Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Спасение проживающих - дело рук самих проживающих?

Ирена ТАТОНОВА

Специалисты говорят, что сегодня в нашей стране фактически сформировано современное законодательство в сфере ЖКХ. Сейчас на стадии рассмотрения находится лишь один законопроект, который должен стать жирной точкой в списке соответствующих законодательных и нормативных актов.

В общем, определены формулы поведения по самым разным направлениям этой отрасли. Выходит, дело за "малым": полномасштабно реализовать все это на практике?

- Коммунальная система России уникальна, - говорит заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин. - У нас явное преобладание многоквартирных жилых домов, тогда как в стране со схожим климатом, Канаде, соотношение малоэтажного и многоэтажного многоквартирного жилья составляет примерно 60 процентов на 40. В каких-то странах это соотношение составляет 30 на 70. У нас же многоквартирных домов подавляющее большинство. Протяженность всех коммунальных сетей в России в полтора раза длиннее, чем расстояние от Земли до Луны. В управлении ТСЖ, кооперативов и прочих управляющих компаний находится 3,5 миллиона квадратных метров жилья, что больше территории государства Люксембург. Количество обращающихся в российском ЖКХ денег в 2,5 раза больше, чем ВВП такой страны, как Болгария. Вся система уникальна: и климатически, и географически. Конечно, законодательство в сфере ЖКХ требует периодического обновления. В последнее время депутаты приняли ряд поправок, которые существенно реформируют коммунальную сферу. Это касается управления многоквартирными домами, ограничения роста тарифов, борьбы с неплательщиками и, конечно, общественного контроля и жилищного просвещения. И здесь стоит отметить, что россияне зачастую не знают своих прав в сфере ЖКХ.

Действительно, если судить по тем сведениям, которые имеются у автора этих строк, далеко не многие россияне без проблем ориентируются в коммунальном законодательстве и хорошо осведомлены о своих правах и обязанностях. Этим и пользуются нечистые на руку дельцы, которые приходят в сферу ЖКХ (как и в другие сферы) вовсе не для того, чтобы украсить нашу жизнь.

Нет, они нам, конечно, объяснят, что раскуроченные почтовые ящики, расписанные в подъезде стены - это общедомовое имущество и отвечать за него при любом раскладе будут теперь именно жильцы - собственники в многоквартирном доме. Отвечать рублем. А вот про наши права некоторые коммунальщики рассказывать не очень любят.

Чтобы помочь обывателям пополнить пробелы в коммунальном образовании, была издана книга "Азбука ЖКХ", создана школа грамотного потребителя, рассказал Александр Сидякин. По его информации, за последнее время в разных регионах удалось обучить немало граждан из числа управдомов, муниципальных служащих, рядовых собственников жилья с активной жизненной позицией. Работа эта будет продолжаться. Кстати, школа грамотного потребителя имеет свой сайт, там много интересного и познавательного - мы сами проверили.

Очень важный момент - в этом году узаконен уже зародившийся в стране общественный контроль в сфере ЖКХ. Соответствующий федеральный закон устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций.

Документом устанавливается, что граждане могут участвовать в осуществлении общественного контроля на добровольной основе в качестве общественных контролеров, инспекторов и экспертов, а также в составе общественных объединений и иных некоммерческих организаций. Предполагается, что в регионах создадут центры общественного контроля ЖКХ.

Однако, на мой взгляд, функции общественных контролеров все же ограничены. Ведь сколько ни учись в школе грамотного потребителя, у рядового гражданина все же не будет высокопрофессиональных знаний в сфере ЖКХ, а потому никто не даст ему возможности что-либо запрещать, налагать штрафы, а то и уголовные дела заводить. Конечно, если в нашем доме идет ремонт, то у нас есть шанс, видя явные недоделки и небрежное отношение, стукнуть своевременно куда следует. Но все же...

По словам заместителя председателя общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ, исполнительного директора НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль" Светланы Разворотневой, уже подготовлена совместно с Фондом ЖКХ методика оценки работы региональных операторов капремонта. По ней проверки планируется проводить два раза в год. Однако есть еще некоторые проблемы, которые придется решать в ходе реализации коммунального законодательства.

- Мы направили письмо в Минстрой с просьбой стандартизировать систему общественного контроля в регионах, - комментирует ситуацию Светлана Разворотнева. - К тому же сейчас есть противоречия между двумя законами, регламентирующими общественный контроль.

Рядовому гражданину, даже несколько подкованному в школе грамотного потребителя, будет непросто ориентироваться в ситуации, которую описывает Светлана Разворотнева, - в вопросах капремонта жилья или признания его аварийным. Ведь может так оказаться, что региональный оператор капремонта, управляющая компания и соответствующие муниципальные службы представляют совершенно разные данные.

Некоторые эксперты говорят, что в управляющих компаниях вообще не предусмотрены специалисты, способные определять износ жилого дома и всех его инженерных систем. Что уж говорить об общественном контролере? На мой взгляд, он сможет определить, что дом находится официально в аварийном состоянии, только если у того стена обвалится или крыша съедет. Если, конечно, сам контролер совершенно случайно не имеет профильного образования.

Однако и у "подкованных" граждан возникают сложности на пути реализации своих прав общественного пригляда.

- С одной стороны, общественный контроль - это сила, - комментирует ситуацию адвокат Дмитрий Лесняк. - Однако, на мой взгляд (здесь у меня есть опыт), большинство заседаний и "круглых столов" общественников - это профанация. К тому же, насколько я знаю, сейчас в Госдуму внесены предложения по снижению штрафов для нарушителей, а это как раз те деньги, на которые такие общественные организации существуют. Например, общественники помогли человеку отстоять свои права в суде. Наложенный на ответчика штраф делится пополам: одна часть истцу, другая - общественной организации. Если эти штрафы будут снижены, то общественные организации, в том числе по защите прав потребителей, понесут убытки. Хотя решение о снижении штрафных сумм еще не принято, суды уже сейчас стали штрафы резать. Получается, что выжить смогут только окологосударственные организации. Но тогда, по моему мнению, это будет не совсем общественный контроль.

Рядовому гражданину, думаю, совершенно без разницы, кто осуществляет контроль, лишь бы он был эффективным. И тут возникает вопрос: а как работают в этом направлении соответствующие контролирующие организации? Ведь у них весьма широкие полномочия, не чета обывательским правам. Они могут и предписание выдать на устранение недоделок и просчетов, и штраф солидный наложить, и в правоохранительные органы дело передать, и в суд обратиться. Для сотрудников таких организаций проверки - это работа, на которую они каждый день ходят, зарплату за это получают.

Нет, я, конечно, не против общественного присмотра, а даже с радостью... Готова содействовать и способствовать. В своем-то доме и даже районе могу обозначить недочеты и недостатки. Но чтобы не бегать потом за проверяльщиками, не уговаривать долго, не слушать, что работников мало, а жалоб много. Чтобы не получилось так, что спасение проживающих станет делом самих проживающих, объективно не наделенных при этом всей полнотой власти.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта