Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Почетный гражданин // На качелях с медведями

Акробат и дрессировщик Венедикт Николаевич Беляков (1909 - 1978)

Михаил ВОСТРЫШЕВ

Его отец в молодости работал водовозом у хозяина трактира в селе Рождествено под Тверью. Женившись, он перебрался в Тверь, где приобрел двухэтажный дом с большим садом. Со временем в семье появились семеро детей.

Веня приводил друзей в родительский сад, где устроили качели, ребята не только лихо раскачивались на них, но и научились прыгать с качелей, а позже отваживались даже делать сальто. Зимой любили скатываться на коньках по ледяной дорожке вниз с высокого берега Волги, набирая невиданную скорость. А тут еще на месте бывшего кавалерийского плаца стали возводить стадион. Мальчишки, конечно, приняли участие в строительстве. Четырнадцатилетний Веня с головой окунулся в спорт: плавает, играет в футбол и баскетбол, занимается марафонским бегом, быстрее других мальчишек и взрослых ходит на лыжах. И еще он полюбил акробатику, которой стал заниматься со старшим товарищем Алексеем Неустроевым. Их даже начали приглашать выступать в рабочие клубы.

В 1925 году в Твери выстроили цирк. Веня стал пропадать там все свободное время, наблюдая за тренировками артистов. Однажды попробовал свои силы на цирковой трапеции. И вдруг Жорж Руденко, руководитель воздушного полета "Четыре черта", предложил ему стать учеником в их номере. Начались цирковые будни...

В 1926 году Беляков поехал в Москву. Здесь его ждало разочарование - вакансий не было, он получил только обещание: когда будут свободные места, ему напишут. Что вскоре и произошло. В бывшем Никитинском цирке на Цветном бульваре Веня и его партнеры показали комиссии свои акробатические номера и стали профессиональными цирковыми артистами. Рязань, Калуга, Рыбинск... Выступления на ярмарках, в парках, клубах.

Весной 1931 года его имя впервые появилось на афишах - он перестал быть дебютантом, вырос до настоящего артиста. Группа акробатов "Венедикт" начала свое победное шествие по стране. Все новые и новые трюки исполняют они на манеже. В 1935 году стали выступать с подкидными досками, запрыгивая в двойном сальто на плечи партнера. И так создавали живую колонну из четырех ярусов.

Беляков оказался не только прекрасным атлетом, но и неистощимым фантазером. Он придумывает все новые и новые номера. Завсегдатаи Московского цирка знали: группа "Венедикт" постоянно добавляет что-то новое в каждый свой номер.

Беляков стал присматриваться к другим артистам, особенно к дрессировщикам зверей.

И вот в 1938 году он подает в цирковое управление неожиданную заявку - сценарий "Акробаты на слонах". Начались изнурительные тренировки. Но планы разрушила война - половину артистов забрали на фронт, животные погибли, в стране были разрушены десятки цирков. Мужчин не только у станка, но и на арене заменили в основном женщины. Кроме вечного спутника - жены Веры - с Беляковым стала работать девятилетняя дочь Генриетта. Выступали на ледяном манеже, в госпиталях и лазаретах.

После войны Беляков ввел в номер то, что любил с детства, - русские качели. Выходили на манеж теперь в шелковых рубашках с подпояской, в мягких сапожках. На арене - русское народное гулянье! Ушли в прошлое подкидные доски, с которыми ансамбль акробатов "Венедикт" работал полтора десятилетия. Начались новые акробатические полеты, еще более виртуозные, чем раньше. Вниз-вверх, прыжок, сальто, двойное сальто! Новый снаряд был укрощен.

А Беляков уже мечтает укрощать животных. Партнерами его акробатических номеров становятся медведи. Они теперь восседают на качелях рядом с людьми. На манеже ожила сказка. Переплелись лапы медведя и руки акробата. Вместе они дружно подкинули артиста, и тот, исполнив сальто-мортале, опустился на плечи товарища...

Закончив свой номер, люди покидают арену, подняв для прощального приветствия руку, а их лохматые партнеры тянут вверх лапы.

Пятьдесят лет провел на манеже Венедикт Николаевич Беляков.

- Я с надеждой смотрю в будущее, - говорил он, - и еще раз убеждаюсь, что возраст для творчества не помеха, если, конечно, молодые годы не провел зря. Надо все время искать, искать, искать... Искусство постоянно держит человека в напряжении. В этом, наверное, и есть наше трудное, но ничем не заменимое счастье.

В январе 1978 года с его номером "Акробаты на качелях с медведями" в зарубежную поездку отправился сын. Венедикт-младший заменил Венедикта-старшего в руководстве аттракционом. Через несколько месяцев из Австрии в Москву пришла весть, что сыну вручили почетный приз Прессы. Но отец об этом уже не узнал - 5 апреля 1978 года его не стало.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта