Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Что должны сделать производители, чтобы заслужить наше доверие?

Никита С. МИТРОХИН

Депутаты Госдумы требуют увеличить шрифт на упаковках продуктов - правда, пока только цифры, указывающие срок годности. А претензии у покупателей есть не только к мелкому шрифту срока годности.

На этот счет уже развернулась дискуссия - высказываю опасения, что... ухудшится качество продукции. Некоторые специалисты уверяли, что если производителей заставить писать крупно срок годности, они начнут применять больше консервантов, чтобы этот самый срок увеличить. Однако ни для кого не секрет, что и сейчас производители могут насыщать продукты консервантами по своему усмотрению - нет никаких законов, ограничивающих их в этом!

- Многие не помнят, что ГОСТы у нас отменили с целью установить техрегламенты для продуктов, но выжившие после развала СССР пищевые институты были не в состоянии разработать техрегламенты, - рассказал "МП" глава Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков. - Институты не справились со своей задачей, и сейчас мы живем в стране, в которой по сути нет ни путных техрегламентов, ни госстандартов. Засунуть в продукт можно что угодно. Поэтому я имею свое виденье относительно того, что нужно обязать делать производителей. Во-первых, срок годности должен занимать не 10% от общей площади упаковки, а иметь строго определенный размер. Не помещается дата на упаковку - прикрепи к ней вкладыш. Во-вторых, весь перечень ингредиентов, которые использовались в приготовлении продукта, должен быть написан крупными, читаемыми буквами. В крайнем случае их тоже можно указывать в отдельном - скажем, скручиваемом - вкладыше. Дальше. В любом случае в стране должны быть возвращены стандарты на производство пищи. Я понимаю, что техрегламенты разработать сейчас нереально, но можно же вернуть ГОСТы или обязать производителей соблюдать евростандарты! Это будет незатратно и приведет к значительному улучшению качества товаров на российских прилавках.

Еще Михаил Геннадьевич отметил, что осознает, какая работа предстоит российским чиновникам, чтобы вернуть стандарты для продуктов, а также всех остальных товаров. Но, с другой стороны, виноваты в этом как раз сами чиновники, допустившие полный развал в стране пищевых институтов и организаций, контролирующих качество товаров.

Отметим, что в редакцию регулярно звонят читатели, высказывая разные мнения относительно того, чего им не хватает на упаковках продуктов. Елизавета Федоровна возмущается:

- По магазинам приходится ходить с лупой, чтобы разглядеть, из чего сделан тот или иной продукт. Но еще больше меня возмущает туманность описания состава продуктов. Так, зачастую указано, что продукт содержит растительный белок. Возможно, речь о белке из орехов или чечевицы, я не спорю, но возможно, в продукте просто содержится соя. А я, например, не хочу покупать соевые продукты, и таких, как я, очень много. Так почему не обязать производителей четко указывать, что у них там за белок? То же самое и с растительным маслом. Быть может, это подсолнечное или кукурузное масло, но вполне вероятно, что просто пальмовое. А продукты с пальмовым маслом тоже не многие хотят потреблять.

Примечательно, что подобное мнение выражали и многие другие читатели "МП". Возможно, стоит позаимствовать и зарубежный опыт. В США придумали новый способ борьбы с ожирением: отныне в Штатах уровень сахара, жиров и трансжиров будет указываться на упаковках отдельно. При этом общую калорийность продуктов указывать не станут, поскольку она просто не имеет значения (тип жира гораздо важнее, чем общая калорийность). Отдельно будет прописано содержание калия и витамина D, которые важны для здоровья костей. Такое предложение выдвинуло управление по контролю за качеством продуктов питания и лекарственных средств США. Будут пересмотрены и суточные нормы витамина D, клетчатки и натрия.

Обычно они указываются на упаковке, чтобы потребитель мог оценить, какую часть рациона составляет одна упаковка продукта. Новые правила в Америке вступят в силу довольно скоро, как уверяют зарубежные СМИ. Так чем мы хуже?

- Наши производители делают очень многое для неудобства граждан, - высказался глава ОЗПП "ПотребКонтроль" Евгений Козик. - Так, например, они очень любят дублировать на этикетках информацию на нескольких языках, хотя продукт продается в Москве. Но официальный язык нашей страны - русский. Так зачем все эти надписи, скрадывающие полезный объем на упаковке? Почему это делается, я понимаю: продается товар не только в нашей стране. Но почему нельзя сделать для каждого государства отдельную упаковку, мне совершенно не понятно. Также считаю необходимым ужесточить законодательство относительно обмана потребителей. Если указан неполный или неверный состав продукта, компании нужно запрещать торговать в том регионе, где ее поймали за руку. Не навсегда, конечно, но на полгода минимум. Тогда производителям станет реально невыгодно надувать людей.

* * *

Выслушав экспертов, я отправился по магазинам, чтобы оценить изъяны на наших прилавках. Зайдя в один из гастрономов, вспомнил о яблоках, облитых воском. Делают это, чтобы товар долго не терял своей привлекательности. Но вот что интересно: те же яблоки продаются на развес, и нигде не указано, что продукты чем-то обработаны. По-хорошему, нужно рядом с ценой писать, что товар подвергался подобной обработке. Тогда люди будут знать, с чем имеют дело.

Пройдя по мясному ряду, обратил внимание, что и тут не все в порядке. Да, сейчас в большинстве крупных магазинов стейки выложены на витрину, и можно выбрать любой. Но нет никакой информации о возможно использованных красителях, нет на прилавках и заключения о санитарной проверке мяса (а каждую партию проверяют отдельно).

И на детском питании пометка о том, что тот или иной товар рекомендован какой-то организацией, - лишь рекламный трюк. Было бы здорово, обяжи наши власти всех производителей получать знаки "одобрено" от мировых компаний по проверке продуктов. Это не требует каких-то затрат от государства и не сделает товар дороже. А вот у покупателей уверенности, что не покупают очередную напичканную химикатами гадость, будет больше.

Еще в гастрономе мое внимание привлек прилавок с полуфабрикатами из серии "разогрел - съел": котлеты, куриные ножки, картофель... Если задуматься, то мы же совершенно не знаем, с применением каких ингредиентов была приготовлена та или иная котлета и по какому рецепту. Понятно, что отчасти это секретная информация компании, но разве потребитель не имеет права знать, на чем обжаривалась эта картошка, где были собраны эти грибы и чего напихали в эту котлету?

В общем, депутатам Госдумы есть над чем работать, помимо вопросов увеличения шрифтов на упаковке. Но чтобы эта работа началась, должна быть и какая-то инициатива от чиновников из Роспотребнадзора, а о ней пока ничего не слышно.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта