Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Тихий омут

Как корреспондент "МП" "затопленником" стал

Никита МИТРОХИН

Вторник прошлой недели. Сижу на работе, пишу репортаж, как вдруг звонок: "Никит, срочно беги домой, то ли ты, то ли соседи затапливают весь дом!" - услышал я в трубке голос сестры. Уже позже стало ясно, что затопили в тот день люди из разных домов и себя, и своих соседей. Но кто в этом виноват?

После звонка сестры я несколько напрягся, но решил раньше времени не переживать. Увы, уже спустя десять минут родственница позвонила повторно в натуральной истерике: в квартире воды было по щиколотку. Вот тут-то мое спокойствие было нарушено: ремонт, который делался все лето, идет насмарку, деньги, пущенные на это дело, - туда же.

Уже через двадцать минут я заводил машину. В такие "шахматы", как в этот день, на дороге я не играл никогда: подрезая всех черепах, стараясь держать скоростной режим на разрешенном максимуме, всеми правдами и неправдами уже через полчаса я преодолел путь домой, на который обычно трачу не меньше часа.

Само собой, во время езды делал разные звонки: начальнику управляющей компании, сантехнику, приятелю, живущему по соседству, который сегодня должен был быть дома. Уже по прибытии в квартиру я застал горестную картину: не только весь подъезд дома был мокрым, внутри самой квартиры тряпки шустро плавали по недавно уложенному новенькому ламинату. А приятель с сестрой, как подорванные, собирали воду в тазы и ведра, носясь между комнатой и унитазом. Несмотря на всю эту горестную картину, плюсы в ситуации были: полы теперь пару дней мыть не нужно, ну и клетки с хомяками я в отремонтированную квартиру еще не перетащил, так что утопленников не было.

Как выяснилось в процессе разбирательств, причиной "потопа" стала подготовка к отопительному сезону котельной. Дело в том, что наш дом (блочную "хрущевку") ваял какой-то веселый архитектор: большие "французские" окна до пола сочетаются в ней с отсутствием батарей. Они замурованы в стены, а слив всего стояка располагается в самой верхней квартире - стоит отдельной трубой: к ней необходимо прикручивать шланг и тянуть его прямо к раковине каждый раз, когда у кого-то в батарее возникают "пробки".

Само собой, все соседи были затоплены, управляющая компания заявила, что виновен я, как счастливый обладатель как раз той самой квартиры с общим сливом. Причиной же наводнения стало то, что ремонтники не закрыли вентиль на трубе после отделки ванной и установки новой сантехники. Фактически вода перед заменой ванны, унитаза и раковины отключалась и спускалась. Однако, включив обратно воду во всех трубах, управляющая компания обошла вниманием батареи отопления, и более месяца они стояли вообще без воды. А во вторник, после того, как в 10 часов утра я уехал на работу, котельная решила начать подготовку к отопительному сезону, и управляющая компания пустила воду по батареям. Результат известен.

- Что же вы не предупредили о старте отопительного сезона? - спросил я Ивана Васильевича, начальника нашего ЖЭУ.

- Да нас самих котельная не предупредила, а знали бы, мы бы все дома обошли. Ведь не только у вас затопило квартиру, - оправдывался коммунальщик. - В соседнем доме люди в отпуск уехали, а вентиль в батарее остался открытым. Еще в одной квартире, благо вся семья дома сидела, быстро удалось прекратить потоп. Но мы-то не виноваты...

Сообщил мне это все начальник ЖЭУ после того, как я вручил ему заявление с просьбой предоставить мне акт о заливе и пояснения, по каким причинам жителей не предупредили о пуске воды по батареям дома, учитывая особенности строения коммуникаций в нашей постройке. Ответ мне так и не дали - ни в письменном, ни в устном виде. Зато на следующий день генеральный директор управляющей компании приехал составлять акты о заливе у соседей.

- А вам-то чего акт составлять? - удивился директор управляющей компании. - Я пострадавшим акты составляю, а вы в данном случае виновник.

- Да? - настала моя пора поднимать брови. - А я думал, это котельная виновата, что никого не предупредила о пуске воды по батареям.

- Но вентиль-то от трубы у вас был открыт, - попытался возразить управленец...

- И что? А может, у меня ребенок маленький живет или старушка в маразме? Всегда к нам приходили осенью коммунальщики и проверяли состояние крана.

Тут нужно отметить: ваш покорный слуга нисколько не лукавит. До нынешней управляющей компании у нас была совершенно другая, от которой сантехники всегда ходили с проверками без всякого приглашения. Однако вместо признания своей вины нынешние коммунальщики стали только спорить. В результате, устав от демагогии, я просто настоял на составлении акта о затоплении и для меня, после чего написал заявление, что в акте не разъяснено, по какой причине не произведена проверка труб до пуска воды. Местное ЖЭУ не хотело принимать такое заявление (как, впрочем, и первое, но там я настоял: нужно для страховой компании). Это же заявление пришлось лично везти в офис управляющей компании. А потом, немного поговорив с соседями и объяснив им свою невиновность в затоплении, стал звонить юристам, чтобы лучше понимать ситуацию.

Как оказалось, подобные казусы с потопами случаются в Москве и области регулярно, и коммунальщики только по решению суда признают свою вину в происшедшем.

- Заливы по вине управляющих компаний - очень частое явление. У юристов даже термин есть - "сезон заливов". Это время, когда идет подготовка домов к отопительному сезону и ведутся соответствующие работы с отоплением весной. И тут нужно начать издалека. К сожалению, во многих домах не установлены гидрокомпенсаторы, и из-за этого нельзя доказать достоверно, по чьей вине лопнула труба или резко хлещет вода из стояка.

Неясно, кто и когда повернул вентиль не в ту сторону. Но положительная судебная практика есть, и часто вину управляющей компании удается доказать, - рассказала в беседе с "МП" юрист Мария Свиридова. - А все дело в том, что без наличия гидрокомпенсаторов нельзя точно измерить, с какой мощностью течет вода в трубах, и в результате более сильный, чем положено, напор может вообще разорвать трубу. Само собой, причиной является то, что большинство потоков по трубам у нас до сих пор пускается вручную.

Как отметила Свиридова, гидрокомпенсаторы можно установить почти в любом доме, но этого не делают управляющие компании, заявляя, что дом строили не они, а потому в его архитектуру вмешиваться не будут. Между тем законом предписывается, что управленцы-коммунальщики обязаны модернизировать все инженерные системы дома.

- Согласно закону, каждую осень перед началом подготовки к отопительному сезону управляющие компании должны произвести проверку состояния инженерных систем дома, - объяснила юрист. - А инженерные системы дома - это не только то, что находится в подвале, это еще и то, что находится в квартирах, то есть, те самые батареи. Ведь где-то батарею уже могла съесть коррозия, где-то может идти ремонт. И речь не о том, кто должен платить за установку новой батареи. Речь о том, что управляющая компания должна направить сантехника на проведение проверки, и, в случае необходимости, тот выносит свой вердикт: батарею нужно заменить.

- Но разве есть такие управляющие компании, у которых сантехники каждый год ходят по квартирам? - удивляюсь.

- Есть, - подтвердила Мария Свиридова. - Например, у нас много лет каждую осень ходил по квартирам сантехник и выносил свое заключение. В конце прошлого года он уволился, а пришедший ему на смену работник уже этого не делает. Но сути дела это не меняет, так как бумаги о проверке инженерных служб он тоже получает, как, наверное, и распоряжение начальства. Но вместо реальной проверки дома, видимо, занимается заполнением бумаг в кабинете. Такое явление очень частое, но повторюсь: положительная практика доказывания вины управляющих компаний в заливах квартир имеется, она достаточно широкая. Так что, если что, можно обращаться в суд. Другое дело, что в суде разворачивается целый детектив, когда мы начинаем разбираться в ситуации, но иначе нельзя, потому что сами управляющие компании всегда все стараются решить по-тихому, такой тихий омут им милее. Но ведь не вам же!

Чтобы соседи в случае подобных заливов не подавали в суд на такого же "затопленника" сверху, последним юрист рекомендует обращаться в страховую компанию (если люди платят страховку хотя бы по общеплатежной ведомости), такому примеру последуют и все остальные соседи.

В завершение своей истории отмечу, что новый ламинат у меня вздулся лишь частично и его удастся как раз на этой неделе заменить. А вот перед соседями за потоп, который произошел по вине коммунальщиков, до сих пор неудобно.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта