Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Артист балета Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа (1936 - 1989)

Михаил ВОСТРЫШЕВ

Мариса, сына артиста Рижской оперы, естественно, больше всего интересовало пение, и он пел в детском хоре. Но после войны хилого мальчика с единственной практической целью - чтобы он окреп - отдали в Рижское хореографическое училище. Мальчик скис - ему хотелось петь. Но родители были неумолимы.

Постепенно сил у подростка прибавилось. Лиепа вспоминал: "Со временем я начал привыкать к нудным упражнениям в балетном классе, хотя занятия спортом казались тогда намного интереснее. Футбол, велогонка, лыжи, особенно плавание. Ведь я тоже принадлежал к поколению мальчишек, которым не давали покоя лавры Тарзана - великого пловца Джонни Вейсмюллера. В ту пору я был похож на лягушонка - тонкие ноги, длинные большие ступни. После первых успехов в плавании ощутил радость от того, что некоторые вещи удаются мне лучше, чем парням постарше. И постепенно из лягушонка я превратился в спортивного, довольно крепкого юношу".

Его привлекли к массовкам в балете "Лайма" А. Лиепиня. Четырнадцатилетнего Мариса вместе с другими воспитанниками Рижского училища в 1950 году повезли на смотр в Москву. Здесь он отличился на сцене, танцуя мазурку, насмотрелся балетов в Большом театре и решил стать настоящим танцовщиком.

Но признание сначала пришло к нему, как к спортсмену. В 1954, 1955 и 1956 годах он становится чемпионом Латвии по плаванию вольным стилем на длинные дистанции.

Летом 1953 года, отдыхая на Рижском взморье, Мариса приметил в спектаклях "Ромео и Джульетта" и "Лебединое озеро" педагог Хореографического училища Большого театра Н. И. Тарасов и зазвал в Москву. Лиепа вспоминал: "В течение двух лет я не пропустил ни одного урока у Николая Ивановича. Сидел на занятиях даже с вывихнутой ногой. Сидел, смотрел, запоминал, учился находить ответы на сто тысяч "почему?" в работе танцовщика".

В музее Большого театра, в папках с названием "Марис Лиепа" хранится рецензия на выпускной спектакль Московского хореографического училища 1955 года. В ней написано: "Из мужского состава выделяется Марис Лиепа, танцовщик с прекрасными внешними данными и отличной техникой, одинаково сильный и в сольном танце, и в дуэте".

Первый триумф Мариса состоялся 9 марта 1956 года, когда оставшаяся в это время без партнера Майя Плисецкая пригласила его на гастроли в Будапешт, и он танцевал с ней Зигфрида в "Лебедином озере". На одной из репетиций он сильно растянул ногу, и руководители поездки уже начали обсуждать, кого из солистов венгерского балета пригласить в партнеры Майе.

Лиепа вспоминал: "На карту ставилась вся моя будущая судьба в балете... Я стиснул зубы. Сказал себе: "Сделаю!" Повороты, вращения, прыжки делал с другой ноги, следил за равновесием в поддержках, чтобы, упаси боже, не помешать партнерше... И все-таки старался быть "в образе", забыть про свою боль, чтобы жить на сцене жизнью своего героя... По-моему, я впервые почувствовал, что потребность перебороть себя рождает колоссальный внутренний подъем. А улыбка, скрывающая гримасу боли, намного ценнее беспечной улыбки радости".

Летом 1956 года Марис отдыхал в Сочи. Настроение было мрачным - маячила перспектива службы в армии. Значит, прощай балет. Но вот из афиши он узнал, что в Сочи скоро начнутся гастроли Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Путевка кончилась, и на последние деньги Марис снял угол на окраине города и стал ждать приезда труппы. Вдруг это шанс?..

Удача сопутствовала ему, здесь же, в Сочи, его приняли на работу в Музыкальный театр, в котором он провел четыре последующих года. Вскоре многие балетоманы стали ходить сюда специально "на Лиепу". Здесь он станцевал Зигфрида, Лионеля в "Жанне д'Арк", Конрада в "Корсаре", Синдбада в "Шехерезаде"...

В день открытия очередного сезона Большого театра - 1 сентября 1960 года - Марис вошел в его репетиционный зал. Он стал артистом этой прославленной труппы. Начались бесконечные репетиции, а потом участие в классических балетах "Дон-Кихот", "Жизель", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Ромео и Джульетта"...

Самый значительный взлет в творчестве уже знаменитого танцовщика - образ военачальника римских легионеров Красса в неподражаемом "Спартаке". Красс Лиепы - это шедевр. Таково было единодушное мнение зрителей. За исполнение этой роли на лондонской сцене Лиепа был назван "Лоренсом Оливье балета" (Оливье - драматический актер и режиссер лондонского Национального театра, один из лучших исполнителей шекспировских ролей). Именно за роль Красса в 1970 году Лиепе вручили Ленинскую премию - высшую советскую награду.

Потом были совсем иные образы - Вронский в балете "Анна Каренина", Видение розы в "Видении розы", Хосе в "Кармен-сюите"...

Почему этот хилый латышский мальчик стал сильным атлетом и непревзойденным артистом балета?..

Геннадий Абрамов вспоминал: "Лиепа оказался очень темпераментным человеком: его азарт шел от внутреннего авантюризма... У Мариса всегда зажигались глаза, когда появлялась интересная идея".

Олесь Белодед вспоминал: "Он напоминал мне героя Джека Лондона, ползущего в снежном холодном безмолвии... И он "дополз" и достиг славы через все "нельзя", "не могу" и "невозможно".

Последние годы из-за ссоры с балетмейстером Юрием Григоровичем Лиепа не получал новых ролей в Большом театре. Другой замечательный артист балета - Владимир Васильев вспоминал: "Лиепа всегда казался мне очень сильным человеком. Но на самом деле он был сильным внешне, а внутри - хрупким и ранимым. Конечно, Мариса сломали тем, что отлучили от театра".

В доме на улице Неждановой (ныне Брюсов переулок), в квартире, где до него жила знаменитая балерина Екатерина Гельцер, среди дорогой мебели, старинных икон, фарфора он любил рисовать и лепить, замкнутый и одинокий. Он хотел жить долго-долго.

Лиепа мечтал: "Я стою на пороге нового времени, перед неизвестными ролями, партнерами, спектаклями. Отбросив все былое, полный ожидания и любопытства. Я так хочу согреть эту незнакомую темноту - будущее. Покорить, наполнить звоном, смехом, звездами... Я хочу жить и танцевать сто лет".

Он прожил 53 года - не выдержало сердце...

- Ах, если бы его оставили в Большом театре, - с грустью вздохнула его партнерша по сцене Екатерина Максимова.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта