Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Россия присматривается к инновационным идеям Швейцарии

Виола Егикова

Какой образ у вас ассоциируется с этой страной? Попробуйте назвать первые три слова, которые придут на ум. Скажем, снежные вершины, альпийский рожок, ароматный сыр? Шоколад, часы, швейцарский армейский нож? Или, может, референдум, пунктуальность, приверженность традициям?

Здесь любят озадачивать таким вопросом. Он поначалу удивляет: ну что им в конце концов с того, какие у кого ассоциации возникают при упоминании Швейцарии? Только потом понимаешь, что спрашивают об этом не ради праздного любопытства. Им и вправду интересно, какими их воспринимает мир, сумел ли разглядеть за привычным глянцевым имиджем многообразие страны, которое настолько же велико, насколько миниатюрна она сама.

Это, наверное, самый большой парадокс, с которым сталкиваешься в Швейцарии: она такая маленькая, что не составит труда в течение дня проехать ее насквозь, но лучше не спешить, ведь практически на каждом шагу можно увидеть нечто, заслуживающее особого внимания. И дело не только в красивых пейзажах, которыми богата Швейцария, тем более что тут не все так просто: щедро одарив красотами, природа выделила ей для жизненного пространства не так уж и много места, достаточно сказать, что Альпы занимают примерно 60% всей территории страны.

Но сложный ландшафт, наверное, также немало способствовал оттачиванию той самой национальной черты, которую, воспользовавшись современной лексикой, можно назвать особым чутьем к инновациям. У швейцарцев оно развивалось, когда такого слова в нашем лексиконе и в помине не было. Это сегодня оно в ходу, и если толковать модный нынче термин расширительно, смысл его, наверное, легче постигать, вникая в то, что и как делают швейцарцы. Неудивительно, что именно их страна удостоилась пальмы первенства при обзоре инновационной активности развитых стран, проведенном Еврокомиссией в этом году.

Занимать первые позиции в престижных рейтингах Швейцарии не впервой. Она, например, официально признана самой дорогой страной Европы по уровню цен на потребительские товары и услуги. У нее самый высокий доход на человека, Швейцария лидирует по уровню зарплат. Ее города выделяются качеством жизни, Цюрих, например, занимает почетное второе место в мире. А еще на эту страну приходится самое широкое распространение компьютеров и интернета, у нее первая позиция в индексе глобальной конкурентоспособности - так решил в минувшем году Всемирный экономический форум...

Есть еще рейтинги, которые не у всех на слуху. Швейцария, например, опережает другие страны по переработке отходов, будь то макулатура, стекло, пластик, жестяные банки или батарейки. Все, что не подлежит утилизации, сжигается на заводах, построенных специально для этой цели. Такой подход позволяет не только сохранять окружающую среду, но и развивать нетрадиционные источники энергии. Для Швейцарии это острая проблема, ведь, кроме леса и воды, она не обладает естественными энергоресурсами, ей приходится импортировать природный газ, нефть и уголь, а зимой - и электричество. Потребность в электричестве все больше с каждым годом, ведь строительство расширяется, промышленное производство растет, увеличиваются автопарк и, соответственно, число наматываемых им километров. Все это требует энергии!

Как обеспечить ее, учитывая к тому же, что три года назад Швейцария взяла курс на планомерный отказ от атомной энергетики? Действующие АЭС остановят, как только истечет срок эксплуатации, новые взамен не построят. В тот же год, когда обсуждалась судьба атомных электростанций, швейцарский парламент принял решение сократить к 2020 году выбросы углекислого газа на 20%. Как при столь радикальных шагах и отсутствии сырьевых запасов дать стране надежное электроснабжение? Ответ один: надо развивать новые источники энергии - экономичные и дружественные по отношению к окружающей среде. Что и делает Швейцария.

Один из таких проектов довелось увидеть в Женеве. Любопытно, что в тот же самый день швейцарцы демонстрировали в Москве другой свой инновационный продукт - двухэтажный железнодорожный состав, который уже со следующего года начнет перевозить пассажиров в столичные аэропорты. Красавец-электропоезд, созданный швейцарской компанией Stadler Bussnang AG, выделяется не только габаритами, позволяющими вместить примерно наполовину больше пассажиров, но и способностью обеспечить скоростное движение, максимальный комфорт. Поезд - детище новых швейцарских технологий, но, не исключено, москвичи смогут получить не менее интересный городской транспорт. Во всяком случае в Женеве уже ждут представителей правительства Москвы, чтобы показать им новый троллейбус, способный передвигаться без контактных проводов.

Пока в Швейцарии действует только один такой троллейбус, и он еще не выполняет регулярные рейсы. Работает лишь экспериментальная линия от аэропорта Женевы до выставочного центра Palexpo, сейчас проехать в таком транспорте можно только в сопровождении специалистов компании TOSA. Она как раз разрабатывает этот проект, и название ей дала аббревиатура, которая расшифровывается довольно скучно - Trolleybus Optimization System Alimentation. Куда привлекательнее слоган, продвигающий этот проект: "Flash mobility. Clean city. Smart bus". Иными словами, речь идет об "умном" транспорте, действующем на электробатареях и не загрязняющем воздух выхлопными газами. Поскольку есть шанс, что такой троллейбус может появиться и на московских улицах, расскажу о нем подробнее.

Приглашая проследовать по маршруту необычного транспорта, генеральный менеджер компании TOSA Оливьер Оже (Olivier Auge) отметил главную трудность, с которой столкнулись разработчики: "Мы хотели, чтобы эта машина перево-зила пассажиров, а не батареи питания". То есть без таких батарей как раз не обойтись, именно они заменяют бензин, который требуется автобусу, и контактные электропровода, обеспечивающие движение троллейбуса. Расположены батареи на крыше машины, а заряжаются на специальных станциях. Понятно, что миниатюрными батарейками тут никак не обойтись, но у размеров и веса жесткие ограничения, иначе львиная доля энергии будет уходить на перемещение аккумуляторных устройств, а не пассажиров.

На первый взгляд троллейбус TOSA не очень отличается от обычного городского транспорта, разве что красивее, удобнее, просторнее. Но эта машина, можно сказать, "нашпигована" электроникой, обеспечивающей комфортное путешествие даже при очень большой скорости движения. "Секрет" эффективности этого троллейбуса на крыше - в тех самых аккумуляторах, которые стали главной головной болью разработчиков нового электромобиля. Сейчас у этих аккумуляторов запас хода до 19 км, но, как рассчитывают специалисты, к 2017 году, когда в Женеве собираются запустить первый регулярный маршрут такого троллейбуса, этот ресурс достигнет 35 км. Правда, подзарядка батарей будет происходить гораздо чаще, примерно через 2 км, то есть на каждой третьей или четвертой остановке, где поставят специальный терминал. Это высокая стойка наподобие буквы "Г", троллейбус останавливается под ее шапкой всего на 15 секунд - этого времени достаточно, чтобы батареи прикоснулись к зарядному устройству и получили нужное питание.

Все эти манипуляции не доставят ни малейшего беспокойства пассажирам, они их даже не заметят. И уж тем более не придется наблюдать, как водитель, на ходу натягивая перчатки, выскакивает из кабины, чтобы вернуть на место слетевшие троллейбусные рога. Их у этой машины просто нет, как нет проводов, уродующих город, а потому троллейбус не привязан к трассе, он мобилен так же, как автобус, разве что не требует бензина и не выбрасывает в воздух ядовитые отходы. "Ноль выхлопов!" - заверяет г-н Оже, смыкая для наглядности большой и указательный пальцы. А потом терпеливо отвечает на вопросы, как поведут себя батареи в мороз (выдерживают до минус 40 градусов), сколько весят (тонну), на какой срок рассчитана машина (на 25 лет эксплуатации), как часто терминал способен заряжать аккумуляторы (через каждые 3 минуты)...

Собственно, это уже технические подробности, в которых предоставим разбираться специалистам московского правительства, если оно действительно заинтересовалось опытом Швейцарии. Неудивительно, ведь развитие электромобильного транспорта и зарядной инфраструктуры - одна из актуальных проблем, которую сегодня обсуждают во многих странах, в том числе в России, не остается в стороне от этих вопросов и ее столица. То есть сама идея такого транспорта сегодня, можно сказать, носится в воздухе. Другое дело, как ее осуществить. В Швейцарии она легла на хорошо подготовленную почву: эта страна старается не упустить ни малейшей возможности для развития альтернативных источников энергии, которые к тому же помогают сохранять окружающую среду.

Мы могли в этом убедиться, например, когда заехали по пути из Берна в Цюрих в кооператив сельской коммуны Шёфтланд. Там всего несколько домов, и их жители умудряются добывать электроэнергию не только для себя, но и отдавать излишки в общую сеть да еще зарабатывать на этом. А все началось с того, что фермеры, проголосовав для порядка, приобрели сообща небольшую электростанцию, которую поставили на своей речушке. Не берусь описывать принцип этого агрегата, чье действие основано всего-то на перепаде воды, которое обеспечивается ротором в специальном бассейне. Установка проста до мычания, не требует сложной техники и считается экологически чистой, совершенно безвредной как для чистоты речки, из которой пьют воду, так и для сохранности обитающей в ней рыбы. Для наглядности нам предложили бросить пару яблок в бассейн с ротором: яблоки выплыли и продолжили путь по речке в целости-сохранности.

Разработчики этой крошечной станции, которая составляет часть проекта Green Cub, получили три года назад специальный грант федерального комитета энергетики (Swiss Federal Office of Energy) и с тех пор продвигают идею в фермерских хозяйствах страны и даже за рубежом. Предполагается, что разветвленная сеть таких небольших аппаратов в сочетании с ветряками и солнечными панелями позволит в полной мере использовать природный ландшафт и получать возобновляемую энергию, вполне удовлетворяющую запросам той или иной местности.

Этот пример поразил не только энтузиазмом и самостоятельностью фермеров (могли ведь элементарно получать энергию из общей сети и платить за нее!), но и тем, как бережно поддерживается в Швейцарии малый и средний бизнес. Собственно, на его долю приходится подавляющая часть экономики этой страны. Роль государства - не мешать, а только стимулировать. Вот и проект троллейбуса TOSA появился в свое время как раз благодаря такой поддержке. Ее осуществляют, в частности, специальные федеральные и кантональные фонды содействия науке и технологиям, привлекающие средства из разных источников, в том числе частных. Вклад частных лиц составляет как раз львиную долю инвестиций в исследования и инновационную деятельность страны, всего же в эту область Швейцария ежегодно вкладывает 3% своего ВВП.

Цифра немаленькая, но сама по себе она еще не дает всей полноты картины. Инновационные успехи Швейцарии заложены не только в экономике, но и в системе образования с ее вниманием к профессиональной школе и уважением к труду учителя. Здесь, правда, любят пошутить, что страна такая богатая, потому что у нее наименее образованное население. Но это всего лишь игра слов: имеется в виду, что в Швейцарии не гонятся за университетским дипломом. По числу вузовских выпускников она действительно замыкает страны Европы, зато находится на первом месте по количеству исследований на душу населения, немало у нее и нобелевских лауреатов. Каким образом?

"В Швейцарии вам необязательно иметь диплом о высшем образовании, чтобы завоевать статус в обществе, - говорит федеральный министр департамента международных отношений Артур Матли (Arthur Matli), - надо быть всего лишь мастером своего дела. Швейцарцы на первое место ставят качество работы, о какой бы сфере деятельности ни шла речь. Если вы, например, первоклассный плотник, вам везде будут рады". Вот почему, кстати, в Швейцарии так ценят профессиональное образование, которое можно получить после начальной школы. Учеба там, как и в гимназии, куда также идут после начальной школы, гарантируется государством и позволяет получить аттестат зрелости. Этого достаточно, чтобы претендовать на хорошую работу с вполне достойной оплатой и неплохими перспективами для профессионального роста.

Но о системе образования в Швейцарии надо бы написать отдельно, она того стоит. А пока упомяну один эпизод. На встрече в государственном комитете по образованию, исследованиям и инновациям (SERI) обратила внимание на неожиданную статистику: в Швейцарии в общей сложности 19 университетов, из них два федеральных и только один частный. Попросила главу комитета Мауро Моруцци (Mauro Moruzzi) уточнить: как же при таком внимании к частной инициативе в Швейцарии действует всего один негосударственный университет. Г-н Моруцци удивился моему удивлению: так ведь планка очень высока, сказал он, и чтобы создать университет, надо еще доказать, что будет обеспечено качество.

Вот и опять прозвучало это слово - качество. Хотелось бы продолжить дискуссию, но собеседник торопился на встречу. Как мы потом узнали, его ждали ученые из команды швейцарских разработчиков аппарата Rosetta. Это был тот самый день, когда ожидалась высадка посадочного модуля "Philae" на комету Чурюмова-Герасименко, а швейцарцы имеют к этому проекту самое непосредственное отношение, ведь они, в частности, снабдили зонд сложнейшей аппаратурой. Это, например, два масс-спектрометра и датчик давления, разработанные консорциумом научных институтов и частных компаний под общим руководством Института физики Бернского университета. А еще это семь фотокамер, установленных на спускаемом аппарате "Philae". Созданы они при участии швейцарской компании из города Невшатель. То есть снимки кометы, поразившие весь мир, обеспечены в том числе швейцарскими технологиями.

Отныне мой образ Швейцарии навсегда будет связан еще и с этими фотографиями далекой кометы. Хотя ассоциаций намного больше. Некоторые, кстати, остро перекликаются с Россией, и эти параллели поражают, не отпускают, когда находишься в Швейцарии. Наши страны связывает на удивление много, пересечения, как выясняется, гораздо старше, чем дипломатические отношения России и Швейцарии, 200-летие которых мы отмечаем в нынешнем году. Но об этом - в другой статье.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта