Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Госавтоинспекция: пешеход обязан светиться?

Ирена ТАТОНОВА

В конце прошлого месяца российская Госавтоинспекция и экспертный центр "Движение без опасности" подводили итоги опроса, посвященного использованию пешеходами световозвращающих элементов.

Посетители официального сайта ГИБДД отвечали на вопрос: "Что вы делаете для того, чтобы водитель видел вас в темное время суток?" Согласно результатам, световозвращатели на верхней одежде используют лишь 18 процентов опрошенных. И лишь четыре процента надевают светлую одежду. Означает ли это, что пешеходы беспечно относятся к своей безопасности?

Конечно, горожанина сегодня трудно представить с прицепленным на добротное пальто или куртку светоотражательным элементом. В таком мегаполисе, как Москва, вообще все это вряд ли необходимо: улицы и придомовые территории в столице чаще всего хорошо освещены. Скорее такие средства нужны за городом, если человеку по какой-то причине нужно пройти пешком, например, от одного дачного кооператива до другого по проселочной дороге. Можно, конечно, нацепить на себя сверкающую в темноте штуковину, если предстоит идти по обочине крупного автобана: машины там несутся так, что подстраховать себя не будет лишним - хорошо, если это все же поможет увидеть вас водителю-лихачу! Но как заставить человека идти в магазин за светоотражателями или цеплять на себя прочие светящиеся в темноте атрибуты возможной безопасности?

В нынешних Правилах дорожного движения использование световозвращающих элементов на одежде пешеходов в темное время суток носит рекомендательный характер. При этом Госавтоинспекция ссылается на исследования своего Научно-исследовательского центра, согласно которым риск наезда на пешехода снижается в 6,5 раза, если тот использует светоотражающие элементы: водитель замечает пешехода значительно раньше и может совершить необходимый маневр, чтобы не создать угрозу ДТП.

Конечно, мы знаем по одежде дорожных рабочих и самих инспекторов ГИБДД, что куртка со светоотражающими деталями действительно является для водителя сигналом, который он может рассмотреть со значительно большего расстояния, чем обычно. Но эту форму, спецодежду, таким людям выдают, а станет ли рядовой обыватель на досуге цеплять себе на одежду всякие яркие штучки? Думается, стопроцентного "светоотражения" тут просто так не добиться.

- Если мы в данном случае заботимся о безопасности граждан, то, на мой взгляд, одни призывы к пешеходам не помогут, - обозначил свою позицию журналисту "МП" независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян. - Недостаточно будет только принять решение и ждать, что люди побегут его выполнять. По моему мнению, вопрос не в том, чтобы заставить людей тратить свои деньги на собственную безопасность, а в том, чтобы государство направило деньги на эту безопасность. Как минимум надо начать шить большой ассортимент специальной одежды. А вообще, по моему мнению, для обеспечения безопасности пешеходов существует один вариант - тратить деньги на соответствующее обустройство дорог (ведь это инженерные сооружения), чтобы пешеходы никогда не могли встретиться с автомобилями. По идее, рядом с дорогой где-то в сельской местности должна быть пешеходная зона. Но всегда ли дело обстоит именно так? А сколько у нас пешеходных переходов в городе? Пожилому человеку иногда бывает трудно делать большой крюк, чтобы попасть на другую сторону улицы. Хорошая система в смысле безопасности пешеходов на дороге создана в Японии.

Там каждая автомобильная компания предусматривает определенное количество своей продукции, специально приспособленной к нуждам людей маломобильных. Таким образом, даже небогатые люди имеют специальное средство передвижения, каждый наземный и подземный переходы оборудованы лифтами. Все продумано так, что немощный человек никогда не остается один на один с дорожной стихией, человек и автомобиль практически не могут оказаться на каком-то участке дороги одновременно. У каждой ошибки на дороге есть свой сценарий, а у каждого сценария - положительный зарубежный опыт, который можно взять на вооружение.

Конечно, хорошо бы иметь везде и всюду просторные гладкие дороги с оборудованными для пешеходов зонами, откуда людям невозможно попасть на проезжую часть. Однако... Возьмем, к примеру, человека в состоянии алкогольного опьянения. Такому - море по колено. Возьмет - и перемахнет через все отбойники или найдет лаз в заборе. В борьбе с такими МВД России предлагает предоставить полицейским право проверять на наличие алкогольного опьянения не только водителей, но и любого пешехода. Для пешехода-нарушителя состояние опьянения будет являться отягчающим обстоятельством - если обнаружат 0,16 миллиграмма спирта на литр выдыхаемого воздуха. Это норма минимально допустимого содержания алкоголя в организме, которая действует сейчас в отношении водителей. Насколько мы поняли, речь идет вообще о любом ЧП с участием пешего гражданина. Если же говорить непосредственно о безопасности на дороге, то у нашего эксперта на этот счет тоже есть свое мнение.

- У пешехода должна быть ответственность на дороге, - комментирует возможное нововведение Сергей Асланян. - Сейчас он у нас очень привилегирован. Именно водитель в случае ДТП с участием пешехода должен доказывать, что последний попал под колеса по собственной вине.

Видно, что в данном случае эксперт - за возможное ужесточение норм и правил для пешехода. Пока не ясно, каковы могут быть санкции в отношении пешего гражданина, если он откажется пройти тест на наличие алкоголя. Вполне возможно, что это, как и для водителей, станет отягчающим обстоятельством.

Согласимся: у пешехода есть не только права, но и обязанности, которые он должен выполнять неукоснительно. Только желательно, чтобы блюстители порядка требовали от пешего законопослушания на благоустроенной дороге с пешеходной зоной и продуманной системой безопасности. Чтобы пересечение автомобильного потока не напоминало русскую рулетку, когда ты лавируешь на дороге, а народ по обочинам следит за этим "увлекательным" зрелищем: как-то выпутаются теперь сам бедолага и перепуганные водители?

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта