Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Стоимость товаров и услуг может беспрепятственно расти до бесконечности?

Никита С. МИТРОХИН

C наступлением нового года к малюсенькому бочонку радости от торжества по традиции добавляется ложка дегтя в виде новых штрафов, тарифов и выросших цен. 2014-й не стал исключением, правда, горожан очередное взвинчивание цен сильно возмутило, и многие из них обратились со своими праведным гневом в нашу редакцию.

Но перед тем, как перечислять жалобы читателей, отмечу, что хожу точно по таким же магазинам, как и большинство горожан. А потому январский резкий рост цен и сам заметил. Так, 3 января в обычном магазинчике "Промтоварный", находящемся рядом с московской горбольницей №62, увидел 1,5 килограмма стирального порошка по 350 рублей. А в декабре этот же самый порошок я видел за 210. У меня от такой суммы брови поползли вверх, но, как оказалась, и по такой цене товар берут. Конкурентов у магазина нет, а потому цену тут заламывают, какую хотят.

4-го числа, в половине пятого, вместе с другом и коллегой Андреем Федоровым мы отправились в ТЦ "Щука" поиграть в боулинг. Так как мы с Андреем завсегдатаи этого заведения, то примерные цены знаем. В обычные дни - 350 рублей, в выходные или вечером сумма может достигать 650 рублей. Однако нас ждало разочарование:

- Все дорожки забронированы, поиграть можно будет только в девять вечера, - отчеканила девушка за стойкой. - Цена 1300 рублей.

- Чего? - возмутился Андрей. - У вас же половина дорожек пустая. Откуда очередь и такие цены?

- Так праздники же! - пожала плечами девушка.

Усевшись в баре, в течение часа мы так и не застали весь зал для боулинга полным. Зато очередь растянулась до десяти вечера. И ладно очередь, может, действительно люди бронируют, а контора старается не подвести клиентов. Но цены-то, цены!

- К сожалению, система цено-образования в России и странах СНГ оставляет желать лучшего, - высказал свое мнение глава Общества защиты прав потребителей "ПотребКонтроль" Евгений Козик. - В настоящее время ФАС контролирует стоимость только товаров первой необходимости. Все остальное - на усмотрение коммерсантов. И в этом кроется много проблем. Скажем, в Москве цены если и сдерживаются за счет большой конкуренции, то взлетают за счет дорогой аренды помещений, коммунальных платежей и обычной человеческой жадности производителей. В регионах другая проблема. Если говорить о Московской области, то цены там дороже, чем в столице, из-за отсутствия конкуренции.

Понятно, что страдают от такой политики в первую очередь потребители.

- Хотели положить ребенку под елку на Новый год игрушку, называется "Карусель", - рассказала Елизавета Евгеньевна. - В зарубежных интернет-магазинах она стоила в пределах 1000 рублей, в телевизоре ее пару раз рекламировали за 1300 рублей. Но что в результате? В большинстве наших "наземных" магазинов, где она продается, средняя цена не опускается ниже 9 тысяч рублей! Иначе как жадностью продавцов это не назовешь.

- У меня пропали три билета на автобус по 25 рублей, которые я купила перед Новым годом, - жалуется Ирина Игоревна. - У нас на остановке не работает билетный киоск, в автобусе продавали только по 4 штуки, ну, я один использовала, а остальные лежали до следующей поездки. На автобусе я поехала уже после Нового года, так у меня не приняли ни одного билета! Типа, теперь же проезд 30 рублей стоит. Киоск по-прежнему не работает на остановке, в автобусе пришлось купить за 50 рублей билет на 90 минут, я в них не уложилась, так на обратном пути пришлось еще билет за 30 рублей покупать. Итого: 75 рублей подарила "Мосгортрансу" просто ни за что. Ну не свинство? Почему, заранее оплатив услугу по перевозке меня, любимой, я не могу этой услугой воспользоваться? При том, что билет считается действительным в течение то ли месяца, то ли еще большего срока?

- В новогодние праздники отправились в кинотеатр, в торговый центр "5-я авеню", - рассказала "МП" Любовь Ивановна.

- За два билета на дневной мультик пришлось выложить что-то в районе 1600 рублей! Да за такие деньги можно на концерт с живым звуком сходить. Примечательно, что не в новогодние праздники цены намного ниже. Так что отношение коммерсантов к людям, как к денежным мешкам, просто возмутительно.

Понятно, что у коммерсантов свои объяснения: повышение стоимости коммунальных платежей, аренды, бензина, зарплаты и т. д. Об очередном таком объяснении нам тоже поведала наша читательница.

Во многих школах сейчас существует система электронного журнала, по которому родители проверяют отметки детей, расписание уроков и домашние задания. Один из таких журналов располагается на сайте eljur.ru ("Система электронного журнала и дневника ЭлЖур) - сейчас это один из самых крупных порталов, на который переходят многие школы. По последним данным, им пользуются родители, учителя и дети из 1100 средних общеобразовательных учреждений.

- В этой системе я оплатила SMS-оповещение об оценках ребенка до конца учебного года, то есть до мая включительно, - рассказала Ирина Александровна. - Но после нового года на портале появилось сообщение: "Уважаемые родители! В связи с кардинальным изменением сотовыми операторами стоимости услуг по рассылке SMS в пять раз нами были пересмотрены состав и стоимость услуг. 1 января 2014 года у всех пользователей были отключены все платные сервисы, а денежные средства за не оказанные услуги возвращены на лицевые счета. Предлагаем вам ознакомиться с составом нового набора услуг и настроить систему в соответствии со своими потребностями". Сказать, что я была возмущена, - ничего не сказать. Когда я покупаю абонемент в фитнес-зал на год, я плачу определенную стоимость и потом ничего не доплачиваю, даже если цена разовых посещений увеличится в 100 раз. Так почему интернет-портал позволяет себе поднимать цены на уже заранее оплаченные услуги? Ведь всем же понятно, что в середине года школа не станет менять себе электронный журнал из-за выросших цен.

Само собой, отказ выполнять заранее оплаченную услугу за оговоренную ранее сумму - мера, достойная искового заявления от пострадавшего потребителя. Но, может быть, действительно во всем виноваты обнаглевшие операторы?

Вопросы о повышении цен на SMS, MMS и телефонные звонки были заданы операторам большой тройки: "МТС", "Билайн" и "Мегафону". Все три оператора дали "МП" письменные ответы, из которых следовало, что цены они никак не повышали. Даже больше, "МТС" отчиталась, что создает дополнительные возможности для более дешевой связи, а в "Мегафон" посоветовали всем пользователям, у которых есть вопросы по списыванию денег, запросить детализацию счетов. Компания "ЭлЖур" на это лишь заявила, что тарифы им все равно подняли, и информацию "тройка" нашей газете дала неверную. Спустя некоторое время нам все же удалось пообщаться с руководителем проекта, который объяснил изменение цен так:

- Дело в том, что не так давно "большая тройка" заблокировала отправление сообщений в свои сети от так называемых буквенных отправителей по непрямым каналам, разрешив отправку только при прямом подключении к своему оборудованию, - объяснил ситуацию "МП" Денис Кузнецов, генеральный директор ООО "Веб-Мост" - компании-разработчика "Электронного журнала ЭлЖур". - Попробую объяснить. Большинство компаний, как и наша, работает с так называемыми агрегаторами, которые аккумулируют у себя sms-трафик. И если раньше у них была возможность выбирать, каким образом рассылать sms (и тем самым оптимизировать свои расходы), то теперь агрегаторы были поставлены в жесткие финансовые и технологические условия, которые сейчас "большая тройка" условно-монопольно им диктует. Как было заявлено, эти меры были введены в целях борьбы со спамом, при этом на практике компании, чья деятельность связана с информированием клиентов посредством sms, испытали на себе значительное увеличение цен, что, несомненно, сказалось на конечных потребителях.

В завершение отметим, что мы обратились в Федеральную антимонопольную службу России, в отдел торговли и социальной политики. Интересовало, куда же все-таки жаловаться на несправедливо возросшие цены и контролирует ли как-то ценообразование на товары и услуги не первой необходимости государство. Увы, но обрадовать нас чиновники не смогли. Как следует из присланного в "МП" официального разъяснения, "ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на соответствующем рынке". А когда их несколько и все дружно поднимают цены, - это, видимо, совпадение. В сфере "развлекательных и спортивно-зрелищных учреждений" у нас и вовсе высокая конкурентность, а потому согласно закону о торговле принадлежащие к сфере субъекты сами могут определять цены на свои услуги. А значит, все, что остается россиянам, - это искать, где подешевле, ибо в борьбе за адекватные цены государство не в состоянии нам помочь.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта