Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Как скажется удорожание зерна на стоимости батонов и буханок?

Ирена ТАТОНОВА

Аналитики отмечают: сильно растут биржевые цены на пшеницу. Они, правда, фьючерсные, то есть могут быть действительны в июле. Однако... Положение может усугубиться из-за ситуации на Украине - в традиционной житнице. К тому же в США

из-за погодных условий неурожай красной озимой пшеницы, а именно она сильно дорожает на биржах.

У россиянина хлеб - один из основных продуктов на столе, поэтому его возможное удорожание в связи с ростом стоимости зерна радости нашему потребителю не доставит. Конечно, мы не особенно-то и потребляем красную заморскую пшеницу. К тому же государство, субъекты РФ, да и сами производители держат цены на самые ходовые виды хлеба на приемлемом уровне уже не первый год. У нас в Москве ради предотвращения потенциального роста цен на хлебобулочные изделия еще несколько лет назад проводились зерновые интервенции, и стоимость зерна на рынке снижалась.

- Думаю, сегодня нет явных причин говорить о каком-то возможном скачке цен на зерно, а соответственно и на хлеб, - прокомментировал ситуацию журналисту "МП" вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. - Речь сейчас идет о так называемых фьючерсах. Это цены на бирже, которые являются реакцией игроков на те или иные события в мире. Вовсе не обязательно, что эти цены станут определяющими в середине лета. Думаю, даже если это произойдет, то дальнейшие события на зерновом и хлебном рынке будут зависеть от позиции государства. Но сегодня мы не можем сказать, что скачок предопределен, ведь доля зерна в готовом хлебе составляет даже меньше 25 процентов. Сейчас есть некое сезонное удорожание, потому что заканчиваются запасы зерна урожая предыдущего года. В целом же ситуация пока не предвещает глобальных изменений.

Однако хлеб - это действительно не только зерно, которое, как говорят эксперты, "тянет" лишь на четвертую часть стоимости буханок и батонов. Есть еще и другие виды сырья, закладываемого в хлебобулочные изделия, есть расход коммунальных ресурсов, зарплата хлебопеков и так далее. Потребитель постоянно замечает: если хлеб еще можно купить задешево, то на сдобу уже придется хорошо раскошеливаться. Не очень аппетитная булочка может стоить столько же, а то и дороже, чем целый хлебный батон. Конечно, предполагается, что в такое изделие идет значительно больше сахара, яиц, масла или маргарина. Стало быть, процент стоимости зерна в таком изделии еще меньше. Значит, оно тем более не должно дорожать? Но на деле стоит немало.

Справедливости ради следует сказать, что в Московском регионе грешат необоснованными ценами на хлебобулочные изделия, как правило, вовсе не старые добрые хлебобулочные предприятия с большим стажем, богатой историей, традициями. Очень любят завышать стоимость своей продукции небольшие пекарни и пекаренки. А уж если сложились некие объективные неблагоприятные условия для производства (например, засуха и рост цен на зерно или рост стоимости яиц, который наблюдался несколько месяцев назад), то тут и вовсе потребителю только "Караул!" кричать приходится. Горе-производители в лице тех самых мини-пекарен, а с ними заодно и некоторые представители торговли тут же используют ситуацию: поднимут цены вмиг, а потом опускать не торопятся.

В Российском зерновом союзе, однако, находят высоким ценам на некоторые виды хлебобулочных изделий объективное объяснение.

- Это реалии жизни, - считает Александр Корбут. - Производители ориентируются на сложившуюся ситуацию, исходят из своей социальной ответственности. Они сами удешевляют социально значимые сорта хлеба, чтобы не потерять рынок сбыта. Однако, снижая стоимость на одни виды продукции с сохранением их качества, они вынуждены перекладывать потери на другие виды изделий.

- Конечно, с одной стороны, у нас по закону рынка цены государством не регулируются, однако мы действительно знаем примеры, когда в ситуации, влияющей на объемы производства (неурожай), некоторые производители и торговые точки используют создавшееся положение для извлечения собственной выгоды, нисколько не заботясь о потребителе, - высказывает свое мнение нашей газете юрист Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Мария Свиридова.

- У нас были резкие скачки цен на продукты, например, на крупы (в частности, гречку) после засушливого лета 2010 года. Цены взлетели по объективным причинам, а потом некоторые предприниматели никак не хотели их "уронить" до адекватного уровня. Такая вот у некоторых из них жизненная позиция.

Поэтому, на мой взгляд, должен быть для таких случаев некий государственный регулятор, чтобы потребителю не приходилось оплачивать не только неурожай, но еще и аппетиты определенной части производителей и торговли. Какой должен быть здесь механизм - пока не знаю. Очень сложно найти середину между административными мерами, условиями рынка и интересами предпринимателей. Но надо искать. Конечно, есть в нашей жизни объективные моменты, которые заставляют предпринимателей повышать цены на свою продукцию. Сложность в другом: на мой взгляд, некоторые производители не любят давать задний ход, когда ситуация объективно выправляется. А если кто-то из производителей не хочет думать о потребителе, то решать проблему надо на законодательном уровне.

Понятно, конечно, что булки и хачапури, плюшки и ватрушки, рулеты и круассаны - продукты не стратегические. Можно, а некоторым даже очень нужно, обходиться без них. Но без батона "Нарезного" или полубуханки "Дарницкого" долго не протянет ни одна семья.

Стоимость всяких хлебобулочных излишеств пока остается на совести некоторых чересчур ретивых в формировании высоких цен производителей. Как и соотношение цены и качества их продукции. Однако за ценой социальных сортов хлеба потребитель волей-неволей следит постоянно. Нет причин для беспокойства по поводу хлебного удорожания? Здорово! Главное - чтобы в дальнейшем в сложных условиях потребитель тоже не оказывался один на один с проблемой. Чтобы государство и производители обязательно учитывали возможные неприятности для покупателя и помогали нам с этими неприятностями справиться.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта