Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Почему москвичи вынуждены утопать на улицах города?

Павел КУЗЬМИЧЕВ

Погодка в середине мая порадовала многих москвичей, которые успели хорошенько прогреться, однако небесная канцелярия решила, что пора бы нас немного и освежить. И освежила. Да так, что мало не показалось никому - ни пешеходам, ни автолюбителям, ни коммунальщикам.

Несмотря на то, что осадки были не сильно продолжительными, последствия стали все же печальными. На ушедшей неделе многие улицы города были затоплены, в результате чего образовались гигантские пробки. Среди затопленных улиц оказались шоссе Энтузиастов и Боровское шоссе. Многие жители близлежащих районов моментально вспомнили о прошлогоднем ливне 15 июля, который тогда парализовал магистрали до самого вечера. "Неужели рецидив?" - восклицали водители и пассажиры общественного транспорта, которые также спешили домой, но оказались в плену у стихии. И ладно бы никогда прежде ливней в Москве не было. Но ведь бывают ежегодно! И каждый год очередное побитие "мокрого" рекорда оборачивается для города затопленными улицами, а для горожан массой неприятностей - от промокших ног до вышедших из строя автомобилей. Похоже, что повторяющаяся из года в год ситуация мало чему нас учит... Хотя очевидно, что всему виной система слива, которая уже явно не справляется с потоками воды.

Корреспондент "МП" отправился на пострадавшие улицы с целью выяснить, когда ждать новых подтоплений.

Выезжая на редакционное задание, я как-то совсем не подумал о себе. В проливной дождь отправиться на места подтоплений в легоньких кроссовках и без зонта было весьма опрометчиво с моей стороны. Хорошо хоть свежий номер "Московской правды" не забыл приобрести в киоске, без него промок бы до нитки. Место обзора ливневых систем было выбрано, исходя из новостей информ-агентств, которые сообщали о массовых подтоплениях на востоке столицы. В частности, речь шла о Сиреневом бульваре и шоссе Энтузиастов, куда я и отправился.

Оказавшись на бульваре, решил идти вниз, по течению, так сказать. Однако дождь заметно мешал изучать сточные канавы, так как проносившиеся мимо машины могли запросто смыть меня с тротуара поднимающейся из-под колес стеной воды. Неспешно и тщательно я вел свою исследовательскую работу, разыскивая ливневки и пытаясь понять их состояние. Многие, в большинстве своем расположенные на возвышенных участках дороги, были чистыми и без всякого мусора, что в общем-то логично. Совсем иная картина в низинах: бутылки, листья, ветки деревьев и прочий мусор заслоняли сливные решетки, но те с горем пополам-таки а пропускали воду. Таковых по моим подсчетам оказалось около семи штук. Еще три (на пересечении бульвара с Никитинской и 5-й Парковой) оказались под водой - были напрочь засорены: даже подобия воронки, свидетельствующего о движении воды, не было видно. Похоже, здесь скопился не только мусор, но и песок с глиной, так как вода была мутновато-грязного цвета. "Да уж, "Tирет-турбо" здесь явно не поможет", - подумал я и решил узнать мнение горожан. Найти в дождь кого-нибудь из местных было делом не простым, но кто ищет - тот находит. Мужчина под зонтиком согласился коротко изложить свое виденье ситуации.

- Честно говоря, просто работать надо лучше, - говорит Александр. - У нас ведь как заведено? Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. То же самое и с коммунальщиками. Пока все не затопит, чистить никто не будет. Вот что мешало навести порядок в апреле? Неужели не знали, что в мае грозы и дожди - это обычное дело? Знали, конечно. Неужели не слышали прогноза от синоптиков? Наверняка слышали. Так почему не предупредили ситуацию? Каждый год после ливней Москву заливает, но, видимо, память у этих деятелей короткая. А вообще ливневки надо чистить даже не перед сезоном, а после каждого дождя, я считаю, ведь туда столько мусора стекает, что система просто не справляется.

Почему получается, что систему чистят-чистят, а она все равно забита, мы решили узнать в "Мосводостоке".

- Виной всему обильные осадки, которых выпадает больше нормы, - считает пресс-секретарь "Мосводостока" Ирина Кузнецова. - Все коллекторы, которые оказываются в зонах подтопления, рассчитываются из того объема, который обычно выпадает. Высчитывается среднее количество осадков, которое попадает в разборный бассейн, и уже исходя из этих показателей на участке прокладывается труба определенного диаметра. Коллекторов хватает, просто там, где воды обычно скапливается немного, мы не прокладываем огромные трубы. Они там не нужны. В этот раз так получилось, что воды было больше, чем нужно, и система просто не справилась. Дело в том, что в этот раз за один час выпало 120 процентов месячной нормы - разумеется, это слишком много. Как правило, вода эта откачивается спецтехникой, после чего сливается в любую свободную решетку. Что касается забитых коллекторов, то тут нужно отметить, что мы работаем 24 часа в сутки, семь дней в неделю и чистим коллекторы постоянно. Контрольный осмотр осуществляют сотрудники, которые работают непосредственно в районах, - так называемые обходчики. Кроме того, нам поступают заявки от жителей в диспетчерскую службу (на телефон 8 (495) 657-87-03), также люди пишут на портал "Наш город", после чего мы принимаем все эти заявки и заносим их в свою базу. В течение трех минут мы обрабатываем запрос и высылаем на место бригаду работников, реагируем максимально оперативно.

Что касается мусора, то он всегда разный. Но вообще есть два вида - биологический (ветки, листья и т. д.), и хозяйственно-бытовой (фантики, окурки, пачки от сигарет и т. п.). Люди засоряют решетки, которые расположены в точках водосбора, то есть там, куда стекается вода. В итоге в них собирается весь этот мусор и забивает водосток. Зачастую службы, которые осуществляют уборку улиц, заметают мусор в решетку, тем самым забивая ее еще сильнее. К сожалению, никаких санкций, способных это предотвратить, пока нет, можно только морально воздействовать, но это, сами понимаете, не самая эффективная мера. Может быть, ситуация немного изменится после запрета курения (смеется).

Может, и изменится. А может, и нет. Дожди-то в Москве все чаще ставят рекорды по продолжительности и интенсивности, так не приспособить ли систему к новым реалиям?

К моменту моего прибытия на шоссе Энтузиастов тут стояли машина Мосводоканала и прикрытый целлофаном насос для откачки воды. Большая ее часть уже была откачана, но на асфальте оставались характерные следы потопа - размытый песок, напоминающий больше прибрежную линию, нежели городскую дорогу. Я на секунду представил, что тут было еще недавно, и ужаснулся. Дело в том, что в этом месте строится огромная эстакада, и ее основания - огромные бетонные опоры - как раз оказались в воде. Хотелось бы верить, что они рассчитаны на такие условия, что не произойдет какого-нибудь размыва грунта, после чего рухнет опора, а за ней и весь мост.

Вспомним, что дождевая вода в прямом смысле слова подмочила репутацию такого современного и дорогого проекта, как Алабяно-Балтийский тоннель, который сдали совсем недавно и который также оказался подтопленным. Не думаю, что про систему слива забыли проектировщики (не пэтэушники же его проектировали), но тогда почему в нем было столько воды? Опять рекорды виноваты?

Что касается точек хронического подтопления, то нельзя не сказать о Боровском шоссе. В прошлом году его даже закрывали, так как уровень воды после июльских ливней здесь превысил отметку в один метр! Жители района Новопеределкино, похоже, уже привыкли к тому, что любой сильный дождь преграждает им путь домой. Кто-то ищет объезд и обход, а кто-то, на свой страх и риск, пытается преодолеть образовавшиеся вдруг озера. И уже не раз были случаи, когда автолюбители в месте подтопления нарывались на так называемый гидроудар. Если не углубляться в подробности, это попадание воды в камеру сгорания ДВС через воздушный фильтр. Последствия такой атаки - убитый двигатель, ремонт которого влетит в копеечку. О причинах хронических подтоплений в данном месте мы решили узнать у местных властей.

- В 2013 году я обращался с претензией по затоплению и выяснял, что необходимо предпринять для его предотвращения, - объяснил "МП" ситуацию глава муниципального округа "Новопеределкино" Эрнест Макаренко. - Причина затопления - в перегруженности водовода ливневой канализации сверх расчетной. Дело в том, что к данному старому водоводу подключено большое количество новых ливневых стоков от торговых центров и улично-дорожной сети района Солнцево. Как следствие, во время сильных осадков водовод не справляется с нагрузкой. В настоящее время вопрос реконструкции водовода фактически решен. Замена трубопровода запланирована при реконструкции Боровского шоссе. Проект его реконструкции прошел публичные слушания в 2013 году и будет реализован одновременно со строительством станций метрополитена.

Удивительное дело, а когда подключали новые стоки к старой системе, не предполагали, что она будет перегружена? Можно, конечно, ссылаться на глобальное потепление, на то, что из-за таяния ледников в Арктике осадков стало больше, что Земля налетела на очередную небесную ось и т. д. Но не все ли равно, каковы причины? А для нас важны следствия. И проблему нужно не в масштабе отдельно взятой улицы или района, а в масштабе города. Возможно, стоит в корне пересмотреть систему слива, изменить направление дождевой воды в инженерных коммуникациях, увеличить центральные сливные каналы, чтобы вода уходила быстро и легко, положить наконец трубы большего диаметра. И, конечно же, более тщательно мониторить ситуацию на местах, чистить все засоры, наказывать нерадивых дворников, кидающих в ливневки все, что намели, и устранять проблемы более оперативно. А лучше - предотвращать их.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта