Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Болевые точки системы образования

Общественная палата обозначает проблемы и предлагает пути решения

Мона ПЛАТОНОВА

Общественные организации становятся в Москве тем рупором, который доносит до власти проблемы и предложения жителей столицы и к которому эта власть прислушивается. Представители Общественной палаты города присутствуют на заседаниях столичного правительства, участвуют в обсуждении законопроектов и бюджета. И нередко критикуют чиновников за то, что выдвигаемые или принимаемые ими решения идеальными и продуманными кажутся только на бумаге.

Проблемы дошколят

В начале года руководство Департамента образования города Москвы отчиталось, что практически все столичные малыши от трех до семи лет обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях. А в некоторых районах путевки в детсады начали получать дети и младше трех лет. Новость эта, без сомнения, приятная. Однако...

По мнению эксперта Общественной палаты, доцента факультета социологии Высшей школы экономики Ольги Савинской, в системе дошкольного образования есть четыре болевые точки: доступность; соотношение услуг образования, ухода и присмотра; статус и зарплата воспитателей; дополнительное дошкольное образование.

- Дошкольное образование совсем не так доступно, как многим родителям хотелось бы, - говорит Ольга Савинская. - Приведу простой пример: ребенок рождается 13 сентября 2013 года. Когда мама или папа начинают записывать его в детский сад, оказывается, что возьмут его туда только 1 сентября 2017 года. То есть почти в четыре года. Дело в том, что система позволяет выдать путевку в дошкольное образовательное учреждение только тому малышу, кому на 1 сентября исполнилось три года. Остальным придется ждать. Значит, мама не сможет выйти вовремя из декретного отпуска на работу.

По мнению Ольги Савинской, система функционирования детских садов не до конца продумана. Большинство из них работает с семи утра до семи вечера. Это значит, родителям надо бегом бежать с работы, чтобы успеть забрать свое чадо из сада. Зарплата воспитателей даже в Москве не всегда дотягивает до средней по экономике в регионе, а кое-где составляет 20 - 22 тысячи рублей в месяц. О каком статусе профессии воспитателя можно говорить в этой ситуации!

- Бесплатного дополнительного образования в детских садах в отличие от школ практически нет, - считает эксперт. - Чтобы водить ребенка на какие-то секции или в кружки хотя бы к пяти-шести часам, родителям надо уходить с работы в три часа и бежать за малышом в садик. Кто не может так поступить, вынужден либо соглашаться на платные допуслуги в саду, либо вообще оставлять детей без занятий в секциях.

Члены Общественной палаты посчитали, что все отмеченные проблемы требуют особого внимания Департамента образования столицы.

- Очень жаль, что руководители ведомства не присутствуют на нашем "круглом столе", - отметила руководитель Комиссии по социальной защите, делам семьи и молодежи Общественной палаты Ольга Бессолова. - Мы их активно звали, ждали. Если они не придут, пришлем им стенограмму "круглого стола".

Равные в правах

Коррекционная система образования в столичных школах, как и дошкольное образование, также требует совершенствования. В Москве доля детей с инвалидностью в системе образования существенно выше, чем в целом в стране. Почти половина учеников с ограниченными возможностями здоровья - это умственно отсталые ребята или дети с задержкой психического развития. В большинстве своем они обучаются в инклюзивных классах обычных общеобразовательных школ, то есть осваивают обычную программу. Все это здорово. Но...

- В условиях сокращения медицинского и педагогического персонала качество коррекционного образования для детей с тяжелыми заболеваниями и в России, и в Москве падает, - говорит эксперт Общественной палаты, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Кулагина. - На одного врача или медсестру сейчас приходится больше детей с ОВЗ или с инвалидностью, чем семь-восемь лет назад. Это приводит к разрушению принципа индивидуального подхода к обучению такого контингента учеников.

Что нужно сделать? В первую очередь принять закон, который бы предполагал отдельное финансирование детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе образования. Во-вторых, разработать программы профориентации детей с ОВЗ, детей-инвалидов, оказывать им помощь в выборе профессии и трудоустройстве, открывать для них в школах классы с углубленной трудовой деятельностью.

- Закон "Об образовании в РФ" исключил возможность неоднократного получения бесплатного профессионального образования, - отметила Елена Кулагина. - Такая льгота расширила бы право ребенка с ОВЗ или с инвалидностью на социализацию и трудоустройство.

Технологии нужно правильно упаковать

Еще одна проблема, которую затронули на "круглом столе" члены Общественной палаты города Москвы - внедрение в систему образования новых технологий.

- В столице накоплен огромный потенциал успешных практик и научных разработок, - сказал руководитель отдела по стратегии и развитию Института опережающих исследований им. Е. Шифферса Юрий Сергеев.

- Тем не менее они недостаточно тиражируются, а инновационные научные разработки не внедряются в массовую практику, потому что нет высокой технологизации в системе образования. Хорошо упакованные иностранные франшизы по изучению английского языка стремительно распространяются в коммерческой сфере именно потому, что имеют качественную "упаковку".

Тиражирование новых технологий в систему образования может проходить по принципу "каскада". Сначала они будут апробироваться на пилотных школах, потом на базе этих учреждений образования можно открывать стажировочные площадки, где педагоги пилотных школ смогут обучать новым технологиям учителей из других школ.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта