Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Сделать мир добрее, а людей - милосерднее

Ольга КОСТИНА

Лето - самая трудная, самая ответственная пора, время принятия решений для юношей и девушек, обдумывающих житье и делающих свой самый первый в жизни серьезный выбор: кем стать, куда пойти учиться? Наш собеседник - декан факультета социальной работы, педагогики и ювенологии РГСУ, заведующая кафедрой социальных технологий, доктор педагогических наук, профессор Валерия Викторовна Сизикова.

- Валерия Викторовна, на ваш взгляд, почему сегодня молодежь делает выбор в пользу социальной работы и насколько этот выбор осознан?

- Именно в период взросления и окончания школы многие выпускники задумываются над вопросами: кто я, зачем я пришел в эту жизнь, что я смогу сделать для того, чтобы мир стал добрее, прекраснее, справедливее, а люди - чуточку милосерднее и отзывчивее.

РГСУ - вуз социально ориентированный, и в нем молодые люди хотят реализовать свой потенциал, научиться видеть и слышать проблемы тех, кто ежедневно в силу определенных обстоятельств нуждается в посторонней помощи и поддержке, а также решать эти проблемы или предотвращать их на разных уровнях управления.

Направление "социальная работа" последнее время пользуется достаточно большим спросом среди абитуриентов, поскольку, во-первых, данная профессия стала известна в обществе, о ее роли и задачах говорят уже на самых высоких уровнях государственной власти. Во-вторых, очень широк спектр применения профессиональных компетенций выпускников, которые могут быть использованы и в социальной сфере, и в сфере социально ориентированного бизнеса, и в органах государственной власти.

И в-третьих, социальная работа является профессией "для жизни", поскольку знания и навыки, получаемые студентами, могут помочь им в решении ряда личных и семейных проблем.

Большинство абитуриентов, поступающих на направление подготовки "социальная работа", делают выбор осознанно. Это связано с тем, что формируются "семейные династии" (приходят получать данную специальность дети социальных работников); требуется профильное образование работникам системы социальной защиты населения (на факультете можно получить образование в заочной форме); абитуриенты ощущают склонность к работе в сфере "человек - человек" и желание принимать участие в обеспечении социальной безопасности государства.

Наши студенты в большинстве своем приходят учиться по зову сердца, стремясь осуществить свои мечты, быть востребованными, полезными обществу.

- Наша социальная сфера меняется день ото дня, с начала 1990-х, когда был создан РГСУ, пройден огромный путь, в жизни общества произошли колоссальные перемены. На ваш взгляд, успевают ли меняться и учебный процесс в университете, да и сам соцработник?

- Российский государственный социальный университет со дня основания ведет подготовку профессионалов в области социальной работы. За этот период осуществлен выпуск более 8 тысяч квалифицированных специалистов. За 14 лет изменился подход к социальной работе в целом, сформировалась разветвленная система социальной защиты населения, а следовательно, скорректированы требования к процессу подготовки кадров. Внедрены в практику уже три поколения образовательных стандартов по социальной работе, основными авторами-разработчиками которых выступили преподаватели РГСУ. Также в 2013 году университет стал разработчиком первого в истории России профессионального стандарта специалиста по социальной работе.

РГСУ - базовый вуз для Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы, в состав которого входят более 150 образовательных учреждений. УМО координирует деятельность научно-педагогической общественности и всех заинтересованных в обеспечении качества и развитии содержания профессионального образования в этой области.

Российский государственный социальный университет имеет тесные связи с работодателями в области социальной работы: Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Департаментом социальной защиты населения города Москвы, Министерством социальной защиты населения Московской области и ряда других регионов, а также подведомственных им организаций, что позволяет вносить актуальные изменения в подготовку специалистов в соответствии с запросами рынка труда.

Социальная работа в России находится в постоянном поиске новых путей и направлений, инновационных методов и технологий. Наш вуз, как определенный локомотив социального образования, играет в данном процессе одну из ключевых ролей. Мы считаем, что социальное образование должно работать на опережение, ориентироваться на подготовку специалистов, которые будут востребованы не только сегодня, но и завтра.

- Если можно - подробнее и конкретно, с примерами: какие новые социальные технологии появились в последнее время, какие проекты рождаются сегодня в стенах РГСУ?

- Основные социальные технологии, используемые в РГСУ, - это технологии реализации образовательного процесса.

Среди образовательных технологий у нас преобладают интерактивные, связанные с активным участием студентов в учебном процессе. Ключ к подготовке настоящего профессионала в том, чтобы он знания не "получал", а "добывал". Сам, в совместной работе с преподавателем или в группе. И это очень важный принцип - "системообразующий". Необходимы диалог, правильная постановка вопроса и навык поиска ответа. Иногда приходится сталкиваться с такой позицией: надо расширить зону самообразования, пусть студент все осваивает сам, а преподаватели только проверяют или, при необходимости, корректируют знания. Это в корне неправильно. Именно сейчас роль педагога, профессорско-преподавательского состава вуза становится высока как никогда.

Другой ключ - это новая форма работы в трехсторонней системе координат: студент, преподаватель, работодатель. Нужно, чтобы поисковая работа студента под руководством преподавателя соответствовала потребностям практики, т. е. решала конкретную задачу конкретного социального учреждения, человека, малой группы. Это очень трудная задача. Но к ее решению мы уже приступили. И в этом нам поможет разработанный нашей исследовательской группой профессиональной стандарт специалиста по социальной работе и уже реализуемое нами социальное партнерство университета и организаций-работодателей.

Конечно, отвечая на вопрос о новых технологиях, можно говорить о новых формах проведения занятий, но это частные вопросы, преподавательский инструментарий. Он важен, но не самодостаточен. Нельзя сказать - вот, мы внедрили две или три новые технологии, поэтому мы - инновационный вуз. Задача стоит гораздо шире и сложнее. Поиск ее решения ведется во всем мировом профессиональном образовании, и, поверьте, мы не отстаем от наших зарубежных коллег.

Что касается новых социальных проектов, то перечислить их не представляется возможным, у нас социальную ориентацию имеют все 12 факультетов, каждый из которых ежегодно реализует десятки разработок. Но хотелось бы особо отметить уникальную лабораторию русского жестового языка, в которой проводятся исследования, организуется сопровождение образовательного процесса для слабослышащих студентов, а также подготовка специалистов-сурдопереводчиков. Уже в течение трех лет лаборатория реализует государственные заказы на подготовку специалистов в области жестового языка для всей России. В вузе создан волонтерский центр "Паралимпийский", в котором прошли подготовку сотни волонтеров для обеспечения Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года. Только с факультета социальной работы, педагогики и ювенологии участие в волонтерской работе в Сочи принятии более 120 человек, два наших студента выступали в качестве тифлосурдокомментаторов на открытии и закрытии Игр. Причем с окончанием Олимпиады работа волонтерского центра не закончилась, теперь его задачей стала консолидация социально значимой деятельности учащейся молодежи, направленной на организацию и осуществление социально полезных и социально значимых дел.

- Когда ваши студенты приходят на практику в наши социальные учреждения не случается ли так, что у них меняется точка зрения, взгляд на выбранную профессию?

- Несомненно, представление о выбранной специальности меняется на протяжении обучения студентов. Это закономерно. Появляется комплексная система знаний об области профессиональной деятельности, функциях специалистов, формируются умения и навыки, необходимые компетенции. Для этого и осуществляется образовательный процесс.

Кроме того, на протяжении всего периода обучения студенты проходят практику ежегодно. Виды практики от курса к курсу меняются: это ознакомительная, учебная и производственная практики.

И, пожалуй, самое большое значение для будущей профессиональной деятельности имеет ознакомительная практика, которая проходит на первом курсе. Ее основная задача - ознакомление с особенностями социальных организаций и деятельностью специалистов по социальной работе. На этом этапе происходит первичная профессиональная адаптация. Конечно, бывают случаи, когда после первого курса обучающиеся переходят на другое направление подготовки, осознавая, что первоначальное представление о профессии не оправдалось, что нет желания или соответствующих требованиям практической деятельности возможностей. Но большинство студентов приходят уже с четкой установкой на социальную профессию, хотя и не всегда представляют ее в полном объеме, и уже со второго курса отчисления по собственному желанию почти не встречаются.

- Мы не первый год говорим о том, что надо ломать стереотипы в смысле наших соцработников, что они не такие сегодня, как были 10, а тем более 20 лет назад. Но все равно стереотипы эти живут. Как, на ваш взгляд, возможно ли их вообще победить?

- За многие годы в обществе сложилось мнение, что специалисты социальной работы - это только те люди, которые помогают по хозяйству одиноким пожилым гражданам. Но это заблуждение. На сегодняшний день специалисты социальной работы - это профессионалы, регулирующие процесс оказания социальных услуг в различных сферах нашей жизнедеятельности; эксперты при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями; преподаватели и ученые-исследователи в области социальной работы.

Наши выпускники работают в государственных органах управления на различных уровнях власти, в государственных и негосударственных организациях, учреждениях сферы здравоохранения и образования, юстиции и внутренних дел, обороны и МЧС, в профильных подразделениях производственных организаций, в структурах социально ориентированного бизнеса и общественных организациях. Они выполняют огромное количество функций. А поэтому и компетенции в процессе профессиональной подготовки формируются у них в области диагностической и?прогностической, организаторской и посреднической, проектной и управленческой деятельности.

По мере развития профессиональной социальной работы и исходя из глобального значения ее функций необходимо повышение имиджа этого вида профессиональной деятельности, его осознанное формирование. Если сегодня на федеральном уровне и уровне субъектов деятельность в социальной сфере, достигнутые позитивные результаты ретранслируются благодаря центральным средствам массовой информации, профессионально используются имиджевые технологии для поддержания статусных характеристик социальных учреждений и специалистов, то на уровне регионов, к сожалению, не всегда можно говорить об эффективной работе в данном направлении. Для ломки стереотипов, повышения имиджа социальной работы необходимо взаимодействие субъектов, составляющих как внутреннюю, так и внешнюю среду института социальной работы (в том числе и СМИ).

- Что бы вы пожелали абитуриентам-2014, которые только еще раздумывают "кем быть, куда пойти учиться", какие аргументы привели бы в пользу "социального направления" этого поиска?

- Развитие общества сопровождается множеством социальных проблем, возникающих под воздействием политических, экономических, природных, демографических и других факторов. Это вызывает необходимость обеспечения социальной защиты, помощи, поддержки, реабилитации отдельного человека, различных групп и общества в целом.

На сегодняшний день существует большое количество подходов к социальной работе как профессиональной деятельности. Но что бесспорно, так это то, что социальная работа является важнейшим инструментом улучшения социального самочувствия населения за счет организации поддержки людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Однако для построения стабильного, благополучного общества и предотвращения негативных социальных явлений в будущем социальная работа ориентирована не только на удовлетворение базовых социальных интересов и потребностей, но и на развитие и регулирование социальных отношений в обществе в сторону их большей гармонизации и стабилизации, стратегического согласия, что является непременным условием полноценного и стабильного функционирования всей общественной системы.

Для того чтобы построить общество с эффективной экономикой и развитыми технологиями, необходимо сначала обеспечить социальную безопасность населения страны. В связи с этим в ближайшие годы не только не будет снижения востребованности специалистов в области социальной работы, а спрос на них будет все больше расти.

Абитуриентам-2014 от имени двухтысячного коллектива факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского государственного социального университета я хотела бы пожелать сделать правильный выбор, который позволит в дальнейшем стать конкурентоспособными, успешными и востребованными в современном обществе. Успеха и удачи!

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта