Почетный гражданин: физиолог Василий Васильевич Парин (1903 - 1971)

Михаил ВОСТРЫШЕВ

С его именем связаны исследования в области физиологии сердечно-сосудистой системы, начало развития в Советском Союзе клинической физиологии, медицинской электроники, биологической кибернетики, создание новой медицинской техники и, наконец, космической биологии и медицины. Кроме того, он был прекрасным популяризатором науки...

Его отец, выходец из удмурдской деревни, стал профессором на кафедре хирургии Пермского университета. Мать закончила в Казани Высшие женские курсы по специальности филология. Так что Василий и его младший брат Борис были в семье вторым поколением интеллигентов.

Отец хотел, чтобы оба сына пошли по его стопам - стали хирургами, и был крайне недоволен, когда старший сын увлекся на втором курсе Пермского университета физиологией.

После окончания в 1925 году университета Василий проходил аспирантуру в Казанском университете, в городе, где родился. В 1928 году началась самостоятельная работа Парина ассистентом на кафедре физио-логии Пермского университета. В 1931 году, получив звание доцента, Парин возглавил кафедру физиологии Пермского педагогического института. Свой путь как ученый он начал с изучения сердца и кровообращения.

В январе 1933 года Василий Васильевич с женой и двумя детьми переехал в Свердловск, где возглавил новую кафедру нормальной физиологии в медицинском институте. Докторскую диссертацию защитил 6 января 1941 года в 1-м Московском медицинском институте. В том же заседании ученого совета защитил докторскую диссертацию по хирургии его младший брат. А из зала на своих детей с гордостью поглядывал отец. Через три месяца профессора В. В. Парина назначили директором института, где он недавно защищал свою диссертацию.

Вскоре жизнь резко изменилась, из репродукторов раздавались суровые слова: "Граждане, воздушная тревога!" 1-й и 2-й Московские медицинские институты объединили, и их возглавил Парин. Объединенный институт готовил по сокращенной программе врачей, которые уходили на фронт. Сорокалетнему ученому дали еще одну "нагрузку" - заместитель наркома здравоохранения СССР по науке.

Нарком здравоохранения СССР Г. А. Митерев писал: "Я всегда с теплотой думаю о профессоре Василии Васильевиче Парине, который, став моим заместителем, сосредоточил в своих руках управление научно-исследовательскими учреждениями системы Наркомздрава... Внешняя твердость его черт вступала в конфликт с характером, в котором преобладала душевная мягкость. Вместе с тем Василий Васильевич был отличным организатором, умеющим подчинить себе тех, над кем он был начальником".

В мраморном зале Моссовета 20 декабря 1944 года открылась первая (учредительная) сессия Академии медицинских наук СССР. Ее президентом был избран Н. Н. Бурденко, академиком-секретарем - В. В. Парин.

В 1945 году по плану Парина началась перестройка образования на шестилетний срок во всех медицинских вузах страны.

С октября 1946 года до начала февраля 1947 года Парин находился в командировке в США. Это был ответный визит на посещение СССР американскими учеными-медиками. По возвращении на родину в ночь с 17 на 18 февраля он был арестован, осужден на десять лет и освобожден 29 октября 1953 года. Спустя полтора года после освобождения его реабилитировали.

Вернувшись из заключения, Василий Васильевич поначалу не мог найти работу. И тогда он обратился к личному врачу В. М. Молотова, хирургу Александру Николаевичу Бакулеву, вызволившему его из заключения, с письмом с просьбой помочь устроиться хоть куда-нибудь на службу.

Помогло. С января 1954 года по сентябрь 1956 года Василий Васильевич руководил физиологической лабораторией в Институте терапии АМН СССР, позже возглавлял другие научные медицинские учреждения. И неустанно продолжал свою научную деятельность.

Парин писал: "У каждого исследователя есть свои любимые открытия. У меня самыми любимыми были открытия талантливых людей. Если в Свердловске они происходили стихийно - мне было 30-35 лет, у меня еще недоставало опыта и авторитета, то позднее мне удалось совершать такие открытия сознательно".

В 1957 году Парин был вновь избран академиком-секретарем Академии медицинских наук СССР, в 1963 - 1966 годах он - вице-президент АМН СССР, в 1966 году избран академиком Академии наук СССР.

Василий Васильевич выступает с докладами об использовании радиоэлектроники и кибернетики в медицине и физиологии. В 1966 году он организовал Всесоюзный симпозиум по математическому анализу ритма сердца ("математике жизни").

О. Г. Газенко писал: "Создать прочный союз кибернетиков и биологов, математиков и физиологов, инженеров и биохимиков - в этом видел Василий Васильевич залог эффективного решения сложных научных проблем биологии и физиологии".

После запуска в космос в 1957 году первого искусственного спутника Земли Парин становится консультантом по космической медицине. Фактически он стал руководителем программы медицинского обеспечения полета человека в космос. Он заставил сердце подавать свой голос из просторов Вселенной, был одним из тех, кто провожал 12 апреля 1961 года первого космонавта в его исторический полет.

В докладе на сессии Общего собрания АМН СССР 30 июня 1964 года, посвященной 20-летию основания Академии, Парин говорил: "Внимание правительства к Академии было особенно действенным и щедрым в период с 1954 по 1964 год. Именно в это десятилетие Академия значительно расширилась по количеству новых институтов, получила возможность реализовать огромные средства на строительство первоклассных зданий для институтов и их современное оснащение, смогла привести идейный и методический уровень исследовательских работ в соответствие с последними достижениями науки. Достижения науки за это десятилетие выдвинули Советский Союз на первое место в мире в целом ряде областей, из которых достаточно упомянуть хотя бы одну - получившее признание во всем мире первенство нашей Родины в изучении и освоении космического пространства".

С февраля 1965 года в течение четырех лет Василий Васильевич возглавлял Институт медико-биологических проблем Министерства здравоохранения СССР.

В 1967 году Парин создал журнал "Космическая биология и медицина" и стал его главным редактором.

В 1969 году начались болезни. Но Василий Васильевич, как мог, крепился, не оставляя научной работы. Последние два года жизни он заведует Лабораторией проблем управления функциями организма человека и животных имени Н. И. Гращенкова АН СССР.

В 68 лет его не стало.

В апреле 2002 года в Институте медико-биологических проблем открыли мемориальный кабинет В. В. Парина. Академик А. И. Григорьев на открытии говорил: "Василий Васильевич - наш учитель. У него мы учились не только тому, как работать, проводить научный эксперимент, но главное - тому, как надо жить, что должно делать. Создавая мемориальный кабинет нашего учителя, удивительного, редкого человека, мы старались вдохнуть в него теплоту наших сердец".