Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Почему автомобилисты часто недоплачивают штрафы, и можно ли их за это наказывать?

Никита С. МИТРОХИН

В конце прошлой недели Федеральная служба судебных приставов предложила водителей, не оплативших штрафы, лишать автомобилей. Автомобилистов такая идея возмутила, ведь до сих пор штрафы от камер практически нереально оспорить, а порой и оплатить.

Решение оспаривать такое "письмо счастья" фактически можно приравнять к идее Дон Кихота бороться с ветряными мельницами. Причем это я ощутил и на себе, когда еще в ноябре получил штраф от ГИБДД за остановку в якобы неположенном месте. Дело было на Звенигородском шоссе, возле дома 5 (недалеко от нашей редакции). При том, что оставляю я машину у бордюра справа по указанному адресу регулярно, штраф за остановку в неположенном месте, согласно пункту правил ПДД 3.27 приложения 1, я получил впервые. Примечательно, что ставят там авто и другие автомобилисты, потому что никаких запрещающих парковку знаков в радиусе 500 метров нет и в помине. Естественно, отдавать 3 тысячи за явную ошибку работников ГИБДД не хотелось. Поэтому, решив воспользоваться хвалеными электронными услугами, я отправил официальное письмо с разъяснением в ГИБДД. Повторюсь, что происходила история в ноябре 2013 года, и о том, что мое обращение принято, пришло даже электронное письмо. Но, увы, с тех самых пор, несмотря на указанный в обращении почтовый адрес и e-mail, никаких вестей от ГИБДД мне так и не поступило.

Описанный частный случай не был бы так значим, не отображай он общую картину ситуации с оспариванием штрафов в Москве. Так, в интернете полно историй автомобилистов, которые даже целые блоги начали вести, описывая свои страдания. Самая частая история: люди обращаются с разъяснениями в ГИБДД - через сайт, приезжая на Садовую-Самотечную, 1, где пишут жалобу, либо письмом через "Почту России". Причем если речь идет о письмах, то часто высылают люди заказное письмо и имеют в дальнейшем квиточек о получении письма адресатом. Но проходит месяц-другой, ответа так и не следует, и самые въедливые граждане попросту жалуются в столичную прокуратуру на бездействие полицейских. Правда, и оттуда приходит лишь отписка, что жалоба получена и будет рассмотрена либо что она уже рассмотрена и предстоит проверка сотрудников ГИБДД. Но добиться хотя бы отписки от блюстителей порядка, выписавших незаконный штраф, так никому из отчитывающихся в сети блогеров до сих пор и не удалось.

Вот так примерно и выглядит в нашей стране картина с оспариванием штрафов. Стоит ли удивляться, что многие безответные истории переписки с ГИБДД заканчиваются тем, что водители твердо решают не оплачивать незаконный побор. Признаться, такая идея приходила и мне, но частые поездки за рубеж вынудили раскошелиться на нечестный побор со стороны ГИБДД.

И вот теперь блюстители порядка все-таки придумали способ взимать деньги с людей, которые решили игнорировать штрафы (как честно "заработанные", так и несправедливо полученные). Разработанный ФССП механизм изъятия автомобиля у неплательщика прост: если у хозяина эвакуируемого за неправильную парковку автомобиля найдут долги по штрафам, то машину оставят на штрафстоянке до тех пор, пока задолженность не будет погашена. Если в течение пяти дней никаких действий хозяин не предпримет, автомобиль могут отправить на реализацию. Само собой, погасить за 5 дней 5 тысяч рублей у человека, может, и получится, а вот более весомую сумму, вполне возможно, и не наскребет. И хотя на первый взгляд мера вполне логична, но если учесть все выше написанное, выходит, что человека могут лишить автомобиля за правонарушения, которые он даже не совершал.

Примечательно, что несмотря на то, что новую инициативу еще не ввели в практику, некоторые судебные приставы уже занялись самоуправством. Так, Даниловский отдел судебных приставов обнаружил автомобилиста, который пользовался платными парковками в центре Москвы и не платил за них. На текущий момент общая сумма долга составила более 100 тысяч рублей, и уже сейчас от владельца требуют оплаты штрафов под угрозой отправки машины на торги.

Впрочем, в Федеральной службе судебных приставов "успокаивают": мера будет применяться только в тех случаях, когда общая сумма задолженности превышает 20 тысяч рублей. Помимо проверки эвакуированных автомобилей, сотрудники УФССП совместно с ГИБДД намерены проводить рейды по выявлению неплательщиков. Остановленные автомобили будут проверять не только на наличие неоплаченных штрафных квитанций, но и других задолженностей.

- Это очередная демонстрация полной профессиональной несостоятельности и беспомощности сотрудников службы судебных приставов, - прокомментировал новую идею президент Коллегии правовой защиты автовладельцев, юрист Виктор Травин. - Служба, которой и так дано много прав и возможностей, не умеет пользоваться имеющимися инструментами и просит новые. Но давайте начнем с того, что это противозаконно. Если у меня задолженность по штрафам 45 тысяч рублей, то у меня имеют право отобрать вещь, равноценную задолженности, но никак не машину. Это прописано в законах, которые ФССП нужно периодически почитывать.

Также в беседе с Виктором Травиным речь зашла и о незаконно выписанных штрафах. Юрист отметил, что порой случается так, что человек находится в командировке и письмо с уведомлением о штрафе получает, например, его жена или другой родственник. Но штрафную систему это мало волнует: несчастному закрывают выезд за границу, накручивают пени за просроченный штраф...

Причем и оплата штрафов тоже зачастую выливается в целую проблему.

Так, недавно я получил новый штраф за все ту же остановку на Звенигородском, 5. Правда, парковался я на другом, взятом на тест-драйв, автомобиле. Получалось, что камера по этому адресу карает людей за остановку регулярно, правда, только единожды. Остается неясным, с какой стати? Ведь если речь идет действительно о нарушении, то виновника нужно призывать к ответственности регулярно, разве нет?

Но так или иначе, а оплачивать это дело было надо. Однако придя в офис ВТБ24, где у меня заведен счет, был неприятно удивлен: "Нет, через наш банк нельзя оплатить штрафы. Эту операцию производит только Сбербанк, - разочаровала девушка на ресепшене. Обзвон знакомых показал, что, действительно, никто не может в своих банках оплатить штрафные квиточки - всем приходится идти в Сбер. Что, согласитесь, несколько странно, ведь речь идет не о государственной структуре, а всего лишь об одном банке из многих.

Но делать было нечего, пришлось отправиться в Сбербанк. Взяв там талончик и отстояв очередь, я таки добрался до кассира. Молодой человек с невозмутимым видом вбил данные с квитанции штрафа в компьютер и выдал:

- Я не могу принять у вас деньги за этот штраф.

- Почему?

- Он еще не числится в базе.

- Но разве такое возможно?

- Конечно, - кивнул сотрудник, - у нас люди только за прошлый год штрафы приходят оплачивать. Не все сразу в систему поступает.

Было сложно поверить в то, что систему поборов населения не отладили до совершенства. Тем более, что по закону, оплатить штраф от ГИБДД необходимо в течение 40 дней после его получения, иначе будут накручиваться пени.

Вспомнив, что оплатить штрафы можно через портал госуслуг, я сунулся туда. Но и тут поджидало разочарование. Все оказалось не просто: для регистрации на сайте нужно либо иметь электронную подпись, либо дожидаться подтверждения своей личности через письмо, которое доставят "Почтой России". Можно еще зарегистрироваться через Универсальную электронную карту. Но много ли россиян имеют эту карту, электронную подпись или желание дожидаться письма-регистратора на виртуальном портале через бумажную почту? А если я принципиальный противник интернета? Так и буду обречен ходить в Сбер и отстаивать там очереди лишь для того, чтобы выяснить, занесли мои данные в систему или еще нет?

По всему выходит, что от штрафов, которые выписывают, опираясь на записи с камер, больше неудобств и проблем, нежели реальной пользы. Хорошо ли это? Для кого-то может быть и да, например, для судебных приставов, которые за неуплаченные 20 тысяч заберут автомобиль стоимостью в полмиллиона и продадут на торгах, на которые обычным смертным дороги нет. Но для обычных автолюбителей все эти штрафные истории создают лишь проблемы. И теперь, под гнетом санкций, автомобилисты будут иметь еще одну: спасти автомобиль, расплачиваясь за проколы системы.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта