Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Почти прокатило

О категориях прав, иностранцах за рулем и других автомобильных инициативах

Никита С. МИТРОХИН

Не успел ноябрь начаться, а уже отметился сразу несколькими новостями с большой дороги: для езды на мопеде теперь нужно сдавать экзамен; мигранты, как и прежде, будут кататься на самосвалах без тормозов легально; а простого автомобилиста смогут лишить водительского удостоверения без суда и следствия. Мы решили разобраться в причинных и возможных последствиях новаций.

Что касается водительских удостоверений, то они коснулись не только любителей покататься на мопеде. Теперь в новых правах будет ставиться отметка "АТ" - тем, кто учился и сдавал экзамен по вождению на машинах с автоматической коробкой передач. Примечательно, что для тех, у кого права уже есть сейчас, ситуация никак не осложнится: при замене удостоверений просто будут открываться обе категории. Отметим, что езда без нужной категории по новым правилам приравнивается к езде без прав вовсе, а это уже штраф и прочие санкции.

Примечательно, что, помимо мотоциклетных подкатегорий "А1" (управление мотоциклом до 125 кубических сантиметров) и "М" (до 49 кубических сантиметров), появились также такие пункты, как "В1" (право на управление квадроциклами и трициклами), "С1" (автомобили массой более 3,5 тонны с прицепом), "D1" (автомобили для перевозки более 8, но не более 16 человек). Также прибавились и вариации для машин с прицепами "С1Е" и "D1Е".

- Создав новые категории и подкатегории в водительском удостоверении, наши чиновники пошли по чисто европейскому пути, где подобные разграничения уже существуют, - объяснил "МП" инструктор автовождения Александр Зайцев. - Но есть одна проблема: ни в одной авто-школе на сегодняшний момент вы не найдете учебные материалы и программы курса обучения по езде на мопеде или на мотоцикле, чей объем двигателя не превышает 125 "кубиков". Также в автошколах до сих пор нет программ по обучению водителей езде на "автомате". Выходит, все эти меры не совсем эффективны, так как на бумаге теперь у нас появились разграничения, а на деле ни одно обучающее заведение не сможет предоставить как минимум первые два месяца никаких учебных материалов.

Но раз программ по обучению пока не разработано, получится так, что инструкторы будут давать ученикам те знания, про которые не забудут сказать, считает Зайцев. А учитывая общий низкий уровень образования в большинстве автошкол, ждать, что водители "автоматов" не будут общей опасностью на дорогах, не стоит.

- Да и в целом мне не нравится идея отменять обязательную "механику", - заметил Александр Станиславович. - Все-таки, если человек не может справиться с "механикой", за руль ему вообще садиться не стоит. Но при этом меня очень радует, что наконец-то любителей погонять на мопеде поубавится. Сейчас на этих двухколесных пластиковых конях с моторчиком от бензопилы ездят в основном полные профаны, не знающие правил дорожного движения и не умеющие двигаться в общем потоке.

Однако на фоне всех этих разумных разграничений разворачивается и другая история. Запрет на иностранные водительские права отложили до мая. Напомним, что еще недавно чиновники в один голос заявили, что теперь водители, не имеющие водительских прав, выданных в России, не будут иметь возможности колесить по стране. Такое решение было принято практически одновременно с аварией в Подольске, где иностранный водитель грузовика врезался в автобус, отчего погибло множество людей. Сами чиновники уверяют, что решение ограничить иностранцев было принято еще до аварии, но актуальной тема прав и мигрантов стала именно после нее.

Как в дальнейшем выяснилось, многие автокомпании за свой счет отправили обучаться мигрантов в российские автошколы, дабы те потом сдали экзамены на знание российских ПДД. Так, в Екатеринбурге муниципальный автоперевозчик ЕМУП "МОАП" отправил на курсы автовождения 100 человек, за что выложил три миллиона рублей (обучение каждого водителя обходится в 30 тысяч). Якобы это было нужно, чтобы весь город не встал без общественного транспорта. К счастью, в Москве власти не стали тратить деньги налогоплательщиков на переобучение мигрантов.

- Водителям-иностранцам дали отсрочку до мая, - поделились с "МП" в пресс-службе "Автолайна". - Что касается нашего предприятия, то у нас все водители, которые были настроены работать дальше, уже получили необходимые документы. Так что дефицита кадров точно бы не случилось.

Спустя указанные полгода отсрочки на территории России работать в качестве водителей будут разрешать только людям с российскими удостоверениями, а владельцев иностранных или международных за руль не пустят. В противном случае работодателя ждет штраф 50 тысяч рублей за каждого шофера-нелегала.

- Вообще с иностранными правами у нас ситуация странная, - заметил в беседе с "МП" независимый автоэксперт Сергей Асланян. - С одной стороны, мы подписали мировую конвенцию, согласно которой, у нас в стране люди имеют право ездить по международным водительским удостоверениям. С другой стороны, сейчас мы заявляем, что все иностранцы должны пройти образование в наших автошколах. Согласитесь, в глазах всего мира мы выглядим как минимум странно после таких действий. Но это еще не все. Важен сам процесс сдачи на права. Насколько я знаю, необходимо пройти только теоретическую часть экзамена, но не практическую. Делается это, потому что водить все мигранты умеют, а вот с русским у них плохо. В теории все вроде бы правильно. Вот только на практике, думаю, перегруженные грузовики с щебнем у нас как летали, так и будут летать. Потому что выучить язык гораздо сложнее, чем купить права. 45 тысяч рублей - и ты на трассе.

Другая инициатива чиновников и вовсе вызывает недоумение. Правда, рассматривать идею в качестве законопроекта только еще собираются. Мин-здрав внес на рассмотрение депутатов закон, обязывающий автолюбителей постоянно иметь при себе медицинскую справку о состоянии здоровья и передавать ее для проверки сотрудникам ДПС. Если инспектор увидит, что срок действия справки истек, водителю придется пройти медосмотр в принудительном порядке. Медики ссылаются на отсутствие контроля за здоровьем автомобилистов. Сейчас большинство из них оформляют медсправку раз в 10 лет - для того, чтобы предъявить ее в ГИБДД при замене прав. Однако вся беда кроется не в обязаловке регулярно проверяться у врачей (что, наверное, и неплохо), а в том, что у медиков появится реальная возможность лишать автомобилистов водительских удостоверений без суда и следствия. Достаточно будет сделать пометку о какой-либо серьезной болячке.

На первый взгляд все это выглядит справедливо: все-таки не должны у нас эпилептики или слепцы за рулем сидеть. Но вашему покорному слуге в голову приходит недавний пример. Мой знакомый, молодой парень, получал права и для этого должен был пройти медкомиссию в районной поликлинике. Благодаря тысяче рублей он не заглянул ни к одному врачу, зато в справке у него (при зрении минус 5,5) стояло, что водить он может без очков. Так что велик риск создания не серьезной системы проверки водителей, а появления нового нелегального источника доходов у врачей. Что любопытно: добиваются создания этого источника ни какие-то частные врачи, а чиновники из Минздрава. Кстати, "докладывать, куда следует" о "неправильных" водителях тоже должны будут медики.

- Насколько мне известно, медицинские учреждения лишь выдают человеку документы на получение инвалидности, но сами не в праве давать ему статус инвалида. Так почему своих удостоверений водители должны лишаться в больницах? - высказал свое мнение по поводу идеи Минздрава глава юридической компании "Помощник" Никита Самарин. - Насколько мне известно, лишать прав водителей будут все же благодаря обращению в суд, но я считаю, что это слишком сложная и не нужная процедура. В настоящее время все водители меняют удостоверения, приходя в отделение ГИБДД со справкой об обследовании в поликлинике. Если в справке указано, что человек здоров, то права выдают. Если же человек не в состоянии управлять транспортом, то ГИБДД ему не выдаст новые права. Мне кажется, система идеальна и работает. Единственное, что нужно ввести, это серьезные штрафы и даже уголовную ответственность за выдачу справок, не отображающих реальное состояние здоровья автолюбителя.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта