Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Предупрежден - значит вооружен

Людмила АРИНИЧЕВА

Городская поликлиника №8, что находится на западе столицы среди жилых корпусов Олимпийской деревни, после проведенной в городском здравоохранении реорганизации стала головной в амбулаторно-поликлиническом центре, обслуживающем сразу три территории: Тропарево-Никулино, Очаково-Матвеевское и проспект Вернадского.Что изменилось в результате реорганизации в оказании медицинской помощи населению? Легче или сложнее стало трудиться медицинским работникам? На эти и другие вопросы отвечает главный врач Городской поликлиники №8 Лейла Джоновна ОЧИЕНГ.

- До реорганизации в столице было около 500 поликлиник, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы. Теперь амбулаторную медицинскую помощь городскому населению оказывают 84 амбулаторно-поликлинических центра, среди них 46 взрослых, остальные детские. В Западном административном округе, где находится наше лечебное учреждение, сформированы 5 амбулаторно-поликлинических центров. Один из них возглавила ГП №8, к которой присоединили поликлиники №№118, 124 и 177, ставшие нашими филиалами №№1, 2 и 3 соответственно.

Что в результате реорганизации изменилось в медицинском обслуживании населения? Изменилось многое. Главное - качественная, причем бесплатная, медицинская помощь стала доступнее для каждого москвича. Дело в том, что реорганизации предшествовала масштабная модернизация всего городского здравоохранения. Правительство Москвы обеспечило лечебные учреждения самым современным медицинским оборудованием, что вывело столичное здравоохранение на уровень ведущих западных стран, а в отдельных случаях и выше. Приведу всего один пример. Раньше в городской сети магнитно-резонансные томографы (МРТ) стояли только в консультативно-диагностических центрах, где за каждым из них было закреплено по 1 миллиону 200 тысяч горожан. А теперь, когда все головные поликлиники амбулаторно-поликлинических центров оснастили современнейшим МРТ, к каждому аппарату прикреплено всего по 200 тысяч человек. Такого нет нигде в мире!

Раньше на МРТ были огромные очереди, многие пациенты, чтобы ускорить диагностику, прибегали к платным услугам, оказываемым на федеральном уровне. Теперь же любой москвич может свободно записаться на МРТ в своем амбулаторно-поликлиническом центре и в течение 20 дней бесплатно обследоваться.

Кроме МРТ, в нашем распоряжении появились современный компьютерный томограф, аппарат для ультразвукового исследования (УЗИ) экспертного класса, цифровой маммограф с большой разрешающей способностью, цифровой флюорограф, рентгенологический денситометр для определения уровня содержания кальция в костях, а новую рентгенологическую установку получила не только наша головная поликлиника, но и каждый филиал. Все это прекрасное оборудование существенно расширяет возможности врачей в проведении своевременной качественной диагностики, значение которой трудно переоценить. Это залог своевременно начатого эффективного лечения, сохранения здоровья и продления жизни наших пациентов.

Кроме диагностического оборудования, мы получили медицинскую технику, которая нам и не снилась, - роботы для реабилитации пациентов после инсульта и травм. Раньше мы пользовались "дедовскими" методами. При разработке у пациентов, например, рук со сниженной разгибательной способностью использовали всего лишь гантели. Теперь таких больных сажаем на робота, который сначала программирует индивидуальный комплекс упражнений с постепенным увеличением сложности, а потом помогает пациенту выполнять его. Результаты робототехнической реабилитации превзошли все ожидания. У нас люди после инсульта не только поднимаются, но и начинают себя обслуживать! Пациенты за это очень благодарны. До модернизации такой уровень реабилитации москвичам могла предоставить только Городская больница №31. Полгорода туда ездили. Теперь такие же возможности появились по месту жительства пациентов.

- Лейла Джоновна, прекрасное оборудование, о котором вы рассказываете, установлено в головной поликлинике. Но ведь не все население прикреплено к головным поликлиникам, многие, следуя территориальному принципу, обслуживаются в филиалах...

- Повторюсь, основное достижение реорганизации городской амбулаторной сети, о чем я начала свой рассказ, заключается в том, что благодаря объединению поликлиник в амбулаторно-поликлинические центры качественная медицинская помощь стала доступнее для населения. Поясню. Жители территорий, традиционно обслуживавшиеся в поликлиниках, ставших нашими филиалами, получили возможность обследоваться и консультироваться и в головной поликлинике. Если лечащий врач в филиале считает, что его больному необходимо провести исследование, например, на МРТ, он дает ему направление в головную поликлинику, и человек с выпиской из истории болезни приходит к нам и бесплатно получает необходимую медицинскую помощь.

В условиях амбулаторно-поликлинического центра легко решаются любые казавшиеся ранее трудно разрешимыми проблемы. Сломался, скажем, флюорограф в одном из филиалов - пациентов распределяют в другие подразделения поликлиники. Заболел или ушел в отпуск, допустим, кардиолог - больных примут кардиологи в других филиалах или в головной поликлинике. Наши внутренние проблемы никак не отразятся на уровне оказания медицинской помощи, человек будет вовремя обследован и проконсультирован.

- По общему мнению, главной бедой отечественного здравоохранения всегда были очереди в медицинских учреждениях. Москвичам часто трудно было записаться к "узким" специалистам. И сейчас многие сетуют на то, что, например, к гастроэнтерологу можно попасть только после посещения терапевта. Для чего введен такой порядок?

- Пройдите по нашим коридорам - вы увидите, что таких очередей, какие были раньше, теперь нет. У кабинетов сидят не более двух-трех человек. Этому способствовали 2 вещи. Первое - объединение московской амбулаторно-поликлинической сети единой информационно-аналитической системой ЕМИАС. Теперь у каждого врача на столе стоит компьютер, а в коридорах и холлах поликлиник размещены инфоматы для записи пациентов к специалистам. Население также может записаться на прием к доктору, не выходя из дома, воспользовавшись интернетом или телефоном колл-центра 8(495)539-30-00. Такие технические возможности значительно увеличили доступность врачей.

Самозапись сохранилась к терапевтам, урологам, офтальмологам, хирургам, отоларингологам и аккушерам-гинекологам. К остальным "узким" специалистам пациент получает талон из рук терапевта после осмотра, а порой и после обследования.

Для чего это сделано. Чтобы пациент не терял порой дорогое время на визиты к тем специалистам, которые ему не показаны. К сожалению, при свободной самозаписи были случаи, когда пациент, считая, что у него, например, проблемы с позвоночником, записывался к неврологу, а у него на самом деле был инфаркт, когда не день, а каждый час на вес золота. Не должен пациент сам ставить себе диагноз - это дело врача. Поэтому введен порядок, когда при возникновении каких-либо проблем со здоровьем человек должен обратиться к участковому терапевту. Доктор осмотрит больного и назначит нужное обследование: у кого-то проверит уровень сахара крови и, если надо, направит к эндокринологу, кому-то сделает ЭКГ и при выявленных показаниях даст направление к кардиологу, другому пациенту посчитает нужным проверить гормоны щитовидной железы и примет решение о направлении пациента на консультацию к "узкому" специалисту. Такой подход сокращает время дефицитных "узких" специалистов, делая их тем самым доступнее для населения, ведь пациентов они теперь получают уже обследованными. Их задача - дообследовать больного, назначить лечение и либо вернуть его на уровень терапевта, либо взять пациента на диспансерный учет. При этом талончик на повторный визит он сам выдаст посетителю на удобное для него время.

У нас теперь нет очередей еще и потому, что мы потратили достаточно много усилий на то, чтобы дисциплинировать наших пациентов, приучить их приходить на прием в то время, которое указано в талоне. Раньше ведь было так - человек записался к врачу, скажем, на 11.00, но пришел в поликлинику пораньше к 9.00 в надежде "проскочить" побыстрее. Теперь все ходят к тому времени, которое указано в талоне.

- Очередей не стало, но существенно увеличилась нагрузка на участковых терапевтов.

- Верно, нагрузка на терапевтов возросла, поэтому мы сейчас стремимся максимально облегчить и сделать привлекательнее их труд. Первое, что было предпринято, мы по максимуму укомплектовали штат терапевтов, чтобы исключить совместительство на двух участках. Повысили терапевтам заработную плату. Иногородних врачей обеспечили общежитием. И еще у нас в планах - создание сестринских бригад, которые по возможности разгрузят терапевта, например, от бумажной работы. С доктором будут работать несколько медицинских сестер. Одна из них пойдет на дом к пациентам; другая будет вести доврачебный прием, во время которого пациенту быстро без очереди измеряют температуру, артериальное давление; третья медсестра будет объяснять пациентам, как правильно подготовиться к назначенному исследованию, допустим, что можно и чего нельзя есть перед УЗИ брюшной полости... Медсестры, а не терапевты, будут подбирать пациентам удобное время для повторного визита, выдавать им талончики на консультации и направления на обследования... В рамках эксперимента мы планируем уже в этом квартале протестировать организацию работы участковых терапевтов в единой команде с сестринскими бригадами.

- Лейла Джоновна, пользуясь возможностью обратиться к своим пациентам через газету, что вы пожелали бы им?

- Я хочу посоветовать всем москвичам начать следить за своим здоровьем до появления заболевания. Помните, профилактика недугов эффективнее и дешевле, чем лечение. Лучше 1 раз в 3 года пройти диспансеризацию и выявить факторы риска развития того или иного заболевания, чем узнать о болезни тогда, когда о нем заявит боль, порой возникающая на поздних стадиях, когда лечение бывает проблематичным. Предупрежден - значит вооружен. Особенно важно подружиться с врачом молодым людям, чтобы сохранить здоровье для долгой и счастливой жизни.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта