Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Средний класс общества - он важный самый

Эльвира ШЛЯХТИНА

Исторические экскурсы подтверждают: встарь богатейшими странами были те, где природа обильна. Ныне - в которых человек наиболее деятелен. В России, с доставшимися ей несметными россыпями даров "на земле, в небесах и на море", потребность в энергичных людях, создающих благосостояние страны, была всегда. Однако так уж сложилась структура ее общества, что небольшая состоятельная верхушка возглавила социальную пирамиду, опираясь не на доминирующий средний класс, а на колоссальное многочисленное "дно". Какова картина сегодня? Кто наш доморощенный середняк по сути - потребитель или производитель? Станет ли он большинством населения, как тому должно быть?На эти и многие другие вопросы отвечает исследование, проведенное учеными Института социологии Российской академии наук - руководили им академик, директор института Михаил Горшков и доктор социологических наук, профессор Наталья Тихонова.

Жить стало лучше, но не веселее

Казалось бы, имея доходы на члена семьи 35 - 50 тысяч рублей, средний класс как более успешный, чем обычные россияне, имеет возможность хотя бы что-нибудь изменять к лучшему в своей жизни. Увы, динамика его достижений выглядит неутешительно. Например, к концу рассматриваемого десятилетия не смогли добиться никаких значимых перемен почти в полтора раза больше его представителей, чем в начале. Кроме того, заметно сократилась доля сумевших повысить уровень образования, квалификации, добиться чего-то существенного на работе. Втрое уменьшилось число тех, кто смог открыть собственное дело, получить повышение на работе или найти более подходящую.

Даже показатели, связанные со сферой потребления, спустились вниз - единственным исключением выглядят поездки за рубеж. Меньше приобретали дорогостоящих вещей, улучшали жилищные условия, хотя картина обеспеченности жильем в целом в среднем классе и выглядит благостнее, чем у прочего населения страны. Так, каждый десятый его представитель за последние три года улучшил свою жилищную ситуацию за счет покупки или строительства жилья, что говорит о том, что именно средний класс продолжает оставаться основным стратегическим "игроком" на рынке жилой недвижимости. Кроме того, среди "середняков" вдвое меньше не имеющих отдельного жилья - по сравнению с другими россиянами и выше средняя обеспеченность общей площадью на человека. Реже там нет необходимых коммунальных удобств.

Однако каждый десятый представитель "середняков" сегодня называет проблемы с жильем в числе трех главных, с которыми ему пришлось сталкиваться за последний год. При этом в возрасте моложе 30 лет каждый шестой жилье снимает, так как на наличие денежных средств для приобретения жилой недвижимости надеется лишь в будущем.

Но вот что заметили ученые: у средних россиян в последнее время начал формироваться новый стандарт потребления в жилищной области, предполагающий сочетание городского и пригодного для круглогодичного обитания загородного жилья. В роли последнего может выступать и зарубежная недвижимость, поскольку при современных ценах на жилье в ряде городов России, и особенно в Москве, дешевле, оказывается, купить и содержать где-то второе жилье, чем разъехаться с ближайшими родственниками в своем городе. И здесь, пожалуй, уместно припомнить, что стандартный набор "квартира-машина-дача", являвшийся формулой благополучия советского времени, никак не предполагал второго комфортабельного жилья. А нынешняя действительность такова: 8 - 10 процентов едва ли не половины населения страны уже имеет такое жилье. И этой тенденции социологи не фиксировали десятилетие назад. Теперь пришли к выводу, что она заслуживает значительного внимания в силу масштабности и вытекающих серьезных экономических и социальных последствий.

В этой связи показалось интересным, что собеседники социологов не просто говорили о желании приобрести недвижимость за границей, но более чем в 90 случаях называли это стремление не только первым, но и единственным. Не отражает ли это последующую эмиграцию? Точного ответа, к сожалению, пока не получено, но есть рекомендация - помочь среднему классу в улучшении его жилищных условий. Нет, не преподнесением квартир и домов на блюдечке с золотой каемочкой, а разработкой многообразных программ с доплатой или отсрочкой оплаты за приобретаемое жилище до момента заселения. Причем программы должны непременно учитывать различия типов домашних хозяйств и строиться как на коммерческих, так и на льготных началах, в частности, для молодых семей, семей бюджетников, включая военных.

В плане приобретения товаров длительного пользования: телевизоры, пылесосы, стиральные машины, компьютеры, кухонное оборудование, видеокамеры, айфоны, айпады, планшеты, кондиционеры и так далее, наши середняки не нуждаются. Они могут себе позволить приобретать все это даже сверх необходимого, в том числе как предметы сложной техники для дома, так и товары, связанные с цифровыми технологиями. Кстати, отрыв от остальных россиян в обеспеченности цифровой видеотехникой предстает, можно утверждать, огромным - в два с половиной раза, даже среди 50 - 60-летних граждан. И снова сравнение: шесть лет назад такой же результат был получен при ответах на вопрос по части обладания компьютером, а сейчас во всех слоях российского населения компьютер имеют уже более половины домохозяйств.

Однако остаются и такие отличия средних россиян от остальных, как оснащение домохозяйств антеннами спутникового телевидения - с 2003 года оно выросло более чем в 10 раз; посудомоечными машинами - почти в 10 раз. В семь раз возросла доля имеющих кондиционеры, вчетверо - автомобили-иномарки, в том числе собранные в России, в 3,5 раза - число обладающих цифровой видеотехникой, в два с лишним раза - компьютерами и мобильными телефонами. Разумеется, у остальных российских граждан изменения названных параметров также происходили, но с меньшей скоростью и иными приоритетами.

Выходит, жить среднему классу стало лучше? Нет, не выходит, ибо благополучие примерно половины представителей среднего класса определено исследователями как иллюзорное. Скорее они просто достаточно успешно могут свести концы с концами, чем обладать действительно существенным запасом прочности. Прежде всего так же, как и другим россиянам, у них нет возможности сэкономить на повседневном, в том числе постоянно и существенно растущих платежах за жилищно-коммунальные услуги: каждый пятый тратит на это более четверти своего семейного бюджета. Огорчают и расходы на питание: 13 процентов отдает на него более половины своих доходов, тогда как подобная пропорция считается признаком бедности. При этом лишь 40 процентов отдает питанию менее четверти доходов.

Настораживают и результаты анализа того, на что же у представителей российского среднего класса нет достаточных средств, чтобы можно было потратить на задуманное. Помимо вожделенной мечты приобрести квартиру или дом, а это 46 процентов опрошенных, почти каждый пятый использовал бы денежное поступление для путешествий, отдыха, а 17 процентов купили бы автомобиль, 8 процентов раскошелились на собственный гараж, 7 - отремонтировали квартиру, 6 - расплатились с долгами и столько же вложили бы в открытие собственного бизнеса.

Как не скатиться в бедность

Нынешний российский "середняк" - оптимист: ровно половина его представителей убеждена, что в ближайший год их материальное положение улучшится и только 6 процентов ожидают ухудшения. В массовых слоях общества показатели иные - соответственно 28 процентов живут надеждами на то, что "все будет хорошо", а 17 - ждут ухудшения, расценивая его как устойчивую тенденцию. Откуда среднеклассники черпают веру в успешность? Из своей активности и предприимчивости. Они отлично понимают, что отнюдь не везение, а упорный труд принесет радужный результат, обеспечит лучшее качество жизни.

В целом для представителей среднего класса оказалась характерной относительно большая распространенность трудовых доходов: лишь 18 процентов их домохозяйств не имеют трудовых доходов при 28 процентах в остальном населении. Причем они чаще получают не один доход, а несколько за счет дополнительной занятости. Больше поступает к ним средств от их собственности и бизнеса, чем у прочих граждан. Есть и разовые, временные приработки. А вот обеспечивают себя сами некоторыми продуктами питания всего 12 процентов - в других группах населения этот показатель почти вдвое выше. Такие же данные социологи получили, анализируя ответы на вопрос, могут ли их собеседники что-либо сделать для улучшения своего положения: не входившие в число "середняков" в два раза чаще высказывали мнения о том, что ничего не могут сделать, чтобы их существование изменилось к лучшему.

Достаточно заметны отличия среднеклассников в плане сберегательного, кредитного и инвестиционного поведения. Гораздо чаще других россиян они обладают денежными сбережениями, акциями - от 46 до 53 процентов всем этим владеет, а в других группах - только 24 процента. Еще нагляднее разница - восьмикратная! - при взгляде на крупные сбережения, то есть такого размера, когда можно прожить на них, не работая в течение года. Но пассивное финансовое пребывание для среднего класса не характерно - им отличаются 28 процентов (это когда у людей нет ни сбережений, ни долгов), тогда как среди остальных россиян таковых 44 процента.

Оборотной стороной картины выступает активное кредитование. В целом 45 процентов среднего класса пользовались за последние три года банковскими кредитами, а ведь в 2008 году таких было вдвое меньше. Причем 14 процентов получали два кредита и более, преимущественно ипотечные и авто. Как свидетельствуют и другие данные, полученные исследователями, для российского среднего класса, в отличие от его зарубежных "коллег", отнюдь не характерна сберегательно-инвестиционная стратегия - доминирует потребительская, как это было и в прежние годы. А вот граждане, к среднему классу не относящиеся, чаще всего откладывают свободные средства "на черный день", очевидно надеясь, что это поможет окончательно не скатиться к бедноте. Где уж тут до планов на дальнейшую жизнь? И среди большинства российского населения 36 процентов о них и не думают. Но средний класс характеризуется обратным: 63 процента его представителей стремятся спланировать свое пребывание на этой земле, хотя бы на ближайшие год-два. Правда, основной стержень среднеклассников - ядро - отличает видение и более далекого горизонта: три и более лет. Однако это никак, что называется, не делает погоды, а именно инвестиций (покупка ценных бумаг, предоставление денег в долг под проценты). А ведь это важнее самого важного.

И ничем иным не объяснить такие склонности самой важной части общества, как условиями нестабильности и малопредсказуемости не только будущего России, но ее и прошлого, и настоящего.

Продолжение следует.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта