Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Электрическому освещению центра столицы вернут исторический облик

Нина Баталова

Более 100 ретрофонарей середины ХХ века, как и прежде, украшают Софийскую набережную, Большой Каменный и Большой Москворецкий мосты. Буквально на днях завершены работы по установке еще 17 светильников на Бородинском.

Работа продолжалась целый год и была чрезвычайно сложной. Ведь фонари являлись не просто осветительными установками. Они разрабатывались известными архитекторами в едином ансамбле с замечательными сооружениями, ставшими украшением столицы, и сами по своему декору, качеству исполнения, для которого использовалось очень хорошее чугунное литье, могут быть приравнены к произведениям искусства, культурному и историческому наследию, сохранению которого город сегодня уделяет особое внимание. По инициативе московского правительства, Департамента топливно-энергетического хозяйства и музея "Огни Москвы" и была начата работа по реставрации и реконструкции исторических фонарей.

Однако за последние годы износ многих светильников стал, можно сказать, запредельным. На чугунных цоколях (их называют еще "юбками") обнаружились трещины, под бесчисленными слоями краски невозможно стало рассмотреть художественные детали, а они на каждом объекте, как нам рассказали, оригинальные. Некоторые цоколи и кронштейны были вообще полностью утеряны. Не соответствовали первоначальным и сами лампы. К счастью, в музее "Огни Москвы" сохранились чертежи, фотографии.

Вообще в этом небольшом музее, разместившемся в Армянском переулке в особняке ХVIII столетия, создана уникальная экспозиция, где об уличном освещении Москвы можно узнать все. В экспозиции - копия указа императрицы Анны Иоанновны от 27 октября (по старому стилю) 1730 года, повелевшей "на Москве, в Кремле, в Китае, Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе... для зимних ночей поставить на столбах фонари стеклянные". Первые светильники устанавливались на деревянных столбах и сначала зажигались в торжественных случаях, потом освещали город только с 1 сентября по 1 мая и всего по 18 дней в месяц. Считалось, в лунные ночи нечего жечь конопляное масло, каковое было такого качества, что фонарщики с удовольствием сдабривали им кашу. Позднее в ход пошли лампадное масло и хлебный спирт. В середине ХIХ века по решению городской думы освещение было переведено на керосин, а потом был заключен контракт на газовое освещение.

В 1880 году в саду "Эрмитаж" зажглись первые электрические фонари, а первой улицей, освещаемой электричеством, стала Тверская.

Сегодня столицу заливают огнями более 45 тысяч светильников. Только в военные годы в затемненной Москве "карманные фонарики на ночных дежурствах мы зажгли". Но как ликовала столица, когда вечером 30 апреля 1945-го город включил победные огни, которые расцветили и московские мосты.

- В 2013 году наш музей, - рассказывает его директор Наталья Потапова, - реализовал исследовательский проект "Фонари Москвы". Нам было интересно, а какие старинные фонари сохранились в столице. Наши сотрудники сами исходили всю Москву, нам помогали москвичи. В результате с их помощью был составлен единый каталог, в который включено около ста старинных фонарей Москвы. Были во время поисков, как говорится, и радости, и печали. На территории Кремля, например, в достаточно хорошем состоянии сохранились четыре первых исторических фонаря ХIХ века. До сих пор около Учебного театра ГИТИСа стоит колонна - часть бывшего газового фонаря. Но в то же время буквально недавно был утрачен - распилен на части - старинный электрический фонарь,

обнаруженный нами на Каланчевской улице возле станционного павильона железной дороги. Его установили к приезду в Москву Николая II. Он был, конечно, в запущенном состоянии, но пока мы обращались к городским властям за помощью о реставрации, управа пустила чугун на распил, посчитав хламом.

Музей познакомил с каталогом руководство Департамента топливно-энергетического хозяйства. "И нам было очень приятно, - признается Наталья Потапова, - что наш проект поддержали, и правительство решило во время ремонтных работ придать части опор старинный вид".

Первый заместить руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства Михаил Балабанов рассказал, что по историческим чертежам и фотографиям 1930-х и 1950-х годов, хранящимся в музее, были сделаны 3D-модели, по ним изготовлены реплики кронштейнов и цоколей, полностью идентичные тем, что были отлиты первоначально.

На Софийской набережной были установлены 21 опора и 44 светильника, на Большом Москворецком мосту - 44, на Большом Каменном - 40.

Журналистов пригласили на завершающую стадию работ на Бородинском мосту. Время выбрали, когда по Дорогомиловской движение транспорта менее всего напряженное. И надо сказать, увиденная картина впечатляла. Ведь установить на высоте кронштейны весом в сто и более килограммов каждый, поменять подобранные в духе времени колбы светильников без гидравлического крана невозможно. Но вот уже фонари со звездами, корзинами цветов, старинными плафонами готовы заново осветить магистраль и отразиться в Москве-реке.

- Работа рассчитана на два года, - пояснил М. Балабанов. - В 2015 году мы заменим пришедшие в негодность исторические фонари на Бульварном и Садовом кольцах. Но хотя мы ставим светильники исторического вида, вся внутренняя начинка в них современная, применяются высокоэкономичные технологии, которые позволяют экономить до 20 - 25 процентов.

ВСТАВКА

Руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы Павел Ливинский:

- В Москве сегодня колоссальный объем потребления. Только расход электроэнергии составляет 46 миллиардов киловатт-часов. По итогам, достигнутым 2010 - 2013 годах, суммарная экономия энергоресурсов составила 28 миллиардов рублей. Москва меняется, становится краше, и делается это с помощью энергосберегающих технологий. Город реализует программу архитектурно-художественной подсветки. В программе - архитектурно-художественное освещение 22 мостов".

Подпись под фото: Ландышевая аллея Парка им. Горького, 1930-е гг.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта