Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

От клавиатуры и до памперсов недалеко...

Наталия ПОКРОВСКАЯ

Помните, в "Двух капитанах" Каверина был такой отрицательный персонаж - отчим Саньки Григорьева? Гнусный тип, что и говорить, а в воспитании пасынка участвовал. Правда, весьма своеобразно: заставлял ребенка каллиграфически писать и орал при этом: "Палочки должны быть попендикулярны!"

Собственно, об этих самых "палочках" и шла речь в ставшей уже традиционной очередной дискуссии наших читателей. На минувшей неделе мы задали вопрос: "В Финляндии планируется перестать обучать детей письму: от печатных букв на бумаге они будут сразу переходить к печати на компьютере. Считаете ли вы такое решение правильным?"

73 процента наших респондентов ответили западным веяниям жестко и решительно: "Это совершенно недопустимо, надеюсь, в России до такого не дойдет".

"Это ужасная идея! Я, наоборот, считаю, что в начальной школе (а может быть, и в высшей) нужно завести чернильницы-непроливайки, перьевые ручки, тетради с косыми линеечками и свирепых каллиграфов с тяжелыми и длинными линейками", - пишет в социальной сети "Макспарк" участник опроса под ником "Писарь пакитвори". "Очень надеюсь, что в России до такого бреда, как отмена чистописания, все-таки не дойдет", - вторит ему Ольга Хромова.

На самом деле есть чего опасаться. Финны не оригинальны. От обязательного обучения школьников навыкам письма уже отказались в некоторых федеральных землях Германии: здесь в начальной школе пишут исключительно печатными буквами. А в США письму не обучают в 46 штатах - эти занятия заменили на обучение печатанию на клавиатуре.

"Обоснование этого шага интересно бы узнать, - волнуется "макспарковец" Виктор Фролов. - Действительно, ручка сейчас востребована, чтобы только подпись поставить, но в школе ею придется поводить всяко. С таким же успехом калькулятор пусть сразу на уроки математики тащат, он все знает".

Мотивация западной идеи такова: мол, достаточно уметь делать записи печатными буквами, навык письма утратил в XXI веке прикладное значение, и теперь, согласно велению времени, школьники должны большую часть заданий выполнять на компьютере.

Спору нет: прогресс на месте не стоит. За последние пару десятков лет многое изменилось в методах передачи или увековечивания информации.

Например, если тридцать лет назад печатание на машинке было сравнительно редким умением, то в настоящее время общение на расстоянии, да и просто фиксирование своих размышлений производится в большом количестве случаев с помощью клавиш. А с развитием систем распознавания речи и это умение может уйти в прошлое.

Однако...

По мнению экспертов, категорически настроенных против подобных ограничений в образовательном процессе, интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с его моторным развитием.

- Электронные гаджеты стимулируют моторное развитие лишь в минимальной степени, так как они обслуживаются при помощи одного типа активности - движения пальца по экрану, которое вдобавок требует небольших усилий в отличие от, например, рисования или лепки, - комментирует заслуженный учитель РФ Татьяна Борткина. - Кроме того, обработка языковых сигналов связана с левым полушарием, а работа с мультимедиа (это преимущественно изображения) стимулирует правое.

Спешим успокоить читателей: в нашей стране прописи в школе еще остаются актуальным элементом обучения. Российское педагогическое сообщество убеждено: уроки чистописания для детей младшего школьного возраста должны проводиться регулярно, желательно каждый день.

Солидарны с этим и наши читатели. "Развитие мозга напрямую зависит от мелкой моторики руки. Причем развивать эту моторику надо как можно раньше. В школе уже поздновато. Письмо - единственная "ювелирная" деятельность, пока еще обязательная для всех", - считает Наталья Баева.

К слову, в Японии или Китае каллиграфия испокон веков считается одним из искусств. И уж в этих странах, думается, она не умрет никогда. Однако и наше кириллическое письмо, да, собственно, и латынь, может быть отображено с помощью такого почерка, что его созерцание будет приносить ощутимое эстетическое наслаждение.

- Почерк может существенно подчеркнуть значение слов и фраз, написанных с его помощью, придать им некоторый оттенок, который будет совершенно иным, если его передать с помощью печатных букв, - рассказывает эксперт-почерковед, кандидат юридических наук Павел Сиротин. - Вспомните какие-либо надписи, сделанные на арабском, грузинском языке, иврите. Нередко, даже не понимая смысла, вы просто любуетесь этими знаками. То есть как минимум в виде рисования или пения такая наука, как каллиграфия, напрямую связанная с прописями, не просто имеет право на существование, но и должна существовать. Что касается чисто практического применения, никто еще не отменял чрезвычайных ситуаций, например, в различных экспедициях, в ситуациях, когда невозможно наличие планшета или ноутбука. Это не обязательно может быть авария на необитаемом острове, это может быть катастрофа, при которой немыслимо срочное восстановление электропитания, либо, наоборот, нахождение в сильном электромагнитном поле. В таких ситуациях почти всегда возникает необходимость зафиксировать какую-то информацию, которую затем люди должны будут суметь прочесть. Например, записку на вершине горы. Когда из всех средств доступен только карандаш и листок бумаги. У вас может быть отвратительный почерк, но если надпись сделана "набитой", то есть тренированной с детства рукой, этот почерк всегда можно будет расшифровать.

Если же предполагаемый ребенок будущего, который лихо стучит по клавишам, знает буквы, но не обучен их писать, попробует все же изваять на бумаге какую-либо фразу, у него может ничего и не получиться. Или получится то же, что и у первоклашки в первой четверти или юного посетителя подготовительной группы детского садика.

- Другое дело, нельзя, видимо, в наше время оценивать письменную работу по математике или языку с учетом почерка, - продолжает Сиротин. - Тем более что и занятия эти, возможно, и справедливо будут проводиться лишь с применением компьютера. Но как отдельная наука каллиграфия, или Прописи, должна обязательно существовать как обязательный предмет и оцениваться.

И хотя некоторые участники нашего опроса, например Голоднофф Мерк, считают, что "мелкая моторика - слишком длинный путь от текста к мозгу", пройти его каждому человеку все-таки стоит и в нашем продвинутом XXI столетии.

"Думаю, с принятием этого закона, финские дети будут гораздо глупее своих родителей", - предполагает "макспарковец" Юрий Андреев. "Дикари-с, что с них взять, - вторит ему Василий Васильев. - А умение писать - это не только красивый разборчивый почерк, но и ясность мысли, правильное дыхание".

"Эксперимент интересный, но надо его сначала провести на тех, кого не жалко. Если вырастет поколение дебилов, то отменить эксперимент и заново учить письму следующее поколение", - комментирует Анатолий Кизлюк.

...А Голоднофф Мерк продолжает настаивать, подогревая дискуссию: "Может, еще и гусиные перья вернуть, ретрограды? Зачем писать от руки, если можно все тупо набрать на клавиатуре?"

Вот именно - тупо... А до абсурда можно, как известно, довести любую идею. С гусиными перьями, конечно, будет уже перебор... Однако, к сведению защитника гаджетов Голодноффа Мерка сообщаем: сооснователь и многолетний глава компании Apple Стив Джобс и создатель компании Microsot Билл Гейтс жестко ограничивали своим детям доступ к цифровым технологиям, предпочитая приучать их к чтению и развивать у них другие "старомодные" интересы. Думается, не случайно...

Впрочем, блестяще редким сторонникам новомодных идей в образовании ответил "макспарковец" Дмитрий Жданов: "Уж тогда предлагаю так же начать отучать детей ходить в туалет, снимая штаны, - для этого есть памперсы! Хватит уже гадить, как в отсталых недемократических странах!"

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта