник приложение "Почты России" для отслеживания почтовых отправлений. Мало того, что оно из четырех посылок, которых она ждала, "увидело" лишь одну, так еще и писало все время: "Информация пока не доступна". Даже тогда, когда женщине уже из почтового отделения извещение на посылку пришло и москвичка его уже домой забрать успела. При этом сайты сторонних разработчиков, на которых тоже можно отследить путь почтовых отправлений, дотошно и тщательно расписывали по пунктам весь путь посылок.

Другой случай рассказал Никита Владимирович. Имея золотую банковскую карточку от Сбербанка, он отправился по делам в Крым и с удивлением выяснил, что платежные системы Visa и MasterCard на данной территории Российской Федерации не работают. А когда позвонил в банк с претензией (мол, могли бы предупредить своего VIP-клиента, что карты не работают в Крыму), услышал, что эту информацию в свое время размещали на сайте "Сбера", куда, по логике руководства банка, ежедневно, видимо, должен ходить, как на работу, каждый его клиент.

Примечательно, что, формируя инфраструктуру портала госуслуг, Минкомсвязи синхронизировало с ним сайты всех государственных ведомств, и даже заявление в полицию у нас теперь можно написать через интернет. Однако, как показала практика, толку от таких заявлений немного:

- Какой смысл сидеть и писать текст на компьютере, если из МВД, ФСБ или ФСКН не приходит сообщения, что заявление получено и зарегистрировано под таким-то номером? - недоумевает Ирина Александровна. - Отправляя электронное письмо, люди не знают, что оно дошло до адресата. А настроить автоответчик с учетом писем может даже "чайник" - в каком-нибудь почтовом клиенте на бесплатном сервисе. Так почему этого не сделали разработчики, которые за бюджетные деньги делали всяким ведомствам их интернет-порталы?

Но я бы хотела заострить внимание на другом: даже написав электронное заявление в полицию, вы должны быть готовы к тому, что вам позвонят из райотдела и попросят приехать - якобы для уточнения всех деталей. А по приезде выяснится, что то же самое заявление, которое вы набили в соответствующей форме на портале, сотрудник полиции переписал своим корявым почерком на листе бумаги, щедро сдабривая полицейскими канцеляризмами. Выходит, проще сразу ехать в отделение?

Согласен с этим и наш читатель Александр Максимович:

- Кто сказал, что с внедрением электронных технологий бумагооборот стал меньше? Когда я оформлял пенсию, был очень удивлен количеством бумаг, которые затребовали для моей скромной персоны: в социальном отделе, где занимались ветеранскими документами, вбив все мои данные в компьютер, распечатали еще и для бумажного архива целую кипу листочков. То же самое сделали и во время оформления самой пенсии. В общей сложности в архив была положена, наверное, целая пачка бумаги А4, а зачем - одному богу известно. Казалось бы: все есть на компьютере и в общей системе, нажал кнопку - данные на экране. Но нет, даже в Москве до сих пор зачем-то требуется целый ворох бумажной распечатки того, что есть в компьютере...

Факт слабого развития электронного документооборота подчеркнул и известный айтишник, председатель ревизионной комиссии Национальной ассоциации домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС) Владимир Корвацкий:

- Зайдите на сайт президента России, - рассказал "МП" Владимир Николаевич. - По идее, он-то и должен быть эталоном развитости российских технологий. Но, к сожалению, там нет даже такой элементарной функции, как поставить электронную цифровую подпись (ЭЦП). Вместо этого приходится заполнять разделы "ФИО", "адрес", "соцположение" и так далее. Это же упущение существует и на портале госуслуг: гражданам приходится вписывать свои данные, СНИЛС и прочее, вместо того, чтобы одним махом поставить электронную подпись и тем самым подтвердить свою личность. Из-за отсутствия такой простой системы идентификации у нас все дальнейшее развитие электронных услуг происходит довольно медленно. Мы не можем писать жалобы, заявления в ведомства, обращения в банки, устраивать легитимное голосование жильцов одного дома и много чего еще. А например в Эстонии люди уже даже голосуют по интернету: в марте 2007 года были проведены выборы в местный парламент - рийгикогу. При голосовании электронную подпись использовали 400000 человек. У нас же электронной подписи нет у большинства.

Согласимся: идентификация пользователей действительно в России необходима, причем на высоком уровне. Некоторые читатели "МП" обратили внимание на то, что портал "Активный гражданин" за участие в опросах выписывает пользователям всяческие бонусы. Однако участвовать порой во вполне взрослых опросах могут и дети - ради получения тех самых бонусов на мобильные телефоны. Понятно, что малолетки отвечают на взрослые вопросы либо абы как, либо просто не вникнув в ситуацию со всех сторон... А в той же Эстонии полноценной гражданской жизнью люди начиют жить благодаря электронной подписи и ID-карте, которую получают в 15 лет. После этого в зависимости от возраста они могут проявлять активность на том или ином государственном портале. Возможно, и у нас стоит ввести подобную практику?

Очевидно, что зачастую электроника вытесняет не бумажную волокиту, а важные элементы комфортной жизни людей. Тут можно привести примеры и с водосчетчиками, и со сменой тарифного плата МГТС, и с постоянной необходимостью выяснять какие-либо данные только через интернет. Вместо развития госуслуг и появления их еще и в электронном виде намечается явное принудительное вытеснение одного жизненного уклада другим. Но всегда ли все старое плохо? И стоит ли принуждать людей к тому, что им чуждо, неудобно и не сильно нужно?

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта