Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Кто ответит за бреющий полет над ушами москвичей?

Павел КУЗЬМИЧЕВ

Страна до сих пор отходит от страшных известий из Казанского аэропорта. Остается только надеяться, что в ближайшем будущем подобного рода происшествий мы не увидим. Уж слишком часто авиация стала давать сбои. Рухнувший вертолет в Жулебине и чуть не столкнувшиеся в 600 метрах над Кутузовским проспектом "Боинги" тому подтверждение...

Сложно даже представить себе масштаб разрушений и количество жертв, если бы два самолета столкнулись над жилыми домами в районе Можайского шоссе или Кутузовского проспекта, да еще на такой низкой высоте. К счастью, обошлось - диспетчер успел развести железных птиц по разные стороны, сумев очень быстро сориентироваться. Хотя при этом ему пришлось нарушить установленные правила, ведь сейчас над Москвой гражданским судам можно летать на высоте не ниже 8000 километров. Все, что летает ниже, должно быть согласовано с Генштабом и ФСБ. Вообще сам факт данного разрешения вызывает ряд вопросов, в первую очередь связанных с безопасностью тех, кто рожден "ползать". Прибавим сюда еще и вредные отходы от переработанного керосина, в составе которых есть оксиды азота и двуокись углерода, способные поглощать инфракрасное излучение, а после возвращать его в окружающую среду. Но до экологии ли, когда речь идет об увеличении пропускной способности за счет полетов непосредственно над Москвой! Сколько топлива могут сэкономить авиакомпании, заработав на этом дополнительные деньги. А между тем случаи, когда самолеты сильно снижаются над жилой зоной, уже давно не редкость в Москве.

Чтобы удостовериться в этом, стоит всего лишь приехать в столичные районы, находящиеся вблизи аэропортов. Хотя понятие близости в данном случае весьма абстрактное, так как Солнцево, Одинцово, Переделкино, Бутово и тем более Тропарево-Никулино с Коньковом находятся вроде бы на почтительном расстоянии от аэропорта "Внуково". И тем не менее заходящие на посадку самолеты в немалой степени досаждают жителям этих районов.

Речь в первую очередь идет о шумовом пороге, который авиация периодически превышает, нарушая тем самым технические требования, которые прописаны в ГОСТе 22283-88. Так, например, один из жителей Одинцовского района пожаловался в "МП", что на протяжении последнего месяца он по ночам очень часто слышит шум самолета. Причем не какого-нибудь "Боинга" или "Аэробуса", а старого винтового кукурузника, который барражирует над его домом исключительно в ночное время.

Как объяснили "МП" в пресс-службе аэропорта "Внуково", шум нашему читателю не почудился: самолет-лаборатория АН-26 действительно летает, помогая проверить и наладить техническую аппаратуру, датчики, вышки, навигационную систему и т. д. Дабы предотвратить такие случаи, как 7 ноября над Кутузовским. При этом самолет-настройщик может заниматься столь важным делом только в ночное время, так как днем он будет мешать пассажирским самолетам.

В упомянутом выше ГОСТе для "Аннушки" есть отдельные требования, согласно которым, при пролете над жилой застройкой в радиусе 3 - 4 километров шум не должен превышать 75 децибел. Однако измерить точный уровень шума можно лишь с помощью специальных приборов и при определенных условиях, да и не каждому это по карману.

- У нас в стране действуют санитарные нормы 1996 года, по которым в дневное время норма шума должна составлять не больше 70 децибел, а ночью - не больше 60, - рассказал "МП" эксперт Центра судебной экспертизы Валерий Павлов. - Однако для авиационного шума используется нормы, прописанные в ГОСТе 22283-88. При этом есть распоряжение Онищенко, где сказано, что нормирование проводится не по санитарным нормам, а именно по этому ГОСТу, а там показания выше на 10 децибел.

То есть санитарные нормы были по сути отменены. Для того чтобы провести исследование уровня шума, необходимы шумомеры. Вообще стоимость подобного исследования зависит от множества факторов, но процедура не из дешевых. Учитывается время суток, участок исследуемой площади и так далее. Например, если человек в квартире на верхнем этаже многоэтажного дома заказывает подобную экспертизу, то стоить ему это будет порядка 25 тысяч рублей. Если ниже - то дороже. После чего выдается заключение, в котором говорится, соответствует ли нормам шум в квартире, или есть превышение. Если превышает, то с этими документами вы можете обратиться в суд. Это будет вашим прямым доказательством, и на основании его суд уже может вынести свое решение, или назначить еще одну экспертизу.

В список тех, кто сталкивается с подобной проблемой, входят не только старожилы вышеназванных районов, но и потенциальные обладатели недвижимости в жилом комплексе "Татьянин парк", который еще только строится. Агенты по недвижимости как-то совсем неохотно раскрывают им о минусах этой сделки. С их позицией все предельно ясно - главное финансовая выгода, а после нас хоть потоп. Однако самые бдительные покупатели, приезжая на осмотр жилья, все же замечают, как давит самолетный гул на барабанные перепонки. Да и не заметить этого просто невозможно, так как по данному воздушному коридору за час пролетает до 15 самолетов. При этом, согласно данным сайта http://aysan.ru/plane/, который отслеживает информацию о летающих самолетах в режиме реального времени, их высота на данном участке всего 3000 фунтов, то есть примерно 900 метров над землей. После лайнеры продолжают снижение, делая петлю над лесным массивом, и заходят на посадку аккурат между Одинцовским районом и Переделкином. Соответственно, "шумную радость" от вновь приземляющегося "Боинга" разделяют и те и другие примерно поровну.

Больше всего в этой местности негодуют обладатели квартир в недавно построенных жилых комплексах "Переделкино Ближнее" и "Солнцево Парк". У них-то теперь уже пути назад нет, разве что только жилье продавать. По всей видимости, люди еще просто не привыкли к дребезжанию стекол и гулу мощных двигателей. Ведь, как известно, подобная привычка у людей, живущих неподалеку от железной дороги или аэропорта, вырабатывается с годами.

Руководство аэропорта "Внуково" держит железную позицию и отвечает на остоянные претензии примерно следующее: строительство района "Ново-Переделкино" проведено без согласования со старшим авиационным начальником аэропорта. Район расположен на маршрутах взлета и захода на посадку воздушных судов в 4,7 километра от торца взлетно-посадочной полосы №2, и возможности изменения маршрутов нет.

Мы решили связаться с аэропортом и еще раз уточнить все нюансы этой в буквальном смысле громкой проблемы. В пресс службе ответили следующее:

- Действительно, любое строительство в данном месте должно согласовываться с администрацией аэропорта "Внуково", тем более, когда речь идет о жилых комплексах. Но это практически никогда не делается. Соответственно, это уже проблемы самого застройщика. Жалобы на шум, конечно, поступают, но дело в том, что мы не можем как-то повлиять на данную ситуацию, просто потому, что этим занимается совсем другая компания. Чтобы как-то снизить недовольство жителей, мы ввели ограничения на полет слишком шумных самолетов, типа ТУ- 154Б или ИЛ-86. И хотя авиапарк компаний-перевозчиков постепенно обновляется, старые модели по-прежнему используются, но слишком шумные летают днем. На данный момент у нас работает только одна ВПП (взлетно-посадочная полоса) - 01-19. Но уже в ближайшее время планируется открытие второй ВПП - 06-24, на которую самолеты буду заходить со стороны поселка Московский. Глиссады (маршруты взлетов и посадок. - П. К.) разрабатывает, вводит в эксплуатацию и изменяет ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ", обратитесь к ним.

Что мы и сделали, чтобы поинтересоваться, есть ли какие-либо еще альтернативные варианты маршрутов, при которых от шума будет страдать наименьшее количество жителей, или не будут вовсе. Но услышали от начальника пресс-службы ОрВД Николая Ивашова лишь банальное: "Сейчас мы не даем какие-либо комментарии и тем более по данному вопросу".

Что же остается жителям, живущим в постоянном шуме? Жаловаться. Например, в Госавианадзор.

- Мы действительно рассматриваем подобные жалобы, - говорит заместитель начальника отдела надзора ведомства Александр Смяткин, - но для того, чтобы как-то наказать провинившихся, необходимо фото- или видеоподтверждение нарушения. После этого уже принимается решение в отношении физического или юридического лица. При этом мы руководствуемся действующими положениями Кодекса об административных правонарушениях.

С открытием второй взлетно-посадочной полосы количество самолетов прилетающих и улетающих возрастет в разы. А берушами придется запасаться уже и жителям поселка "Московский", но вот спасут ли они?

Своим мнением с "МП" поделился научный руководитель санатория "Барвиха", заведующий лабораторией сна, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук Роман Бузунов:

- Любые внешние раздражители, которые превышают предельный порог, вызывают ухудшение качества сна. Здесь многое зависит от индивидуальной переносимости. Дело в том, что у кого-то нервная система более мощная, а у кого-то менее. Сон - это активный процесс жизнедеятельности человека, во время которого продуцируются тестостерон и другие гормоны, например, гормон роста у детей. Есть такое понятие - циркадный ритм, или, проще говоря, суточный. Когда днем идут одни процессы, а ночью другие. При этом и те, и другие крайне важны для жизнедеятельности. И если где-то что-то нарушается, то так или иначе нарушается весь цикл процессов. Какие-то органы начинают фальшивить, что-то недовырабатывать, отсюда масса психосоматических проблем, таких, как повышение артериального давления, проблемы с желудочно-кишечным трактом, со щитовидной железой, обостряется астма. То есть, все те болезни, которые напрямую связаны с нервной системой. Да и в целом организм полностью расшатывается. Человек становится более подверженным стрессу, а сам стресс, в свою очередь, вызывает обострение сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. То есть, рушится все по цепочке. Поэтому людям, вынужденно живущим вблизи аэропортов, могу только посоветовать улучшить звукоизоляцию в квартире. Поставить хорошие трехуровневые стеклопакеты, в некоторых случаях, если очень шумно, можно сделать и внутреннюю звукоизоляцию комнаты. Если вы собираетесь жить в такой квартире долгое время, есть смысл задуматься над этим.

Между тем решение проблемы можно найти. Если учесть, что в ближайшее время действительно начнет функционировать дополнительная взлетная полоса, то очевидно, что вариантов для маршрутов станет больше, а следовательно, ситуацию с полетами над жилой зоной можно будет исправить. Но пойдут ли на это авиакомпании, для которых литр керосина порой важнее человеческой жизни?

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта