Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Без права на покупку

Об отоваривании за рубежом россиянам придется забыть?

Никита С. МИТРОХИН

На прошлой неделе разгорелся нешуточный скандал: зарубежные экспресс-курьеры, занимающиеся доставкой товаров из-за границы, заявили о невозможности удовлетворить запросы клиентов. Причиной является не резко выросший спрос, а изменения правил оформления товаров личного пользования Федеральной таможенной службой. Люди уже собрались на митинг против таких порядков, но в ФТС заявили, что никаких изменений не вводили. Выходит, кто-то вводит россиян в заблуждение...

Большинство интернет-пользователей, заказывающих товары из Америки или Европы, во всем винят таможню и российские власти. И это вполне закономерно, так как с середины прошлого года в новостях то и дело появлялись очередные заявления чиновников разных уровней о необходимости усложнить систему покупки товаров из-за рубежа. Так, одно время хотели ввести пошлины на все товары, стоимость которых превышает 150 долларов США (сейчас пошлина существует на товары дороже 1000 долларов), потом предлагали ограничение суммы, которую можно перевести на зарубежный счет (1000 рублей в день).

В свете всех этих идей опубликованный экспресс-курьерами (DHL, FeedEx, DPD, UPS, Рony express и др.) перечень необходимых документов для оформления покупок на таможне вполне похож на реальную выдумку наших чиновников, а не забугорных курьерских служб.

Так или иначе, но теперь службы доставки просят от клиентов предоставить копию паспорта с регистрацией, заказ из интернет-магазина, фото заказанных товаров, а также подлинники договора на оказание услуг по таможенному декларированию и выписку из банка о переводе денег (у ряда экспресс-курьеров указано, что нужна копия банковской карты). Кроме того, если покупка оплачивалась не с карты получателя посылки, а адрес доставки не совпадает с адресом регистрации, указанной в паспорте, необходимо будет написать объяснительные по каждому из этих пунктов. Такой список, например, просит от своих клиентов международная служба доставки DHL, заявляя, что без этого перечня невозможно оформить товар на таможне.

- Мне 13 января пришло уведомление по телефону, что я должен предоставить копию всех этих документов, и плюс - договор с курьером, - рассказал "МП" Владимир Алексеевич, который дожидается своей посылки уже третью неделю. - Потом заявили, что требуются подлинники документов. Особенно возмущает необходимость делать выписку из банка, так как для этого до банка нужно дойти и отстоять там очередь. К тому же мне совершенно непонятно, почему я должен оправдываться, с какой стати товар, заказанный на мое имя, оплачен, скажем, с карточки жены и доставляется не по адресу прописки, а, например, на работу. Что это за бред, и кто его выдумал?

Как рассказал читатель, сотрудники DHL оправдываются тем, что им самим вся эта волокита с документами ни к чему, но они вынуждены соблюдать требование таможни. Тем не менее, подготовив и передав в DHL все необходимые бумажки, Владимир Алексеевич все равно до сих пор так и не получил посылку: по заверениям экспресс-курьера, на таможне что-то "крутят-вертят" и никак не могут выслать.

- Я, конечно, готов подождать еще пару месяцев, так как заказал летнюю одежду, но удивляет сам факт возникновения этих сложностей. Такое ощущение, что кто-то усиленно старается испортить жизнь людям, заказывающим товары в сети из-за бугра. И само собой, пересыльщикам это невыгодно, им чем меньше документооборот - тем проще. Из этого я делаю вывод, что идея все бюрократизировать принадлежит нашим таможенникам.

Между тем в Федеральной таможенной службе заявляют, что ничего нового не вводили с начала этого года:

- Ни для стран Таможенного союза, ни для Америки, ни для Европы у нас никаких новых ограничений не появилось, - сообщила "МП" пресс-секретарь ФТС Татьяна Соколова. - Еще накануне мы выступили с сообщением об отсутствии каких-либо изменений, и официальное сообщение об этом размещено на сайте таможни.

- Так чего экспресс-курьеры мутят воду? - интересуюсь.

- Этого я не знаю, нужно у них спросить. Но мы точно никаких трудностей людям не создаем.

Увы, но до пресс-службы DHL так и не удалось дозвониться - там не брали трубку на протяжение нескольких дней, но обычные телефонные операторы, с которыми удалось поговорить, изобразив несчастного клиента, ожидающего посылки, в один голос твердили мне о кознях таможенников. Так что на момент подготовки материала в номер ситуация с новым перечнем документов, необходимым для оформления заказа, находится на уровне холодной информационной войны. Экспресс-курьеры публикуют на своих сайтах перечни необходимых документов, а ФТС держит на своем сайте сообщение: "В связи с заявлениями отдельных экспресс-перевозчиков относительно "ужесточения" правил оформления экспресс-грузов, следующих в адрес физических лиц, Федеральная таможенная служба считает необходимым сообщить, что новые документы, регламентирующие порядок оформления таких товаров, не издавались...".

А на фоне всего этого страдают россияне, заказавшие и уже оплатившие вещи за рубежом. Так, по сообщениям BisnessFM, два магазина, принадлежащих Amazon.com, уже прекратили высылку товаров в Россию из-за "отказа курьерских служб доставлять такие отправления", как указано на сайтах. Сам "Amazon" пока правил работы с клиентами из России не менял.

Мы же задались вопросами: что же теперь будет с зарубежными покупками? Неужели рынок встанет, и у нас возникнет новый вариант "железного занавеса"?

- Я считаю, что все эти усложнения доставки товаров делаются в интересах больших магазинов, - рассказала "МП" частный предприниматель, владелица розничных магазинов одежды Наталья Борисова. - Причем следующие в очереди на уничтожение - мелкие точки розничной продажи одежды из Турции или Китая. Как предприниматель, я регулярно занимаюсь исследованием цен на рынке одежды и, как и многие россияне, заметила следующее. Во всех крупных сетевых магазинах, скажем, хороший пиджак-блейзер стоит не меньше 6 тысяч рублей, в маленьких магазинах - в районе 4 тысяч, при этом в иностранном интернет-магазине тот же товар можно купить за 3 тысячи, а если поискать, то и дешевле. И люди стали понимать, что проще что-то заказать за границей, если знаешь язык, или поискать по мелким магазинчикам, чем переплачивать. Так что я уверена: сейчас задушат доставку из зарубежных интернет-магазинов, потом задушат наших отечественных предпринимателей, торгующих в сети, а дальше окончательно развалят малый бизнес. Ведь пока существуют эти варианты, вещи из-за рубежа будут к нам попадать - скажем, через соседние страны. А значит, никто не заплатит 16 тысяч за куртку из кожзама, красная цена которой 4 тысячи рублей.

С продавцом согласился и наш постоянный эксперт:

- Сейчас у нас создают сложности с документами, из-за которых обслуживать россиян откажутся зарубежные службы доставки вроде DHL, - высказал свое мнение глава ОЗПП "Общественный контроль" и организатор митинга против ужесточения покупок за рубежом Михаил Аншаков. - Потом у нас введут налог на покупку в интернете товаров, дороже 150 евро. Причем налог немалый - 30%. Также у нас пытаются ввести порог в 15000 рублей - сумму, которую можно будет тратить в месяц на интернет-покупки. Все это происходит в интересах зарубежных ритейлов, открывших магазины в России. Они задирают цены вверх и пытаются не пустить на рынок конкурентов. Но породит это лишь серый рынок, возрождение челноков и контрабанду, потому что люди как покупали товары за границей, так и будут покупать.

Стоит отметить, что, по заверениям разных экспертов, доставкой через упомянутых экспресс-курьеров пользуется меньшинство потребителей - порядка 21% от общих заказов. И это с учетом людей, приобретающих товары напрямую в зарубежных магазинах. А по данным главы российского представительства интернет-аукциона "eBay" Владимира Долгова, через их сервис проходит всего 3% магазинов, предоставляющих только экспресс-доставку. Все остальные вещи людям традиционно доставляет "Почта России". И видимо, если экспресс-курьеры не постараются наконец-то связаться с ФТС и самостоятельно разрулить все вопросы с перечнем документов, вскоре нагрузка на госкурьера возрастет. Само собой, некоторые магазины станут россиянам недоступны. Но нас волнуют не проблемы служб доставки и иностранных бизнесменов, а перспективы потребителей. А они совсем не радостные.

- "Почта России" сейчас, конечно, реорганизуется, уровень обслуживания повышается. Но я не уверен, что, если нагрузка на почту возрастет, все не закончится затягиванием доставки из-за рубежа, - высказал свое мнение "МП" глава общества защиты прав потребителей "ПотребКонтроль" Евгений Козик. - Возможно, кто-то даже откажется от покупок за границей, так как пока что имидж "Почты России" не на высоте, и не все хотят связываться с этой организацией. А еще появится повод для антимонопольных разбирательств. Так что я считаю необходимым на государственном уровне разобраться с проблемой доставки товаров.

Таким образом, пока однозначно заявлять о невозможности заказа товаров за рубежом нельзя. Однако, думается, и новый перечень документов, и взаимные обвинения между ФТС и эксперсс-курьерами, и то, что люди по три недели ждут из-за этого пришедших в страну посылок, просто обязано привлечь внимание самых высокопоставленных чиновников. Но те пока что молчат, решать проблему не спешат, а недовольство граждан тем временем растет...

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта