Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Как обстоят дела с КАСКО и ОСАГО?

Никита С. МИТРОХИН

Не так давно появились сообщения об очередных нововведениях в области страхования автомобилей и автовладельцев. Например, о едином стандарте услуг по КАСКО, согласно которому водитель практически ни на что не имеет права, или о навязывании услуг при покупке ОСАГО. Пообщавшись с экспертами и заинтересованными лицами, мы выяснили, к чему стремятся автолюбители и страховщики.

Напомним, что КАСКО – это коммерческое автострахование, подразумевающее выплату автовладельцу, если его машина пострадала.

КАСКО в нашей стране не обязательная процедура, делают ее по желанию. А вот ОСАГО – это поголовное страхование автовладельцев, обязательное для всех, кто владеет автомобилем. Оно гарантирует, что страховщик водителя выплатит сумму ущерба, причиненного другому человеку в случае аварии. Одной из основных надежд на ОСАГО в прошлом году было повышение стоимости выплат пострадавшим. Так, на самых разных уровнях велись разговоры о повышении выплат за повреждение имущества до 1,5 млн. рублей. Надежды были и на увеличение выплат пострадавшим в результате ДТП людям. Но по факту все осталось, как было: за причинение вреда здоровью страховщики готовы выплатить только 160 тысяч рублей, за причинение вреда имуществу – лишь 120 тысяч рублей. На первый взгляд суммы не так уж и малы. Но спасут ли человека с переломом позвоночника 160 тысяч рублей? И удастся ли покрыть все расходы на починку автомобиля?

Самим автомобилистам очевидно, что нет. А все доводы, что увеличение страховых выплат повлечет и увеличение стоимости ОСАГО, теперь лишь вызывают саркастическую улыбку: мол, ваши цены и так растут. Но народ не безмолвствует, а всячески старается добиться справедливости от страховщиков. Так, в этом году на портале «Российская общественная инициатива», где граждане имеют право выдвигать свои законопроекты, набралось немало предложений о реформировании ОСАГО. Некоторые пользователи, например, предлагают запретить страховщикам проводить независимую экспертизу автомобилей: история знает немало случаев, когда стоимость ремонта такими экспертами была занижена. Предлагают граждане и сократить срок выплат по ОСАГО. Сейчас он составляет месяц, люди же ратуют за выплаты в течение 10 дней после проведения всех экспертиз. Есть тут и инициативы все-таки увеличить суммы выплат за страховки. И предложения делать скидку на ОСАГО водителям, которые не были замечены в авариях… Но все эти проекты - пока что лишь мечты автолюбителей, реальность же от мечтаний весьма далека. Например, все чаще люди обвиняют страховщиков в навязывании услуг при покупке полиса ОСАГО.

- Нам, например, поступали звонки, что водителей насильно заставляют покупать диагностическую карту в том центре страхования, где человек покупает ОСАГО, - рассказал в беседе с «МП» глава юрфирмы «Помощник» Никита Самарин. – А между тем диагностическая карта – обязательный документ, подтверждающий, что машина исправна. Он необходим для покупки страховки. Официально его можно получить только в автосервисе после техосмотра, но зачастую им торгуют сами страховщики. Естественно, они будут настаивать, чтобы платный осмотр машины проводился их компанией. Есть жалобы, что страховщики пытаются заставить человека покупать и страховые пакеты, то есть дополнительные страховки. Вплоть до того, что людей обязывают купить в этом пакете страховку… от укуса клеща. И тут нужно понимать, что недостаточно просто обратиться в суд или к адвокатам с заявлением о навязывании услуг. Чтобы Роспотребнадзор, суд и другие органы воздействия на нечестных страховщиков встали на вашу сторону, нужно принести документы, подтверждающие вашу правоту. Достаточно будет буклета с перечислением обязательных услуг при покупке полиса ОСАГО или уже копии договора. Стоит напомнить автовладельцам, что в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать оказание одной услуги обязательным оказанием иной услуги. Информация об условиях оказания услуг должна быть доведена до потребителя в полном объеме, с учетом отсутствия у него специальных познаний и в целях обеспечения свободного выбора услуги (статья 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Поскольку законом установлено право потребителя заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств без оказания дополнительных услуг, до потребителя должна доводиться информация, позволяющая реализовать данное право. В случае непредоставления потребителю информации, навязывания дополнительных услуг к исполнителю могут быть предъявлены требования, установленные статьями 12 и 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», в том числе о возмещении убытков.

Но вернемся к проблемам страхования. Ожидают они людей и в сфере КАСКО. Дело в том, что в прошлом году Всероссийскому союзу страховщиков (ВСС) было поручено разработать единый стандарт по страхованию автомобилей. И он был разработан. Само собой, не в пользу граждан. Согласно новым нормативам, автовладельцы не смогут предъявлять претензии по качеству ремонта и возмещать убытки за похищенные покрышки и колесные диски, а также за сколы на стеклах и фарах. Таким образом, если вам по КАСКО в мастерской старый бампер приклеят на скотч или вкрутят в кузов саморезами, возмутиться таким ремонтом будет нельзя. Мало того, оригинально выглядит идея и не платить за порчу стекол, фар и покрышек. Ведь из-за камней на дорогах очень многие машины ездят с трещинами на лобовом стекле, а что касается шин, то в основном водители просят возместить ущерб, лишь когда у автомобиля сняли все четыре колеса, а не когда пришлось применять запаску в дороге. Инициатива мелочна и неприятна потребителю, но сколько удастся сэкономить на каждом клиенте! Кстати, не вернутся деньги и за угнанное авто, если не была включена противоугонная система или были нарушены прописанные в договоре условия хранения авто, а также за угон машины с ключами. По новым правилам автовладельцы должны будут сначала обращаться к страховщику с письменной досудебной претензией и только потом в суд.

Таким образом, новые стандарты позволят экономить страховщикам довольно приличные суммы денег.

Само собой, такие стандарты возмутили сообщество автомобилистов. Так, депутат ГД и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков заявил, что, дав задание ВСС, Банк России не привлек специалистов для оценки плодов работы страховщиков.

- Намечается интересная тенденция, - заметил Вячеслав Иванович. – Всероссийский союз страховщиков пытается снять с себя всяческие обязательства перед стахователями. Например, предлагает не делать выплаты автовладельцам в случае угона автомобиля в тех ситуациях, когда там были оставлены ключи или не была включена система сигнализации. Но каким образом это можно проконтролировать? Ключи могут похитить. Мне известен реальный случай, когда человек повесил куртку в кафе на крючок, а из нее стянули связку ключей, и машина была угнала. Человек расскажет об этом в полиции, и страховщики смогут заявить, что человек на самом деле лжет и просто оставил ключи в машине. Как доказать правду? Что же касается системы сигнализации, то тут вообще непонятно, как я должен следить за ее работой. Машина моргнула – мне показалось, что все нормально, а как на самом деле – бог его знает. А вину за это повесят на автовладельца — и доказать обратное ему опять же будет очень и очень сложно.

В общем, проблем с автострахованием в нашей стране хватает. И несмотря на то, что машины есть уже у очень и очень многих, решать их государственные умы как-то не спешат. Но что это значит для автовладельцев? Все то же: уход в подполье.

- Я помню времена, когда люди обращались к знакомым страховщикам, чтобы купить полисы ОСАГО и КАСКО как можно дешевле, - рассказал «МП» инструктор автовождения, ведущий проекта «Rulek» Руслан Хасянов. – Тогда люди справедливо полагали, что знакомый страховщик все сделает подешевле. Потом эти времена прошли, купить полисы можно было везде практически по одной и той же цене. Теперь все опять не так. Людям проще купить страховку у знакомых. Потому что знакомые, в случае надобности, сделают быстро расширение страхового случая задним числом или продадут полис КАСКО по минимальной цене. Заметьте, при учете, что страховка стоит 90 - 130 тысяч рублей в год, люди предпочитают ее либо вообще не покупать, либо по низкой цене по знакомству, прибавляя стаж вождения и не учитывая все штрафы и аварии. Все это фактически серые страховки, но они работают, и это самое главное. Теперь задумайтесь, что будет, не начни меняться страховка в пользу людей? Правильно – полный выход в серый рынок.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта