Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Почетный гражданин

Михаил ВОСТРЫШЕВ

Реалист и творец сказочной фантазии

Художник Сергей Васильевич Малютин (1859 - 1937)

Сережа родился в московской купеческой семье. После трагической смерти молодой матери отец запил и вскоре ушел вслед за супругой. Оставшись в три года круглым сиротой, мальчик воспитывался в доме тетки. Окончив коммерческое училище и бухгалтерские курсы, Сергей стал служить конторщиком в Воронеже.

С детства он очень любил рисовать, но картин настоящих художников почти не видел. Купец Трофимов, у которого служил Сергей, стал присматриваться к рисункам своего служащего.

Малютин вспоминал: "Однажды хозяин вынул из конторки и передал мне деньги, приказав идти смотреть, как он выразился, настоящие картины на открывшейся в то время выставке передвижников. Уже первая увиденная при входе на выставку картина так поразила меня умением воспроизводить изображаемые предметы, что мне страстно захотелось самому сделать то же самое".

В 1880 году Малютин вернулся в Москву и стал работать чертежником в управлении Брестской железной дороги. В 1883 году, не бросая работы, которая давала скудные средства для пропитания, он поступил вольнослушателем, минуя начальный и головной классы, сразу в фигурный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Закончив в 1886 году училище, Сергей Васильевич бросил постылую работу чертежника и стал зарабатывать на жизнь уроками рисования. Но денег не хватало, так как он был женат и имел детей. Подрабатывать приходилось, рисуя ярлычки к баночкам для помады.

В своем творчестве Малютин сначала увлекся пейзажами, потом занялся жанровыми картинами, среди которых выделялись "Сапожник в мастерской" и "По этапу". Большинство его рисунков были грустными, как и сама жизнь художника. Большим событием в его судьбе стала покупка П. М. Третьяковым его картины "Ребенок в кресле. Портрет В. С. Малютина, сына художника", а спустя два года еще двух иллюстраций к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина.

Другое направление его живописи было связано с увлечением отечественной историей. Эта работа побудила его к изучению русских древностей в Историческом музее, где он познакомился с директором музея, историком И. Е. Забелиным. Он тщательно изучает одежду и утварь XIII - XIV веков, резьбу и роспись того далекого времени. В 1888 году он закончил замечательную картину "Нашествие татар".

Работая с 1897 года в московских театрах, Сергей Васильевич выполнил декорации и эскизы костюмов к операм "Руслан и Людмила", "Хованщина", "Садко", "Аскольдова могила" и другим.

Но более всего ему нравилось иллюстрировать художественные произведения - сказки Пушкина, русские народные сказки, сказки Н. Н. Юрьина. Он был одним из первых, кто научился рисовать акварелью специально для детей.

Весной 1900 года Сергей Васильевич поселился в имении княгини М. К. Тенишевой - Талашкине Смоленской губернии. Он прожил здесь три года, руководя мастерской художественных ремесел, где обучались кустари. Здесь он занялся и зодчеством, по его рисункам были выстроены резные ворота в Талашкине, церковь и "Теремок" в соседнем Фленове.

По возвращении из Талашкина Малютин продолжает свои декоративные работы, принимает заказы на оформление интерьеров купеческих особняков, вступает в артель художников-гончаров "Мурава". Вершиной его архитектурно-художественной деятельности стало создание в 1905 - 1907 годах вместе с архитектором Н. К. Жуковым в стиле русского модерна доходного дома З. А. Перцовой, что доныне красуется в Саймоновском проезде.

К концу первого десятилетия ХХ века Сергей Васильевич вновь увлекся жанровой живописью: "Ярмарка" (1907), "Перевоз" (1907), "Пирушка" (1910), "В избе" (1911). Появляется и новое увлечение - портрет: В. В. Переплетчикова (1912), М. В. Нестерова (1913), С. А. Виноградова (1914), А. М. Васнецова (1914), В. А. Гиляровского (1915) и десятки других.

На его квартире 13 мая 1922 года состоялось собрание живописцев-реалистов, которые решили создать новое объединение, вскоре получившее название Ассоциации художников революционной России. Вскоре членами АХРР стали А. Е. Архипов, Н. К. Касаткин, В. Н. Мешков, А. А. Рылов, К. Ф. Юон.

Незадолго до смерти свою портретную галерею 78-летний Малютин завершил портретом профессора медицины В. Д. Шервинского. Когда Малютин за последние два года в четвертый раз заболел воспалением легких, Шервинский настоял, чтобы он лег в клинику на Большой Пироговской улице. На больничной койке на руках своих сыновей Сергей Васильевич скончался в ночь с 5 на 6 декабря 1937 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта