Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

В зоне доступа

Как корреспондент "МП" оператора связи c cохранением номера менял

Никита С. МИТРОХИН

1 декабря свершилось долгожданное: стало возможным сменить надоевшего оператора сотовой связи на любого другого, сохраняя прежний номер. Однако сделать это пока что не так просто, как обещали.

Нужно отметить, что возможность переноса телефонных номеров от оператора к оператору - это не наше ноу-хау, а процедура, доступная во всех развитых странах мира. Даже есть аббревиатура MNP, которая расшифровывается как Mobile Number Portability - переносимость мобильных номеров. Возможно это стало с конца 1990-х, а у нас - лишь с этой недели. И то, как уже признали в Минсвязи, только на бумаге: мол, операторам не хватает времени перенастроить оборудование. Но напомним, что начал активно обсуждаться новый закон еще 14 декабря 2012 года (когда он был принят в третьем чтении). Так что есть у вашего покорного слуги подозрения, что не времени не хватило мобильным корпорациям, а желания.

- Нам уже поступали жалобы на сотовых операторов, которые не могут перевести человека с номера на номер, - рассказал "МП" глава Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков. - Но знаете, закон есть закон и проблемы поставщика услуг не должны волновать клиента. Да, сейчас сами операторы установили себе регламент, что переводить номер с симки на симку они могут чуть ли не 180 дней. Но ничто не мешает гражданам обращаться в Роспотребнадзор и Общество защиты прав потребителей, а после этого выдвигать иск против телефонных операторов.

Примечательно, что Михаил Аншаков в беседе с "МП" отметил запоздалость принятия закона, который давно действует во многих странах. Правозащитник предположил и возможность развития конкуренции на рынке сотовой связи. Однако ожидать очень выгодных тарифов не стоит: в центральные регионы как не пускали, так и не пускают каких-либо других операторов, кроме представителей "большой тройки" - МТС, Билайна и Мегафона. А три оператора вполне могут между собой договориться о стоимости тарифов, тем самым уничтожив всяческое желание людей менять обслуживающую компанию в связи с отсутствием перспективы сэкономить деньги.

На момент подготовки материала в номер, то есть на второй день с момента вступления закона в силу, пожелали избавиться от своего мобильного оператора 1114 человек. Видимо, недовольных тарифами довольно много. Однако полной уверенности, что у соседних операторов найдутся выгодные предложения, не было. Достаточно было зайти на сайты "большой тройки", чтобы понять, что в лучшем случае я произведу обмен шила на мыло. Скажем, звонков у меня за месяц набирается, если верить данным в телефоне, более чем на 110 часов, из них более 67 часов - на исходящие звонки, а все остальное - входящие. SMS-сообщений тоже шлют много, а потому, как ни крути, а выкладывать порядка 1500 руб-лей в месяц придется. Но ладно, предположим, сделаю я ставку на дармовой интернет и захочу из-за этого перейти с тем же номером от "Мегафона" к кому-нибудь еще. Легко ли это?

Еще до вступления в силу нового закона операторы путались в показаниях, причем назывались даже разные даты, когда они смогут перевести человека с номера на номер. Так, блогеры отчитывались, что "Мегафон" готов был начать исполнять заявки на перенос с 9 января 2014 года (может варьироваться от региона), а МТС и "Билайн - после 15 января. Причем разные операторы даже грозили пользователям неполадками с обслуживанием: одни обещали, что перестанет работать роуминг, другие - что будет лимитировано время звонков в день, а третьи сообщали, что могут начаться проблемы с интернетом. В общем, я решил попробовать перейти от одного оператора к другому и понять, что мне пообещают обслуживающие компании.

Захожу в салон связи МТС и сразу приступаю к делу:

- Здравствуйте, а можно перей-ти на МТС, сохраняя номер?

Парень бросает на меня безучастный взгляд и без всякого интереса объясняет, что сделать это можно. Заплатить придется 150 рублей: 100 - цена временной сим-карты, а 50 - просто на счет.

- А для чего нужна временная сим-карта? - интересуюсь.

- Ну, мы же не сразу переведем вам номер. Изначально у вас будет новый телефон с тем тарифным планом, который вы выберете, а потом на ней появится ваш старый номер.

- И сколько понадобится времени, чтобы перейти от одного оператора к другому?

- Ну, максимально мы вас можем переводить в течение полугода, - кисло улыбнулся парень. - Но этот регламент придуман, просто чтобы обслужить всех клиентов при максимальной нагрузке. Так что в ближайшее время переведем.

Примечательно, что согласно закону, благодаря которому можно сменить сотовую компанию, мобильный оператор, к которому переходит абонент, имеет право заключить с ним договор в течение 135 дней со дня подачи заявления о переносе телефонного номера. Тем не менее в "Мегафоне" и "Билайне" мне тоже ответили, что переводить меня на новые рельсы могут до 180 дней. Правда, пообещали, что сделают это на самом деле как можно скорее. Остается только заметить, что быстрый перевод человека от одной обслуживающей компании к другой в интересах самих продавцов мобильной связи. И причина проста: уже в следующем году затягивание с таким переводом будет караться рублем. Так, если человек вовремя не получит нужного оператора, то обслуживать его старый будет бесплатно.

Никто из операторов не смог мне разъяснить и другой важный момент. Согласно новому положению дел, менять обслуживающую сеть можно будет не чаще, чем раз в полгода. Однако неясно, с какого момента начнут считать срок: с того, когда человек подал заявку на смену оператора, или с того, когда фактически начнет жить под "другим крылом".

- Сейчас для операторов сотовой связи, или, как их называют сокращенно в профессиональном сообществе, "опсосов", заканчивается время игр с тарифами и начинается время борьбы за клиентов, - высказал свое мнение "МП" независимый эксперт в области телекоммуникационных сетей, известный айтишник Владимир Корвацкий. - Но я хочу заметить, что сейчас на российском рынке в массе своей можно говорить лишь о "большой четверке": МТС, "Билайн", "Мегафон", к которым примкнул новый игрок - Tele2 (от него-то и стоит сейчас ждать демпинга цен и прогибания под клиентов). А с учетом "Ростелекома" - то и о большой пятерке. Но все равно это очень малое число операторов, а значит, какой-то ожесточенной конкуренции не будет. Впрочем, при наличии государственной воли даже при работе одной лишь "большой четверки" можно было бы сделать связь доступней в вопросе цены. Так, в Москве минута разговора дотягивает и до двух рублей, а в той же Астрахани счет идет на копейки. Лично мне, айтишнику, непонятно, почему так происходит: у нас в стране единая валюта и стоимость оборудования в разных регионах не сильно отличается. Почему же у нас так разнятся цены на связь? К тому же, я думаю, Министерству связи и массовых коммуникаций РФ все граждане были бы очень благодарны за законы, согласно которым "опсосы" не только бесплатно обслуживали бы клиентов, которым затянули переход к другой компании, но и были бы обязаны расплачиваться за некачественную связь. Например, люди вправе претендовать на компенсацию за не вовремя присланные SMS-сообщения о списании денег с карточки, ведь мы все платим за мобильный банкинг, а операторы в результате затягивают с отправкой сообщений, да еще потом и на банки кивают, мол, те виноваты. Я считаю, что нужно запретить операторам продавать сим-карты, которые были недавно списаны с предыдущего владельца, или обязать их вручную производить "очистку". А то мне последнее время часто жалуются знакомые, что им названивают кредиторы бывших хозяев симок, или приходят сообщения о разных услугах, потому что номер еще не успели исключить из баз данных ввиду его недавней активности. Ответственность за весь этот бардак должна лежать на операторах, они же получают деньги за обслуживание наших номеров - так пусть обслуживают!

В заключение замечу, что перед тем как звонить в call-центры операторов сотой связи, я попытался найти всю необходимую информацию на сайтах "опсосов". Увы, там не было информации даже о возможности смены "крыши". Лишь вбив нужный запрос в поисковике (не самого сайта, а просто в поисковике интернета), я нашел нужные данные. Где было можно, я отправил электронный запрос на нового оператора. После чего высветился текст, сообщающий, что со мной свяжутся менеджеры. Увы, этого так и не произошло. Видимо, все-таки не очень настроены крупные операторы переманивать клиентов у коллег-друзей. А значит, пока на рынке сотовых услуг не появятся еще два-три оператора связи, далеко от "мобильного рабства" мы не уйдем.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта