Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Новый Федеральный закон, или Опасная профанация

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ

В этом году вступил в силу Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка"

Он тихо лежал в Госдуме 5 лет, с 2009 года, и так же тихо был принят. От предыдущих аналогичных отличается тем, что в нем предусмотрено "создание и деятельность народных дружин из числа членов казачьих обществ". Они могут патрулировать "в форменной одежде, установленной для членов соответствующего казачьего общества, с использованием символики народного дружинника".

В Москве закон о добровольных народных дружинах (ДНД) приняли еще в 2002 году, аналогичный областной документ - в 2004-м. Но, видимо, особого наплыва желающих не было. О чем можно судить по сообщению от 15 ноября 2014 года: "Народную дружину для охраны общественного порядка могут (?! - С. Б.) создать в Люберецком районе, сообщает Люберецкое информ-агентство". Постановлению правительства Московской области уже 10 лет, а в Люберцах только спохватились.

Параллельно с ДНД, в 2003 году, вышел московский закон о создании общественных пунктов охраны порядка - ОПОП. (Современный вариант советского Положения 1980 года.) ОПОП действуют во всех районах, им выделены специальные помещения, председатели районных советов являются штатно оплачиваемыми должностными лицами. Откройте сайты ОПОП - и увидите фотографии активистов, симпатичных людей среднего и старшего возраста.

В законе от 2003 года определены следующие основные задачи организации (дословно):

- обеспечение охраны общественного порядка, личной безопасности граждан, охраны их собственности;

- профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, осуществление контроля за их поведением в общественных местах, организация культурного досуга несовершеннолетних по месту жительства;

- соблюдение порядка использования, содержания, эксплуатации жилых домов, а также придомовых и дворовых территорий;

- обеспечение пожарной безопасности жилых домов и других объектов, расположенных в жилых зонах;

- организация дорожного движения в жилых зонах, а также содержание гаражных строений и автостоянок;

- соблюдение правил благоустройства, охраны объектов благоустройства и зеленых насаждений в жилых зонах;

- контроль за использованием земель;

- обеспечение санитарного состояния территории;

- организация содержания животных.

Вчитаемся еще раз. И с изумлением поймем, что на общественников, на людей преимущественно пожилого возраста возложены обязанности:

- Министерства внутренних дел;

- Министерства образования;

- Министерства культуры;

- Министерства здравоохранения;

- Министерства жилищно-коммунального хозяйства;

- Госавтоинспекции;

- Пожарной охраны;

- Департамента природопользования;

- Землеустроительной инспекции;

- Санитарно-эпидемиологической станции;

- Государственного ветеринарного надзора.

Включая еще многие обязанности местных управ и муниципалитетов. То есть ОПОП будто бы дублируют (на общественных началах) ВЕСЬ государственный аппарат, исключая Министерство иностранных дел, Министерство обороны и некоторые другие ведомства.

Все это вместе называется профанация.

Если есть ОПОП, то зачем ДНД, дружинники? Наверное, как дополнительная сила, но направленная исключительно на охрану общественного порядка, борьбу с правонарушителями, патрулирование парков и улиц.

Однако ни прежние законы о ДНД, ни новые не вызвали энтузиазма граждан, активного вступления в дружины. В советские времена их участие обеспечивалось не то чтобы в добровольно-принудительном порядке, но, скажем так, в производственном. Если начальник предлагает, то отказать неудобно. Конечно, играли свою роль и льготы: отгулы, дополнительные оплачиваемые дни к отпускам. В новом федеральном законе "народным дружинникам по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней". Однако сейчас отпуск без содержания может получить практически любой, не вступая в ДНД.

Только не льготы или их отсутствие определяют сегодня отношение россиян к "участию в охране общественного порядка".

В СССР 1950 - 1960-х годов дружинники безнаказанно выстригали стилягам длинные волосы, разрезали узкие штаны - и никто пикнуть не смел, к примеру, о посягательстве на частную жизнь или о каких-то там правах человека. За такие слова - "права человека" - могли объявить антисоветчиком и бросить в психушку. Сами члены бригад содействия милиции, ДНД и ОКД (оперативных комсомольских дружин) не считали, даже не задумывались, что нарушают священные права человека. Помню, в книжке очерков о таком отряде (штаб располагался в Колобовском переулке Москвы) милые советские ребята-комсомольцы сокрушались: "Уж так и этак стрижем этих стиляг, и полосы на голове выстригаем, и круги, а они все равно отращивают свои коки!"

Но сейчас наши граждане изменились. Да, по опросам социологов 64 процента россиян приветствуют создание ДНД. Но это в основном представители старшего поколения. А молодежь и россияне среднего возраста живут в иных понятиях, в атмосфере иного правосознания. Для многих немыслимо какое-либо посягательство на неприкосновенность личности другого человека и уж тем более - на неприкосновенность их собственной личности, единственной и неповторимой, защищенной вроде бы всеми законами РФ.

Однако по закону о ДНД дружинник может применять физическую силу. Но лишь - "в пределах права на необходимую оборону".

Предполагается, что нарушитель нападает, а дружинник только обороняется. Да и то "в пределах". В законе оговорено: "Перед применением физической силы народный дружинник обязан... предупредить о своем намерении".

А также: "Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь... принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок".

Несмотря на вышеприведенные гуманистические договоренности и предписания, более половины россиян категорически против применения к ним физической силы со стороны дружинников в принципе. А еще больше противников личного досмотра и досмотра автомобилей, правом на которые также наделены члены ДНД.

Ведь жизнь может преподнести неожиданные варианты. Вплоть до трагических. Например, кто гарантирует психическую уравновешенность дружинника? Известно ведь, что власть кружит голову. Все дружинники пройдут медицинское освидетельствование? Да, так положено. А как на самом деле будет, можно лишь догадываться. И уж тем более никто не гарантирует психической уравновешенности нарушителя. Что будет, если дружиннику или нарушителю нанесут тяжелое увечье, лишающее его трудоспособности? Кто ответит за порушенную судьбу? А если смерть? Кто ответит отцу и матери, жене, детям, оставшимся сиротами? И можно ли хоть как-то ответить? Когда при исполнении служебных обязанностей погибает полицейский, это трагедия, но он давал присягу, он сознательно выбрал эту работу.

Борьба с правонарушителями - долг и обязанность полиции и только полиции. (С учетом того, что мы занимаем одно из первых мест в мире по количеству правоохранителей на сто тысяч населения.) Ни в одной высокоразвитой стране мира нет никаких дружинников.

Право на законное НАСИЛИЕ принадлежит государству и только государству в лице его специальных структур и специальных служащих. Власть не может и не должна передоверять свое исключительное право гражданским лицам, добровольцам и доброхотам. Это не просто профанация, а опасная профанация.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта