Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Ему не надо было ни славы, ни званий!

Исполняется 100 лет со дня рождения композитора Серафима Туликова

Юлия НИКОЛЬСКАЯ

Так говорила в одном из интервью несравненная Валентина Толкунова об одном из величайших русских советских композиторов Серафиме Сергеевиче Туликове, столетие со дня рождения которого исполняется 7 июля. Мы встретились с дочерью творца Алисой Серафимовной Туликовой в его кабинете в квартире, расположенной в "Доме ста роялей" на Огарева, 13, ныне - Газетный переулок. Здесь, в квартире композитора, все осталось нетронутым, несмотря на то, что самого рояля - святая святых любого музыканта - уже десять лет не касалась рука хозяина: нотные тетради, письма поклонников, любимые книги, деловые записи композитора и бережно вставленные в рамы афиши.

- Алиса Серафимовна, давайте вернемся на несколько десятков лет назад. Каково это родиться и жить в семье великого композитора?

- Вы знаете, я никогда не задумывалась об этом. Папа играл на инструменте, я бегала по своим заботам... Тем более что мы жили в доме, где обитали все композиторы того периода: Блантер, Фельцман, Островский, Долуханян, Бабаджанян, Лядова... всех и не перечислить! Вместе они отдыхали в Доме творчества композиторов, куда папа - заядлый рыбак - приносил свой улов с Москвы-реки. Вся эта жизнь была очень естественной для меня. Само осознание, как это ни поразительно, пришло, когда осталась одна в окружении папиных вещей. Первое, что на тот момент можно было сделать, это провести концерт в ГЦКЗ "Россия", посвященный его 90-летию. Несмотря на принятые при жизни отца соответствующие решения в Моссовете и Союзе композиторов Москвы и РСФСР о необходимости проведения такого концерта и заложение "звезды", как было принято в те годы, все в результате свершилось благодаря, быть может, некоторой настойчивости, которую я на тот момент проявила. Все ведь забывается очень быстро! После этого начала разбираться в кабинете Серафима Сергеевича и была совершенно потрясена количеством материала, который обнаружила.

- Что это был за материал? Нотные записи, дневники или нечто другое?

- Регулярно дневников папа не вел, это были некие деловые записи о предстоящих событиях, встречах, однако вы правы: огромное количество нот - рукописей, эскизных тетрадей - в его кабинете хранится до сих пор. Кроме того, совсем недавно я нашла невероятное количество писем еще с советских времен, где авторы не только выражают благодарность моему отцу за ту или иную песню, прослушанную передачу, концерт, но также подробно рассказывают о своей жизни. Это и является на сегодня самым интересным! Причем письма шли из самых отдаленных уголков нашей страны.

Потом я "утонула" в документах - папа же семь лет являлся председателем Московского союза композиторов. Молодежь, безусловно, не помнит того времени! Такие документы вы вряд ли где-то еще найдете! Поразительно то, что до этого момента я и не предполагала, какой это был общественно значимый человек. Вопросы и просьбы, с которыми к нему обращались, поглощали огромное количество времени. Помню, что тогдашний председатель Моссовета даже журил его: "Серафим Сергеевич, вам музыкой заниматься нужно, а не квартирами и телефонами!" На что папа отвечал, что иначе не может. Одновременно он был ведь и депутатом Моссовета. Одних писем с просьбой установить телефон у него накопилась тьма. Это мы сейчас почти не пользуемся городскими телефонами, отдавая предпочтение сотовой связи, а тогда люди боролись за городской номер. Племянница композитора Метнера писала моему отцу с просьбой об "улучшении ее жилищных условий", и Серафим Сергеевич в течение нескольких лет занимался этим вопросом, и в конце концов все получилось.

- Судя по вашим рассказам и той музыке, которую создавал Серафим Сергеевич, понимаешь, что он был большим патриотом своей страны. Так ли это? Или общественная деятельность обязывала писать именно такую музыку и поступать так, как он поступал?

- Нет, ни о каких обязательствах тут речи идти не может. Серафим Сергеевич был очень русским человеком в самом лучшем смысле этого слова, с большим чувством искреннего патриотизма. Сейчас, конечно, время от времени задают вопросы о том, как он мог написать песню, посвященную Ленину? Но песни о вожде писали тогда почти все! Конечно, это не композиция о личности как таковой - просто в те времена никто не мог знать всего того, что известно нам сейчас. Он посвятил свою песню некоему образу человека, который отдал себя всего и жил во имя прекрасного будущего. Там настоящий распевный мелодический гимн, огромный эмоциональный накал торжества жизни, а не прощальный напев. Серафим Сергеевич как-то вырезал из какой-то газеты фразу "Патриотом всегда быть трудно!", и эта вырезка до сих пор стоит на пюпитре рояля в кабинете. В самые тяжелые времена, в

1990-е, когда было совсем плохо, он повторял свою любимую фразу: "Много не надо, надо, чтобы было достойно". У него же была одна квартира и машина, не было дач или припрятанных ценностей...

- Серафима Сергеевича не стало в 2004 году, поэтому все, что происходило в предыдущие годы в нашей стране, начиная с распада СССР, разворачивалось на его глазах. Как он к этому относился, если, допустим, говорить о музыкальной сфере?

- Он очень переживал. И даже не потому, что фамилия перестала звучать так, как прежде, а больше оттого, что лишился музыкальной среды, к которой привык, - сообщества композиторов, слушателей... Как каждый человек, у которого огромный пласт жизни вдруг оказывается бесполезным и выброшенным из истории. Ведь выступления с концертами по Москве и всему Советскому Союзу являлись для него большой частью творческого процесса. Серафим Сергеевич был блестящим, всегда востребованным пианистом.

Помню, папа всегда успокаивал маму, говоря, что даже если концертов не будет, заработанного честным трудом хватит, чтобы прокормить семью. Но сначала грянула реформа Павлова, которая лишила его сбережений. Серафим Сергеевич, как и многие в то время, очень мужественно начал все с нуля. А потом, в 1990-е, он, будучи за рулем, на секунду потерял сознание и слегка стукнул стоящие впереди две машины. Это случилось напротив Театра Ленинского комсомола, где находилось казино. Было бы другое время, зафиксировали бы ущерб, он что-то бы, естественно, заплатил. Ведь урон оказался минимальным! Но "потерпевшие" составили свою собственную калькуляцию и потребовали снять все деньги в сберегательной кассе, приговаривая, что, мол, это совсем не полная сумма. Мама тогда еще просила оставить им немножко на жизнь! Вот такие были злые годы.

Затем - примерно в это же время - Серафим Сергеевич очень захотел издать сборник песен о России. И просил меня достать ему бумаги, сказав, что нужно много - две тонны. Я не восприняла это всерьез, подумала - шутит. Впоследствии нашла письмо из издательства "Советский композитор", где ему сообщили, что с удовольствием издадут сборник, "если вы, Серафим Сергеевич, купите две тонны бумаги..." Но папа никогда не жаловался, правда, обращался с письмами, в которых говорил, что готов выступать бесплатно ради возможности творческого общения со слушателями!

- А какие песни писал Серафим Сергеевич в последние годы своей жизни?

- Его песни "Мы за мир", "Марш советской молодежи", "Это мы, молодежь", конечно, "Родина", лирические "Жизнь моя, любовь моя", "Любимые женщины", "Не повторяется такое никогда" и сейчас исполняются. Некоторые из них уже изданы. Писал о России. Разумеется, я готова заинтересованным людям предоставить ноты. Сейчас же мало издают. В 2010 году вышел сборник Серафима Сергеевича "Песни" - 100 песен к 50-летию Союза композиторов России. Очень многие из музыковедов в различных статьях и рецензиях на протяжении всего его творчества отмечали, что композитор Туликов - это автор "большого мелодического дара". Но папа никогда не был, как сейчас говорят, дельцом. Иосиф Кобзон, вспоминая его, говорит: "Кто куда, а Сима на рыбалку". Знаете, бывают такие люди, которые в силу своей природы не умеют устанавливать панибратских отношений. Некоторые, быть может, считали, раз так не делает, значит, ему претит. А это не так. Просто он обладал природной скромностью и никогда, упаси бог, не навязывался!

- Но Серафим Сергеевич также писал для кино. А это поле, где можно хорошо развернуться!

- Да, но опять же он не был пробивным человеком! У него есть очень симпатичный фильм "У тихой пристани", несколько документальных фильмов, популярная оперетта "Баранкин, будь человеком!". Но пока она шла в Театре оперетты, другой композитор сделал мультфильм на свою музыку. А папа хотел потом сделать или художественный фильм, или мультипликационный, но когда это увидел, махнул рукой. Не стал связываться, что называется. У него есть и произведения крупных форм. Вот недавно в Калужской областной филармонии оркестром народных инструментов под управлением замечательного музыканта, заслуженного артиста России Владимира Сергеевича Иванова были исполнены "Сказ о России" и вокально-хоровая сюита "Приокские рассветы". Калужане как бы дали официальный старт юбилейному году композитора, который будет, я думаю, подхвачен и Москвой.

- В этом году по вашей инициативе вышла книга, посвященная Серафиму Сергеевичу, под названием "Жизнь, прожитая не зря. Личность и творчество композитора Серафима Туликова". Как возникла идея создания этой своего рода энциклопедии?

- Безусловно, в первую очередь мне хотелось рассказать о жизни композитора, но главное - о том времени, в котором он жил. Заделом этой книге послужил документальный фильм калужского журналиста Александра Кравченко о Серафиме Сергеевиче, в котором приняли участие все ведущие певцы и папины коллеги. Интервью, конечно, не могли быть включены полностью, и мне стало жаль уникального материала о песенном творчестве тех лет.

Также туда вошли небольшие книги, газеты, журналы, письма, телеграммы - все, что попалось в архивном кладезе. Одно из главенствующих мест в книге занимают размышления Серафима Сергеевича о судьбе песенного жанра. Я нашла школьную тетрадь, где он записывал свои мысли о песенном творчестве, требованиях к песне, как он это понимал, о необходимости высокого вкуса и недопустимости пошлости. Серафим Сергеевич считал, что роль радио и телевидения является определяющей в формировании вкуса в современном песенном жанре.

- А давайте остановимся на отдельных высказываниях, размышлениях, которые оставил Серафим Сергеевич. Прочитайте некоторые из них.

- Ну, например... "Бывает так: стремление к благородству - впадаешь в сухость, незапоминаемость; стремление к броскости - можно впасть в банальность, пошлость. Соединение броскости и интонационного благородства и есть искомый идеал песенного творчества". Или вот: "Песни последнего десятилетия: микрофонное отрицание значимости голоса. Это как увлечение приемом антибиотиков, пора перейти к травам. Они оказывают животворное действие". "Важна роль песенной лирики, чье проникновение в массы особенно глубоко, она должна нести в себе нравственное начало". Ну и последнее: "Песни... лирические, но проникнуты почвенностью, ибо я русский композитор и мое творчество насыщено родными мне интонациями".

А все остальное вы можете прочитать в книге, которая говорит о музыкальном богатстве этого человека, всю жизнь прожившего с песней и боготворившего наше российское музыкальное наследие.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта