Зевота охлаждает мозг

Виола Егикова

Почему мы зеваем? Это с нами происходит не только тогда, когда хотим спать или безмерно устали, но и если нам скучно, если находимся в состоянии стресса. Что заставляет нас зевать в столь разных ситуациях? Нет на этот вопрос однозначного ответа, для науки зевота все еще загадка.

Хотя многое о ней известно. Например, то, что первый зевок мы делаем еще в утробе матери. Или такая подробность: как оказалось, при виде зевающего человека у нас начинают активно работать зоны головного мозга, отвечающие за сопереживание, именно это определяет то, что зевота заразительна. Исследован и сам процесс, измерена продолжительность зевка: у человека он длится не более 6 секунд. Кстати, умение зевать - вовсе не наша привилегия, это могут делать разные существа - как млекопитающие, так и птицы, земноводные и даже рыбы. С какой же целью природа наградила такой способностью?

Существует несколько версий. По одной, зевота помогает вентилировать легкие, восстанавливает работоспособность организма. Есть точка зрения, что зевота - защитная реакция мозга при чрезмерной нагрузке и перенапряжении нервных клеток. Распространена гипотеза, связывающая зевоту и питание клеток головного мозга кислородом: зевая, мы способствуем притоку кислорода к мозгу, помогаем поддерживать его активность. Как раз эта версия подвергнута ревизии в ходе исследований американских ученых из Юго-Восточного университета (Nova Southeastern University) и колледжа SUNY в Нью-Йорке, а также их австрийских коллег из Венского университета.

Группа во главе с д-ром Эндрю Гэллапом (Andrew Gallup) провела эксперименты, в ходе которых не обнаружила связи между зевотой и уровнем кислорода в крови. Зато выяснилось другое: во время зевоты повышаются давление и частота пульса, за счет этого кровь приливает к голове, активируя теплообмен. Ученые предположили, что целью зевоты является не приток кислорода, а прежде всего защита мозга при перепадах температуры окружающей среды, и тут основная цель - охлаждение нейронов при дискомфортной для деятельности мозга температуре. Как считает эта группа исследователей, изменение температуры головного мозга связано с циклами сна, возбуждением коры головного мозга и стрессом. Вот почему столь разные, казалось бы, ситуации вызывают одинаковую реакцию - зевоту.

Сначала провели эксперименты в штате Аризона, где 160 добровольцев наблюдали в разных условиях - летом при температуре около 35 градусов по Цельсию и зимой при минус 20. Любопытно, что люди летом зевали вдвое меньше, чем зимой. Зевота их одолевала в меньшей степени, когда температура окружающей среды приближалась к температуре человеческого тела. Следующий эксперимент проводился летом и зимой уже на улицах Вены. Йорг Массен (Jorg Massen) и Ким Душ (Kim Dusch) из Венского университета показывали прохожим фото зевающих людей, после чего просили поделиться собственными впечатлениями. Так вот, в столице Австрии обнаружился противоположный эффект: если в Аризоне испытуемые чаще зевали зимой, нежели летом, то в Вене, наоборот, прохожие зевали летом гораздо чаще, чем зимой.

Сопоставление результатов позволило предположить, что зевки не связаны со временем года или с количеством дневного света, они возникают в период оптимального температурного окна, что подтверждает, как считают исследователи, их версию: зевота позволяет мозгу поддерживать оптимальную температуру, охлаждая ее, когда она выходит за пределы определенной нормы. Такой вывод, по мнению авторов исследования, важен для медиков: склонность к частой зевоте может быть сигналом, указывающим на нарушения мозгового кровообращения, заболевания нервной или эндокринной системы.