Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Непознанная глубина

Михаил ВОСТРЫШЕВ

Забыв про грозу и прилив,

Душою прикованный к морю,

Я думал: "Его переспорю".

В ту бурю остался я жив.

Сергей МАРКОВ.

Необъятный и изменчивый океан всегда внушал человеку трепет. На его поверхности все движется, не имеет своего постоянного места, а в глубинах, кажется, все спит. Жизнь на Земле зародилась в океане, и только значительно позже живые существа стали осваивать сушу. Водная стихия необъятна, сложна и многообразна, она - источник тепла, пищи, многих химических веществ. Но она, кроме того, - источник множества тайн. И по сей день мы знаем о глубинах мирового океана меньше, чем о космосе. Моряки поэтому, наверное, самые суеверные люди. Призраки затонувших кораблей и знаменитых мореплавателей, магия амулетов и примет, корабельные духи сопутствуют тем, кто выходит в открытый океан.

До нашей эры

Китайские удочки

В китайском манускрипте, датируемом 400 годом до нашей эры, приведено описание снаряжения рыболова. Леска делалась из шелка, крючок - из острой иглы, на удилище шел стебель карликового бамбука, а поплавком служил кусочек высушенного спинного мозга крупного животного. В качестве приманки рекомендовалось использовать зернышко вареного риса.

Искусственный канал

Между Северным и Южным Китаем находится самый старый канал в мире. Его длина 1300 километров. Канал по меньшей мере частично еще и сегодня судоходен. Работы на этом так называемом императорском канале были начаты в 486 году до нашей эры и продолжались почти два тысячелетия. Канал служил главным образом для транспортировки зерна.

Деньги из водички

Полтонны золота на брата

Вода Мирового океана содержит большое количество металлов, в том числе и золота. Если бы существовал простой и дешевый способ извлечения ингредиентов из морской воды, то на каждого жителя нашей планеты можно было бы добыть по полтонны этого драгоценного металла.

Музей подгадил

Убийцы

Так назвали ярко-зеленые водоросли, которые были занесены в Средиземное море в середине 1980-х годов, когда Музей океанографии в Монако во время очистки аквариумов сбросил их в море. Сейчас они покрывают 130 квадратных километров побережья Франции, Испании, Италии и Хорватии, разрушая экологическую систему Средиземного моря. Остановить их распространение пока не удается.

Жизнь без солнца

Холодные глубины

Солнечное тепло нагревает верхние слои океана, в которых обитает большинство морских организмов. Если температура поверхности вод сильно отличается в тропиках и полярных морях, то ниже освещенной зоны (200 метров) океан одинаково холоден во всех регионах земного шара.

Парадокс

Вода теплее воздуха

Средняя температура поверхности Мирового океана равна плюс 17,4 градуса, тогда как средняя температура воздуха у поверхности земли достигает всего плюс 14 градусов.

Острова

Подводные хребты

На дне Атлантического океана находится Срединно-Атлантический хребет - вытянутая горная гряда высотой до 4 километров. Отдельные вершины подводных гор выступают над поверхностью воды, образуя острова. Крупнейший из них - Исландия.

Незаметный цвет

Прячься в красноте

Солнечный свет состоит из семи основных цветов. В воде хуже всего распространяются лучи красного спектра, поэтому глубоководные существа, имеющие покровы этого оттенка, плохо различимы в воде. Кажущийся нам ярким красный цвет креветок служит этим животным в море камуфляжем.

Глубже всех

Марианский желоб

Высочайшая гора нашей планеты Эверест, или Джомолунгма (8848 метров), находится в Гималаях. Она легко могла бы поместиться в Марианский желоб (11034 метра) - самую глубокую океанскую впадину, находящуюся в Тихом океане.

Погружение

Батисфера

Чем глубже погружается водолаз в море, тем больше он испытывает давление воды. В 1930 году американец Уильям Биб сконструировал батисферу - сферический аппарат для глубоководных исследований. Вода давит на батисферу со всех сторон с равным усилием, и это позволяет аппарату выдерживать огромное давление на больших глубинах.

До предела

Швейцарец Ж. Пикар и американец Д. Уолш 23 января 1960 года в батискафе "Триест" достигли дна Марианской впадины. Глубина погружения составила 10916 метров.

Возле экватора

Штиль

Около экватора пассаты сходятся, формируя зону затишья с очень низким давлением. Ветра почти нет, но восходящие потоки влажного воздуха приводят к постоянным грозам и ливням. Парусные корабли могут неделями дрейфовать в этих широтах.

То, чего нет

Девятый вал

Поэты, художники, романисты воспели девятый вал как самый большой среди бушующих волн. Но в действительности девятого вала не существует. Самой большой волной может быть любая. Название "девятый вал" возникло в глубокой древности от мифологического представления о девяти, как о священном числе.

Словотворчество

Цунами

"Цу" по-японски значит "гавань", а "нами" - "волна". Такая "волна в гавани" возникает в результате колебаний морской воды при землетрясениях, извержениях вулканов или крупных оползнях.

Высокие показатели

Приливы в Фанди

В заливе Фанди (Канада) наблюдаются самые высокие приливы в мире. Их высота составляет в среднем 14 метров в северной части залива, намного превышая среднюю величину приливов в мире, составляющую 0,8 метра.

Средневековые парусники

Каравеллы

В конце XV века португальцы начали строить каравеллы - корабли, предназначенные для плавания в открытом море. Они имели осадку до 4 метров, высокий борт, надстройки в носовой и кормовой части. Паруса позволяли им развивать скорость до 26 километров в час. В 1492 году испанский мореплаватель Христофор Колумб пересек Атлантический океан на каравеллах "Санта Мария", "Нинья" и "Пинта".

Галеон

Галеон - это тип тяжелых деревянных парусных кораблей, которые использовались в XVI веке для перевозки людей и грузов через океанские просторы. Длина галеона в четыре раза превышала его ширину. Он имел специальную палубу для пушек. На двух передних мачтах у него были квадратные паруса, а на задних мачтах - треугольные, которые помогали галеонам плыть против ветра.

Треугольник на мачте

Латинский парус

Латинский парус - треугольный или косой, пришедший на замену широко распространенному в прежние времена прямоугольному парусу. Он был заимствован европейцами у арабов. Косой парус издревле использовали мореплаватели Индийского океана.

Среди льдов

Рекорд не побит

Рекорд дальнего плавания на малом судне в Арктике был установлен еще в 1839 году и не побит до сих пор. Тогда шотландец Томас Симпсон проплыл на четырех связанных вместе каяках 2252 километра по районам Крайнего Севера.

Соревнование

Перетягивание фрегатов

В 1845 году британское Адмиралтейство устроило состязание между двумя фрегатами. Канаты связали их за корму, и они тянули каждый в свою сторону. Целью состязания было определить, что эффективнее - гребные колеса или гребные винты. Фрегат "Раттлер" с гребным винтом легко победил фрегат "Алекто".

Старость не помеха

Ветеран среди пароходов

Ветераном среди плавающих до сих пор первенцев судостроения считается колесный пароход "Скибландер", совершающий с 1856 года регулярные рейсы по норвежскому озеру Мьеса, что в 50 милях от Осло. Этот пароход имел всего лишь два капитальных ремонта.

Юбка над водой

На воздушной подушке

Судно на воздушной подушке изобрел в 1959 году английский инженер Кристофер Кокерель. Он создал судно с подобием юбки вокруг корпуса. Большие вентиляторы на палубе нагнетали под днище судна воздух. "Юбка" задерживала его там, образуя воздушную подушку, позволяющую судну зависать над поверхностью воды или льда.

Для музея не сгодился

Морской гигант

Самым длинным кораблем в истории (458 метров) был танкер под названием "Морской гигант", позже переименованный в "Нок Нэвис". В декабре 2009 года его сдали на металлолом.

Изобретение

Моторная лодка

Лодочный подвесной мотор выпустил на рынок в 1909 году американский механик норвежского происхождения из города Милуоки Оле Эвинруде. Мотор весил 20 килограммов и развивал мощность 1,5 лошадиной силы. Тем самым было получено начало появлению нового изделия - моторной лодки.

На смену дереву

Железо на плаву

В 1837 году англичане спустили на воду первый морской пароход из железа "Рейнбоу", который предназначался для эксплуатации между Лондоном и Антверпеном.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта