Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Автошколы: о ценах, программах, проблемах

Никита С. МИТРОХИН

В августе этого года все изменилось в сфере обучения езде на машинах: от автошкол потребовали увеличить площадки для вождения, расширить образовательную программу - и все по щелчку пальцев. В результате в течение нескольких месяцев автошколы не принимали новых слушателей в свои классы. Но лед тронулся: новые цены оглашены, запись начинается. Чего же ожидать потенциальным автолюбителям?

Новые требования к автошколам стали частью глобальной реформы образования водителей, запущенной еще в 2011 году. Поправки, внесенные в привычную схему обучения, были сделаны для повышения уровня образования автолюбителей. То есть в результате обучения по новым стандартам на дорогах в скором времени должно быть меньше ДТП. Получится ли так, выяснится после массового появления "новых" водителей на дорогах страны - годика этак через два. Пока же имеет смысл напомнить про эти самые новые требования. Их несколько: во-первых, по нормативам размер учебной площадки для вождения не может быть меньше 0,24 гектара. Школы, не укладывающиеся в эти цифры, должны приостановить свою деятельность, так как она считается незаконной. Во-вторых, увеличилось (со 106 до 134 часов) время как теоретических занятий, так и практических - теперь нужно откатать 56 часов, а не 30, как раньше.

И вот запись в автошколы по новым правилам уже началась. Осталось только выяснить цену вопроса. Напомню, что до реформы полный курс обучения стоил порядка 35 - 40 тысяч рублей: из них 15 тысяч шло на теоретическое образование, а остальное - на практическую обкатку установленных часов за рулем. Я позвонил в несколько автошкол, чтобы понять общую ценовую политику. К сожалению, из восьми автошкол лишь в пяти готовы были записать меня в новую образовательную группу - в остальных сказали, что набор еще не начат.

В школах, набирающих студентов, мне объяснили, что аттестацию в ГИБДД их учреждения уже прошли, о чем есть соответствующие документы. Срок обучения - от 4 до 5 месяцев, в зависимости от интенсивности поглощения практических знаний самим учеником. Цена варьировалась от 48 тысяч рублей за курс до 55.

- И за что же такие деньги? - уточняю в автошколе, где за обучение попросили 52 тысячи.

- 22 тысячи - теория, 30 - практика с автоинструктором.

- Так. То есть один урок вождения стоит чуть больше 500 рублей? - произвожу в уме нехитрые расчеты, деля 30 тысяч на 56 часов.

- Ну да. Мы вообще-то предоставляем весь комплекс образования, в том числе и выдачу окончательного документа, карточки водителя. А сколько вам часов на откатку понадобится, это уже автоинструктор решит, - начала разъяснять девушка.

- То есть, если потребуется не 56 часов вождения, а 65, вы будете учить за те же деньги? - уточняю.

- Если инструктор решит, то да, будем.

- А это пропишут в образовательном договоре, который мы заключим, если я выберу вашу школу для обучения?

- Да, наверное. Вы приезжайте к нам в офис, директор вам все подробнее объяснит...

Примечательно, что во всех "вызвоненных" мною автошколах урок с автоинструктором стоил порядка 400 - 500 рублей, хотя средняя рыночная стоимость одного такого урока составляет 900 - 1000 рублей. Что за демпинг такой? Позже подвох обнаружился, но пока опишу, что же мне ответили в оставшихся трех автошколах.

- Алло, здравствуйте! Я бы хотел записаться на обучение.

- Да, это возможно, - отвечали на том конце провода.

- А у вас есть все эти лицензии... Согласно новым нормативам?

- Пока что нет, - сразу убавляли елейности в голосе собеседники. - Пока обучаем по эксклюзивной программе. Ученик будет тет-а-тет получать лекции от автоинструктора, и он же его будет учить вождению. А как только мы получим лицензию (документы уже регистрируются), вы сразу же сможете отправиться сдавать экзамен на права.

Естественно, при таком раскладе мне пообещали лишь квитанцию об уплате необходимой суммы. Ни о каком договоре на обучение речи не шло. Это как раз и неправильно. Как рассказал "МП" глава юрфирмы "Помощник" Никита Самарин, если автошкола не заключила со студентом договор на оказание услуг в сфере образования, ничего она в итоге ученику и не должна:

- То есть автоинструктор откатает с учеником 30, а то и меньше занятий, после чего вполне может заявить: "Вы готовы к сдаче на права, больше я вас учить не буду". И все. И вы либо платите дополнительные деньги за образование, либо ходите недоучкой до посинения на экзамен в ГИБДД.

Хотел выяснить, как на деле изменилась программа обучения в автошколах. Но и тут, увы, представители профессионального сообщества меня ничем не обрадовали, а всю информацию предоставляли только на условиях анонимности: боялись проблем с ГИБДД или коллегами.

- Все требования Минобрнауки, которые были выдвинуты автошколам, небезосновательны, - рассказал "МП" один из методистов по обучению автовождению. - Предмет вроде психологии вождения (или, как он звучит по-научному, "Психофизиологические основы деятельности водителя") дает очень интересные знания, которые доселе автомобилисты собирали по крупицам из общения с опытными водителями. Но давайте будем реалистами: у нас нет педагогов по подобным предметам. И нет нормативов, по которым можно определить, готов ли человек обучать такому предмету. И что мы получаем в результате? Несколько месяцев бизнес автошкол простаивал. Теперь он начал работу снова. Как это произошло? Некоторые мелкие автошколы объединились и работают по единым документам, некоторые просто ушли с рынка. Но по факту ни преподавателей новых, ни огромных площадок в четверть гектара не появилось - за редким исключением.

- То есть реформа прошла на бумаге?

- Ну да, бумажная такая реформа получилась. И все аттестации ГИБДД - это смех. Просто пришлось искать новые дырки в законах, и все желающие их нашли.

В беседе с "МП" автоэксперт отметил, что ничего нового не появилось и в области государственного контроля за автошколами. Нет новых штрафов или вообще запрета на образовательную деятельность в случае выявленных нарушений. Не изменился и отбор людей, претендующих на права. Так, удостоверение водителя могут до сих пор получить люди с неустойчивой психикой, наркоманы или подслеповатые. Главное - предоставить справку с отличными медицинскими показателями. А справка эта формируется из учетных записей в районных наркодиспансере, психдиспансере и поликлинике. Выходит, надеяться, что водители, получившие права после реформы автошкол, будут рулить лучше, чем их "коллеги" по потоку, выпущенные полугодом раньше, увы, нельзя. Конечно, пока это лишь предположения. А как будет в реальности, мы узнаем уже в декабре 2015 года, если сотрудники ГИБДД рискнут опубликовать статистику аварийности среди новичков.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта