Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Москвичи получат еще один театр, но жители ЮВАО и Московской области потеряют сразу два

Оксана МЕРЗЛИКИНА

Именно такая ситуация складывается, если разобраться в вопросе о создании нового Губернского театра на базе Драматического театра им. А. Н. Островского и Камерного театра п/р В. Якунина, которые базировались в Московском областном Доме искусств на Волгоградском просп., 121. Обе труппы скоро должны были отметить свое 80-летие.

Но, похоже, праздник не состоится. В лучшем случае театральная общественность отметит год со дня решения создать Губернский театр, который возглавил Сергей Безруков.

Процесс реорганизации идет тяжело и при этом не вдохновляет перспективами...

...В редакцию позвонила пенсионерка Маргарита Васильевна М., проживающая на Зеленодольской ул.:

- Пришла в начале прошлого декабря в Дом искусств, чтобы приобрести внукам билеты на елки, которые ставят в Драмтеатре Островского и которые мы посещали несколько лет. Спектакли в новогодние каникулы здесь всегда были премьерными, оригинальными, красивыми, интересными, билеты - недорогими. Ну а то, что до самого театра жителям юго-востока рукой подать, и вовсе делало его по-особому любимым. И взрослые, и дети в течение года с удовольствием приходили посмотреть постановки: я лично по два раза смотрела "Забыть Герострата" и "Игроков", а внуки смотрели сказку про Кота в сапогах, а потом и "Панночку". И вот вижу в кассовом зале, что в афише не просто нет знакомых названий, но и никаких елок для детей никто не планирует... Потом только обратила внимание, что название коллектив тоже сменил, а мы как-то этого не заметили. Вот и решила вам позвонить - на страницах "Округа", как и в самой "Московской правде", не раз публиковались рецензии на премьеры в этом театре и в соседнем, Камерном, - узнать, что за ситуация сложилась?

За комментариями корреспондент газеты обратилась к Владимиру Каширскому, бывшему директору театра им. А. Н. Островского, возглавлявшему его более 16 лет. Вот что он рассказал:

- На сегодняшний день театр Островского уже не существует, он закрыт. Сняты с репертуара все спектакли, закрыт сайт, прекращены репетиции новых постановок. С 1 января 2014 года все артисты выведены за штат (кроме нескольких человек, у которых бессрочные договора). Работников предупредили, что в новый коллектив будет вестись дополнительный отбор. Пока работает Камерный театр, который юридически закрыть нельзя, потому что он менее трех лет существует автономно. А все потому, что вместо двух самых сильных из шести гастролирующих театров Московской области решили создать один - Губернский. Формально он должен также обслуживать область и давать спектакли для москвичей, в частности для жителей ЮВАО на сцене Дома искусств, а для всех остальных - на других площадках города. Но судя по той концепции развития, которая реализуется, о работе в области речи не идет. Иначе зачем снимать десятки мобильных спектаклей, пользующихся успехом у областных зрителей, увольнять артистов, списывать декорации и костюмы?

Отмечу, я вовсе не против создания нового театра, тем более во главе со звездой национального масштаба. Но я против уничтожения того, что просуществовало десятилетия и доказало свою жизнеспособность, против ликвидации театров с уникальными сложившимися коллективами, которые привыкли работать "в походных условиях", но с полной отдачей и с не меньшим энтузиазмом, чем на сцене в Москве. И встает вопрос, а нужен ли Москве, столице, еще один стационарный театр, коих в ней насчитывается аж 314?

...Здесь стоит обратиться к истории и фактам, чтобы прояснить некоторые специ-фические детали. В 1929 году, когда создавалась Московская губерния, она изначально не имела своей столицы. Поэтому в 30-х гг. прошлого столетия было начато формирование разъездных, колхозно-совхозных театральных коллективов, призванных обслуживать население области. Это отдельный, очень непростой творческо-производственный процесс. И репертуар, и мобильность декораций, и определенные требования к артистам, и умение работать в самых различных по оснащенности залах обширной губернии - все это должно учитываться. Именно в силу своей специфики такие театры являются уникальными учреждениями культуры, у которых по сути нет конкурентов. При том что обходятся они государству совсем недорого.

А теперь самое главное. Все репертуарные театры убыточны. Причем чем больше театр, тем больше убытки. Приличный московский театр имеет по сравнению с театром Островского зрителей в 20 раз больше, билеты в 20 раз дороже, а дотацию из бюджета почему-то в 20 раз выше. Но такова театральная специфика. На практике это означает, что за каждый билет, проданный в театр, государство доплачивает. Когда 300 рублей, а когда и 3000. Творческие коллективы, расположенные на юго-востоке столицы, в Кузьминках, являются собственностью Московской области и финансируются из ее бюджета. До тех пор, пока эти коллективы работают в Подмосковье, все нормально. Но сейчас возникает ситуация, когда область, создавая новый, очень хороший, дорогой театр на территории города Москвы, по сути укрепляет за свой счет социальную сферу соседнего субъекта Федерации. А зачем? В Москве что, театров не хватает? Для чего нам спонсировать москвичей? На самом деле культура и вся социальная сфера Москвы и так в гораздо лучшем положении, чем в Подмосковье. Поэтому вопрос о том, зачем мы тратим десятки миллионов на московских звезд, будет звучать постоянно, на разных уровнях, подрывая доверие к внешне привлекательному проекту.

Конечно, обычному зрителю недосуг понимать тонкости экономической стороны жизни театра. Но уже сейчас ваша читательница поняла, что дешевых билетов не будет, поскольку в новой труппе появятся раскрученные "звезды". Как и не видать жителям столичной области привычных постановок, с которыми на один гастрольный день приезжал к ним тот же театр Островского (согласно разнарядке, областной театр должен давать не менее 60 выездных спектаклей в год). Московская труппа ведь ни в Коломну, ни в Орехово-Зуево не поедет, артисты с именем в клубах, где одна розетка на сцене и две гримерки на десять человек, играть не будут... Но даже если рассматривать вопрос с той точки зрения, что теряет простой житель спального района ЮВАО, то становится ясно, что ему за искусством придется ездить все в тот же центр или в Губернском театре раскошеливаться по-серьезному.

- То есть вы считаете, что будущего у этого проекта нет?

- При существующей концепции развития - нет. Пожелал бы удачи Безрукову и его команде, но посоветую учиться на чужих ошибках. В свое время губернатор Громов закрыл областную филармонию в том числе и потому, что оформленные в ней звезды российской эстрады ничего реального для области не делали. Так что все уже было. А через несколько лет о безвозвратно потерянных колхозно-совхозных театрах, которые пережили и войну, и сами колхозы, и смену режима, и экономический спад, придется вспоминать с печалью. Конечно, плакать будут только те, кто по-настоящему любит театр и искусство в целом.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта