Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Роскошь на колесах

Насколько справедливо обложили дополнительным налогом ряд автомобилистов?

Никита МИТРОХИН

Не так давно Минпромторг сформировал список дорогих машин, владельцам которых придется раскошелиться на выплаты в казну. Изначально эта идея выглядела благой: взимать с богачей больше, чем с остальных - и справедливо, и "как в Европе". Но в процессе инициатива превратилась в очередной способ отъема денег у самого обычного населения.

Итак, после многочисленных обсуждений облагать сборами решили всех, чья машина стоила, будучи новой, больше 3 миллионов рублей. Конечный список состоит из 191 модели. В перечне нет ни одного отечественного автомобиля, однако в изобилии представлены BMW (31 модель), Mercedes (27 моделей) и Audi (20 моделей). Можно отыскать в документе и такие знаковые бренды, как Ferrari, Bugatti и Lamborghini. Из "Тойот" в список угодил лишь Land Cruiser 200, а из корейского автопрома - Hyundai Equus. При исчислении налога ставка на одну лошадиную силу "роскошного" автомобиля будет умножаться на специальный коэффициент. Для легковых машин от 3 до 5 миллионов рублей возрастом до года значение коэффициента - 1,5%. Для "двухлеток" того же диапазона он будет равен 1,3%, а для машин от 2 до 3 лет - 1,1%. Для машин ценой от 5 до 10 миллионов рублей и возрастом не более 5 лет налог планируется взимать с коэффициентом 2%, а для машин, стоивших новыми 10 - 15 миллионов рублей и возрастом не более 10 лет - 3%. Таким образом, совсем старые автомобили все-таки не будут подвергаться поборам. Но сами владельцы автомобилей усмотрели в новом указе нестыковки.

- Какой-нибудь восьмилетний Porsche Cayenne стоит на вторичном рынке 70 - 900 тысяч рублей, что эквивалентно стоимости нашего нового уазика. Берут его, как правило, люди, чей доход эквивалентен заработку владельцев того же уазика, так почему они должны переплачивать? - возмутился один из наших читателей, Сергей Иванович. - Мне кажется, было бы верным не взимать налоги на дорогой автомобиль старше 7 лет. Во-первых, такие машины покупают самые обычные граждане с хорошим, но отнюдь не запредельным доходом. А во-вторых, эти машины по экологическим нормам куда современнее и безопаснее, чем любые новые корыта стоимостью до 500 тысяч руб-лей. Так почему человек должен платить в госказну за то, что хочет ездить на хорошей и экологичной машине в своей стране?

Также читатель заметил, что список составлен довольно не справедливо. Так, в него вошли автомобили, двигатели которых потребляют бензин уровня Аи-95 или Аи-98. Но не менее дорогих автомобилей, потребляющих топливо Аи-92, нет.

- При более высоком октановом числе топлива выхлопы углекислого газа из автомобиля менее вредны для атмосферы, - напомнил Сергей Иванович. - Между тем машины за 700 тысяч рублей вроде упомянутого подержанного Posсhe или Infiniti, которые потребляют это топливо, стоят новыми более 3 миллионов рублей и состоят в списке Минпромторга. А вот Ford Mustang или Chevrolet Tahoe, спокойно "кушающие" Аи-92 и выделяющие более ядовитые газы, в этом списке не указаны. Хотя их цена в нашем Отечестве тоже переваливает за 3 миллиона в ряде комплектаций. Так где логика?

Если оценивать стоимость подержанных (скажем, старше 6 лет) автомобилей из списка марок BMW, Audi, Mersedes, а также многих других, становится очевидно, что такие машины могут купить очень многие. И покупают, отнюдь не будучи миллионерами. Где-нибудь за 650 - 700 тысяч рублей их приобретают типичные представители среднего класса - успешные врачи, юристы, лекторы, предприниматели средней руки... У таких, как правило, нет денег на покупку дорогой квартиры или нового супердорогого авто. Зато они могут позволить себе подержанную иномарку, за которую с них теперь и будут взыскивать дополнительный налог. Примечательно, что в список попала и такая машина, как Volkswagen Touareg. Даже четырехлетний автомобиль этой модели можно приобрести тысяч за 800, что ниже стоимости большинства новых корейских внедорожников. Таким образом, вполне очевидно, что новая поправка скорее ударит по кошельку среднего класса, нежели по счетам богачей.

- Пока закон не заработал, я не могу привести какой-то статистики серого переоформления машин, но то, что люди будут искать пути избежать лишних сборов - это однозначно, - высказал свою точку зрения "МП" президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

- Прибавится желающих оформить свою машину на какую-нибудь бабушку-инвалида. Будут активно использоваться машины из Белоруссии или Польши, имеющие статус временно ввезенных, и так далее. Люди и так платят очень много налогов, что, естественно, народ раздражает, а потому уход в теневую сферу неизбежен. Так что нет сомнений, что отдавать лишние 10 - 15 или даже 17 тысяч рублей в год непонятно за что желающих будет немного.

- В список дорогих автомобилей вошли машины не во всех комплектациях, а только в самых лучших, - отметил в беседе с "МП" независимый автоэксперт Сергей Асланян. - Поэтому, я полагаю, что совсем уж обычных граждан этот закон все-таки не коснется. Разве что попадут под раздачу владельцы подержанных машин в топовых комплектациях, но это лишь поможет им быть осмотрительнее в будущем и покупать менее навороченные вариации. Беда в другом - этот закон по своей сути носит популистский характер. Может, кто-то из людей сейчас и радуется, что Абрамович заплатит за весь свой гараж. Но, думаю, он и не слышал про этот закон. Ведь все реально богатые люди оформляют свои дорогие машины на юрлица, инвалидов или несовершеннолетних детей, тем самым освобождаясь от надобности пополнять госказну за свой счет. И таких схем укрытия от налогов полно, я лишь назвал самые известные из существующих. Так что остается другой вопрос: зачем этот закон приняли депутаты? Да в популистских целях! Ведь заметьте, они приняли закон только относительно машин. Яхты, виллы и часы за миллион евро под него не подпадают. Скажу даже больше: у депутатов была идея признать роскошными все автомобили, чья стоимость переваливает за миллион рублей. Но и этого не было сделано, так как все, кто сейчас у власти, понимают, что в таком случае они бы автоматом попали под закон повышенного налогообложения.

Весьма цинично выглядит новый закон и на фоне периодических скандалов вокруг покупки дорогих автомобилей чиновниками. Разномастные слуги народа покупают себе за государственный счет довольно роскошные машины стоимостью и в 3, и в 4 миллиона рублей. При этом платить налог за них им, вполне очевидно, не придется. Но мало того, объявив бой всем владельцам "крутых" машин, наши депутаты усиленно не принимают закон об ограничении стоимости собственных служебных автомобилей. Одно время на сайте открытого правительства был представлен законопроект, составленный инициативной народной группой, ограничивающий стоимость автомобиля чиновника 1,5 миллионами рублей. По правилам работы сайта, все законопроекты, набравшие более 100 тысяч голосов, будут рассмотрены правительством. Проект про 1,5-миллионные авто набрал нужное число голосов, но был вскоре отклонен чиновниками.

- Если мы решили бороться с буржуями, то не с их машин нужно начинать, - высказал свое мнение "МП" инструктор автовождения и руководитель портала "Rulek" Руслан Хасянов. - Пусть дерут с них повышенные налоги за наличие самолета, собственного острова или гектара земли под дачу. Но автомобиль... это же может быть увлечением человека. Люди порой голодают, но ездят на машине, в которую давным-давно влюблены. Таким людям просто необходимо воплощение своей мечты, будь то розовый "Кадиллак", раритетный "Жук" или тюнингованный "Запорожец". Покупка же домов и яхт может стать предметом хобби только у реально богатого человека, и вот такое хобби как раз и должно облагаться налогом. В общем, обсуждаемая мера смысла не имеет, зато реально задевает интересы самых обычных людей.

В заключение отмечу, что позвонив в ряд юридических фирм, я попытался выяснить, готовы ли мне дать консультацию, как легче всего оформить дорогой автомобиль, чтобы увести его от налогов. Юристы во всех конторах предложили приехать и обещали всячески содействовать. Так что пророчества наших экспертов о массовом уходе автовладельцев в тень весьма правдоподобны.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта