Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Зарплата больше - кредитов меньше

Ирена ТАТОНОВА

Необычные кредиты решили предложить россиянам отечественные микрофинансовые организации. Дескать, кому необходимо сейчас купить билет на поезд или самолет, а свободных денег в данный момент нет, тому дадим кредит. Удобно. Однако новая услуга предлагается на фоне тревожных сообщений о растущих в стране невозвратах банковских кредитов.

Вообще кредит - вещь очень затягивающая. Натуральный соблазн. Получил в банке нужную сумму и вмиг решил возникший вопрос. Но эйфория проходит, наступают скучные будни с ежемесячной обязанностью гасить положенную сумму. Банки не ждут просрочки: напротив, загодя кинут тебе на электронную почту или телефон напоминание - "Должо-о-ок!". И ты бежишь, как подорванный, вносить нужную сумму, иначе последуют санкции, которые резко ударят по карману. Или не бежишь, но тогда превращаешься в злостного неплательщика со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Конечно, микрокредиты - это немного другая история. Но, на мой обывательский взгляд, не менее морочная. У меня ведь тоже, как теперь у каждого российского гражданина, есть опыт жизни под кредитным ярмом. Удовольствие, конечно, сомнительное. Хотя честно признаю: бывают такие моменты, когда у человека со скромными доходами возникают проблемы, решить которые можно только посредством взятой в долг весомой суммы. Например, незапланированная поездка вполне может стать такой проблемой, которую поможет решить микрокредит на билет.

Возможность помочь россиянам купить билет в нужную сторону в нужное время стала реальной с появлением такой услуги, как электронные авиа- и железнодорожные билеты. Сумма выданного займа может составлять даже более половины стоимости проездного документа, но не менее 10 тысяч рублей. Платить придется 1 - 2 процента в день. При том, что срок, на который выдаются деньги, составит неделю - две. То есть это некий микрозаем до зарплаты. Координировать работу микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов взялась такая структура, как Центр универсальных клиентских технологий.

- С моей точки зрения ничего страшного в этой новации нет, - прокомментировал ситуацию корреспонденту "МП" начальник аналитического департамента Ассоциации российских банков

Сергей Григорян. - К какому-либо коллапсу, думаю, это не приведет: немногие люди купят билет в один конец и улетят навсегда. Предлагать некие новые услуги - право микрокредитных организаций. Это всего лишь дополнительная опция. Банки такие не предлагают, потому что это для них непрофильные услуги. Банкам проще оформить клиенту кредитную карту.

- При наличии возможности открыть кредитную карту в банке, насколько популярной окажется услуга по микрокредитованию покупки проездных документов? - спрашиваю нашего эксперта.

- Вполне возможно, что найдутся люди, которым не нужен кредит на постоянной основе. Они воспользуются возможностью взять взаймы на билет разово.

Есть мнение, что такое кредитование станет выходом для жителей маленьких населенных пунктов, в которых нет авиа- и железнодорожных касс. Дескать, такие поедут в райцентр за билетом с оказией, а свободных денег в этот момент не окажется. Вот и возьмут кредит на билет - до зарплаты. Однако не окажется ли так, что зарплату будущему путешественнику задержат? Что тогда? То ли кредит возвращать, то ли билет. А если уже съездил, а денег теперь нет, и не светит в ближайший месяц? Зарплату в регионах задерживают. Роструд по результатам октября текущего года отметил этот факт в числе трех основных нарушений трудового законодательства. Не надо забывать и то, что сегодня в России много невозвратов по кредитам. Где гарантия, что и с микрокредитами не случится такой же казус? А как только гражданин перестает возвращать взятое в долг, да еще с большими процентами, он вообще погрязает в долгах.

- Не рекомендую пользоваться услугами таких организаций, потому что они не подчиняются банковскому законодательству, - высказывает "МП" свою точку зрения юрист Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Мария Свиридова. - Как защитники прав потребителей, мы неоднократно выступали против такой практики, как микрокредитование. Мы это уже проходили вместе с "Почтой России". Давать в кредит должны только банки. А существующая ныне система микрокредитования, на мой взгляд, скорее напоминает ростовщичество. Нередко в микрофинансовых организациях работают непрофессионалы, которые не могут разъяснить всех условий займа. Как правило, такие кредиты оформляются впопыхах, так что клиент не успевает внимательно ознакомиться с условиями кредитования. Также хочется сказать про размер процентной ставки: два процента в день - это 720(!) процентов годовых. Тогда как при оформлении банковской карты, как правило, оговаривается некий срок, в течение которого можно не платить проценты за пользование кредиткой. И работа банков все же определенным образом регламентируется. Вообще, на мой взгляд, для среднего россиянина критичной может оказаться сумма в сто тысяч рублей, но 20 тысяч на билет всегда можно насобирать у родственников и друзей, даже если вы собираетесь в дорогу в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

Действительно, трудно представить, что отправляющийся в отпуск россиянин вдруг не запасся деньгами на проездные билеты. Командировочные тоже не станут брать кредит на покупку билетов. Значит, остаются те, у кого при весьма скромных доходах случился форс-мажор. Но неужели никто из ближнего круга не ссудит такому бедолаге денег на поездку? Среди людей же он живет, а не в диком лесу.

Что же касается кредитов, то здесь у автора этих строк жесткое мнение - таковые можно брать только для решения неких суперсложных задач, хорошо взвесив свои финансовые возможности. Например, для приобретения жилья, получения высокотехнологичной медицинской помощи. Ну, многие сейчас автомобили в кредит покупают. Взять кредиты на такие нужды могут позволить себе достаточно обеспеченные люди - деньги-то надо отдавать, да с процентами.

Решившиеся на крупный банковский кредит действительно чаще являются достаточно платежеспособными. А зарабатывать на тех, кому не хватает на билет, - это, на мой взгляд, как-то странновато. Тут бедный заплатит дважды. Может, все же стоит задуматься над повышением заработных плат? Доход будет больше, а необдуманно взятых кабальных кредитов - меньше.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта