Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Чипированные брюки

Всем на заметку на одежде метка

Ирена ТАТОНОВА

Минпромторг предлагает в борьбе с "серым" бизнесом ввести специальную маркировку на товары легкой промышленности (в частности, одежду и обувь) на всей территории Таможенного союза. Дескать, сегодня, по данным специалистов, доля незаконного товара в стране составляет примерно треть от розничного рынка легкой промышленности, а это сотни миллиардов рублей.

Вообще лет 7 - 8 назад один отечественный весомый экономист сделал серьезный анализ состояния легкой промышленности в нашей стране. Понятно, что этот рынок находится не в лучшем положении. В свое время мы сильно уступили позиции привозным юбкам-кофтам-сапогам. Надо отдать должное: весь мир уступил свои позиции легкой промышленности Китая - не качественно, зато супердешево. А зря. Тот самый экономист отмечал, что товары легкой промышленности пользуются спросом всегда - даже во время войны человеку нужны штаны и обувь. Стало быть, на эти товары (неэлитного сегмента) - всегда спрос. А что может быть лучше для любого производства и экономики в целом?

Конечно, наша легкая промышленность подорвала свой авторитет еще в советские времена: магазины пестрели платьями-брюками-туфлями немодных фасонов из неактуальных материалов. А народу хотелось модненького, свеженького... Спрос - великая движущая сила. Вот он и подвинул нашу легкую промышленность в сторону. Ведь зачастую потребители отдают предпочтение не только европейским или турецким товарам, но даже китайским: пусть яркая блузка красит белье некачественной краской, зато фасон в тему. Тут китайцы знают, чем взять: некачественный, но дешевый и модный товар расхватает молодежь из семей с невысокими доходами. А таких - большинство.

Ситуацию усугубили российские дельцы, которые в свое время часто ввозили, например, партию сапог и ботинок, декларируя ее на таможне как тапочки. В результате таможенная пошлина значительно ниже, а маржа с продажи такого товара выше.

Подобные трюки тоже сказались пагубным образом на нашей легкой промышленности.

Теперь же предлагается за счет радиочастотной маркировки отслеживать товар и завезенный, и произведенный у нас в стране. К контролю планируется привлечь и Роспотребнадзор, и Таможенную службу, и МВД, и налоговиков.

Воплощение такой идеи в жизнь - на руку легальным производителям, которые теряют немалые деньги из-за присутствия на рынке не совсем законной продукции. Кстати, сами по себе "левые" товары не всегда страдают отсутствием качества. По себе знаю: покупала недешевые зимние ботинки в одном сетевом магазине спортивных товаров, так те даже зиму не прослужили - подошва полопалась, и обувь стала промокать. А тут как-то увидела подходящую модель в сомнительной лавочке в какой-то подворотне. Рискнула, купила. За 900 (!) рублей. И что вы думаете? Третий год уже служат. Хотя в той лавчонке мне не смогли сказать, кто же обувь произвел, и документы никакие не показали. Заметим, как потребителя меня в большей степени устроил сомнительный на первый взгляд товар из сомнительной торговой точки. Хотя вероятнее всего, здесь ловчат с законностью присутствия своего товара на рынке, ловчат с налогами и так далее. И авторам любых идей такой фактор тоже надо брать в расчет.

У защитников прав потребителей есть и другие замечания. В Обществе защиты прав потребителей "Общественный контроль" предполагают: система с радиочастотными метками предлагает переложить на других бремя расходов на защиту частного интереса даже тех, кто в такой защите не нуждается. А в идеале только тот, чьи права нарушаются, должен принимать решение: нужны его продукции такие метки или нет. Если подобная защита необходима - производитель сам должен ее устанавливать.

- По моему мнению, здесь все свалили в одну кучу: и контрафакт, и контрабанду, и "серый" товар, а ведь это совершенно разные понятия, - комментирует ситуацию юрист Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Андрей Семенов. - Контрафакт - выпуск или ввоз товаров под вымышленной или чужой торговой маркой. Контрабанда - незаконный ввоз товара в обход таможенных правил (неуплата таможенной пошлины или уплата с нарушением). Так называемый "серый" товар - это легально произведенная продукция, которая формально ввозится без нарушений, но неофициальным поставщиком, импортером. Понятно, что в каждом случае дело касается прав разных групп. Если речь идет о контрабанде, то здесь при нарушении таможенных правил падают таможенные сборы. Контрафактный и "серый" товар, ввезенный по всем таможенным правилам, не несет ущерба для казны. Однако контрафакт представляет наибольшую опасность для потребителя, потому что грубо нарушаются его права на полную и достоверную информацию о товаре. Потребитель не может, например, в случае обнаружения недостатков предъявить претензии производителю, потому что не знает, кто произвел продукцию на самом деле. Что касается "серого" товара, то у потребителя формально сохраняются все права: например, на претензии к продавцу, изготовителю, фактическому импортеру. Однако сервисная поддержка, как правило, предоставляется иностранным изготовителем только при наличии "белого" товара, того, который поставлен официальным импортером. И здесь тоже может пострадать потребитель. На мой взгляд, с контрабандой надо бороться усилением контроля за перемещением товара через таможенные границы. В борьбе с контрафактным и "серым" товаром должны быть заинтересованы сами производители и официальные импортеры. Именно они должны принимать меры защиты (если это экономически оправданно), а не перекладывать эту задачу на государство.

Кстати, государство и так уже позаботилось о защите нашей легкой промышленности. Есть постановление правительства страны от августа 2014 года, которым устанавливается запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, к закупкам для обеспечения федеральных нужд. Сказать, что госзаказ - это большая преференция, значит, просто ничего не сказать. Это о-ч-ч-ень хорошие условия. И ставку решили делать на отечественные товары.

Может быть, и правда стоит сделать так, чтобы производители и импортеры самостоятельно защищали свои права, а не просто ждали высокой прибыли. А то у нас как бывает: добываем нефть, в том числе посредством глубокого бурения, а оборудование для этого приобретаем за границей. И это тогда, когда на "нефтяных" доходах у нас в основном построен бюджет. А что бы в свое время не вложиться в разработку и внедрение своего, родного? Чтобы получать прибыль и ни от кого не зависеть, надо в бизнес вкладываться...

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта