Полемические заметки: чему радуемся?
Тому, что узаконили, ввели в норму античеловеческие условия жизни, приравненные к пыткам. И считаем это победой гуманизма, победой общественного мнения
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ
Госдума приняла в первом чтении законопроект, по которому один день, проведенный в следственном изоляторе (СИЗО), будет засчитываться осужденным за полтора дня в колонии общего режима и за два - в колонии-поселении. Сами законодатели уже назвали его "гуманным и отвечающим принципу справедливости".
Редкий случай, но с ними согласны, их решение одобряют и приветствуют правозащитники. Они всегда выступали за то, чтобы "засчитывать один день содержания в следственном изоляторе за два дня отбывания наказания в виде лишения свободы". Например, в конце прошлого года на сайте "Российской общественной инициативы" начался сбор подписей под обращением.
А уж о заключенных и речи нет. Им будут пересчитаны сроки, почти сто тысяч человек выйдут на свободу досрочно.
Итак, победа общественного мнения? Казалось бы, надо радоваться. Или хотя бы не лезть в бочку меда с ложкой дегтя. Ведь и правда, гуманно и справедливо, если смотреть с нашей, устоявшейся точки зрения. Помните, как в чеховской "Палате №6" обсуждают формулу Гегеля "Все действительное - разумно"?
Но здесь и давно мы имеем случай вопиющий. Решение Госдумы и всеобщая одобрительная реакция - свидетельство сдвига в умах и душах, в сознании, в восприятии действительности.
Изначально надо отдавать себе отчет, что граждане, содержащиеся в СИЗО, по правовому статусу "считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана вступившим в законную силу приговором суда". (Ст. 49 Конституции РФ, ст. 6 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".) И обладают всеми правами граждан РФ. Заключенный в СИЗО имеет право баллотироваться хоть в президенты.
Срок заключения в СИЗО, срок предварительного следствия строго ограничен законом.
Статья 162 Уголовно-процессуального кодекса (УПК РФ) гласит: "Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела".
Но на практике у нас сроки продлевают до 12 месяцев и больше. Разумеется, "только в исключительных случаях". А есть еще "производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу", "дополнительное следствие". Их количество в законе не оговорено - значит, "доследований" может быть несколько. "Это можно было бы назвать неслыханным беззаконием, если бы оно не покрывалось законом", - говорил уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.
Таким образом "срок, не превышающий 2 месяцев", оборачивается годами.
Известен случай, когда человек, подозреваемый в финансовых махинациях, отсидел в тюремной камере 5 лет. Ему продлевали срок пребывания в СИЗО 15 (пятнадцать) раз. Кстати, нарушая запрет на содержание предпринимателей под стражей до суда (ст. 108 УПК РФ). В конце концов, его приговорили к шести годам колонии. Однако дело дошло до президента - и заключенного немедленно освободили "условно-досрочно".
Расстановка сил простая. Подследственный против следователя. У следователя - вся репрессивная мощь государства: полиция, прокуратура, право на задержания, обыски, аресты, допросы всех причастных. К его услугам все экспертные институты страны. У подследственного - один адвокат.
И если государство, имея в арсенале такой аппарат насилия против одного человека, к тому же находящегося в тюремной камере, не сумело закончить следствие в срок и передать обвинение в суд, то государство обязано с извинениями выпустить человека на свободу.
В действительности все иначе. Подследственного "давят" до последнего. В самом неудачном для государства варианте суд приговаривает его к сроку заключения, равному отсидке в СИЗО, - и "все счастливы".
Итак, вопрос: почему Госдума приравняла день в СИЗО к полутора дням на зоне.
Ответ: потому что условия содержания в СИЗО несравненно тяжелее, чем в колонии.
В СИЗО на одного подследственного полагается не менее 4 квадратных метров площади. По данным Мурманской прокуратуры: "В женской камере при площади 9 кв. м содержатся 6 человек - 1,5 кв. м на человека". Заместитель секретаря Общественной палаты Александр Музыкантский: "В подмосковных СИЗО количество заключенных составляет 240 - 250 процентов от предельной нормы". Из доклада Общественной наблюдательной комиссии: "В Можайском СИЗО №10 превышение лимита на 350 человек. Многим заключенным в таких условиях приходится спать по очереди".
После такого колония покажется раем.
Даже если 4 квадратных метра на человека, то представьте комнату в 40 квадратных метров, в которой стоят 10 кроватей, живут, спят, едят, испражняются, болеют, кашляют и чихают 10 человек. Месяцами, а то и годами. По правовому статусу - НЕВИНОВНЫХ.
При обсуждении законопроекта бывший министр юстиции депутат Павел Крашенинников напомнил слугам народа, что международные наблюдатели условия содержания в российских СИЗО приравнивают к пыткам.
Значит, что надо сделать? Да элементарно: строго соблюдать сроки следствия, наказывать за их нарушение, снести гнилые казематы, содержать людей в чистых светлых помещениях, соответствующих цивилизованным нормам.
Вместо этого Госдума один день, проведенный в СИЗО, засчитала за полтора дня в колонии общего режима и за два - в колонии-поселении.
И мы - обрадовались? Чему?
Тому, что узаконили, ввели в норму античеловеческие условия жизни, приравненные к пыткам. И считаем это победой гуманизма, победой общественного мнения.