Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Клипмейкер Ирина Миронова

Евгений ДОДОЛЕВ

Во всем нестандартная. Таким бы эпитетом я охарактеризовал свою собеседницу. А сама ИРИНА МИРОНОВА называет себя клипмейкером. Лучшим из всех. Отечественных. Наша беседа в проекте "Правда-24" (канал "Москва-24"). I. "Дикое танго" для Лаймы - Ира, объясните мне, что такое клипмейкер.

- Клипмейкер - это режиссер. Но необычный режиссер, а человек, который делает музыкальные произведения, визуализирует музыку собственно. Все, что связано с визуализацией в музыке. Маленькие клипы, большие музыкальные фильмы. Рекламу я не снимаю, кино я не снимаю. - Принципиально? - Принципиально, да. Я режиссер-клипмейкер, я этого не стесняюсь. Хотя многие мои коллеги, которые, были когда-то клипмейкерами - Федя Бондарчук, Тигран Кеосаян - как-то так стесняются сейчас. И очень стремились называться режиссерами, без этой дополнительной обязательной для меня приставки - клипмейкер. Я о себе говорю: я - режиссер-клипмейкер. Очень этим горжусь, безумно люблю снимать музыкальные клипы, чем занимаюсь уже очень давно. - Смотрите, вы привели несколько примеров, когда из клипмейкеров вырастали режиссёры. И в общем, как я считаю, очень-очень неплохие. А ведь и обратное тоже есть, ведь очень многие видные режиссеры снимали клипы. Антониони, например.

- На самом деле я к этому отношусь очень просто. Нет никакой связи между режиссерами и клипмейкерами, между кино и мюзик-видео. По большому счету кроме оборудования киносъемочного, больше ничего не связывает этих людей. И если человек является одновременно и режиссером, и клипмейкером, это просто случайность и совпадение. И не факт, что, если ты хорошо снимаешь клипы, то снимешь хорошее кино. И наоборот. Но кто-то делает и то, и другое. Всякие люди бывают. Но это никак не связанные вещи. - А в чем эти нюансы, надо музыку понимать и очень хорошо ее чувствовать? В чем эта принципиальная разница? - Да, разница примерно как между поэтом и прозаиком. Ты чувствуешь слова и скажешь их вот так вот или как-то по-другому. То есть не факт, что хороший прозаик будет хорошим поэтом, а поэт хорошим прозаиком. Я, все-таки скорее, наверное, такой поэт. Мне делать работу надо быстро, четко, очень выразительно. И какими-то совершенно своими методами. Это, собственно то, что мы делаем с музыкой. - Отечественная школа отличается от западной (я не знаю, есть ли восточная школа клипмейкерства)? - Клипмейкерства? Нет, здесь разница невелика. И все это очень похоже. Но российские режиссёры обделены бюджетами. Потому что у нас нет таких размеров шоу-бизнеса, как на Западе, чтобы иметь такие же бюджеты. Хотя я очень люблю большие бюджеты. С этим что-то можно сделать. Я, собственно, занимаюсь большими бюджетами. Клипмейкеров сейчас очень много стало. Все накупили себе эти фотоаппараты, которые снимают. - "Марки"? - "Марки", да. И кажется им: да, у меня есть фотоаппарат. Сейчас я все сниму. И снимают друг друга, все снимают.

- Нет, но "Марки" лишь картинку дают. - Да, это все домашние радости. Они все существуют в огромном количестве. И слава богу. Прекрасно. Я этим не люблю заниматься. Я тоже снимаю на "Марке", но редко. Я предпочитаю серьезное оборудование. Первые 10 лет (с 2000 года) я снимала только на пленку 35 миллиметров с хорошим оборудованием. Я люблю маслом рисовать. Чтобы табун лошадей. Куча машин. Чтобы какие-то аварии, взрывы, хорошая хореография. Ну, в общем что-то, из чего можно сделать, что-то выдающееся. Или хотя бы оригинальное. - А есть у вас какие-то заказчики или, как это называется, клиенты, с которыми вы работаете постоянно? Орбакайте, насколько я понимаю. Мама ее.

- Я практически все снимаю для Кристины. С Аллочкой мы тоже давно вместе работаем. Но я снимаю для всех. Ко мне обращаются и дебютанты. Кто только что записал песню, музыку. Обращаются за помощью - создать образ, сделать этот клип первый... Потом второй может быть, третий и так далее. - В настоящее время вы снимаете что-нибудь?

- Конечно. Я - действующий режиссер-клипмейкер. Я не на пенсии. Я снимаю постоянно. - С кем вы сейчас работаете? - Самое свежее - мы для Лаймы Вайкуле только что сняли клип под Мадридом в красивом замке. Большая работа была, очень интересная. Фламенко испанское. Настоящие испанские танцоры потрясающие. Великолепный замок. - А кто локацию выбирает? - Ну, я, конечно. - То есть это вы решили, что действие должно происходить в Испании? Это как-то связано с продуктом? - Конечно. Песня называется "Дикое танго". И Лайме это идет. Я всегда смотрю, чтобы не мимо человека. Потому что есть песня, есть еще персонаж. Есть еще арт-объект. Исполнитель. - Это первая ваша работа с Вайкуле? - С Вайкуле, да. Мы давно знакомы, но она как-то не очень часто снимает клипы. И мне посчастливилось наконец с ней поработать вместе. - А мне сказали, что вы полный метр собираетесь снимать. - Абсолютно верно. Пришел тот момент, когда я призадумалась. И к своим сорока годам решила, что я... - Но вы же прибавляете себе. Вам нет сорока. Это странно вообще. У женщин обычно история наоборот. А вы как-то так себе раз - и прибавили. - Я не стыжусь своего возраста и не уменьшаю, и не увеличиваю, мне все годится, мне все нормально. Мне все подходит. Я собираюсь, да, снимать сейчас большое кино. И ближайший год, начиная прямо с этого момента, только этим и собираюсь заниматься. - Что это будет, это коммерческая тайна? - Не то что тайна. А все в процессе. Это мой сценарий. Довольно жесткий фильм. Но не без иронии. - По жанру что это будет?

- Трагикомедия. Я без иронии не согласна. Все-все, любые-любые беды, проблемы, художественные вопросы - все через призму иронии. Хочу быть Вуди Алленом. Хочу сама себе писать и сама снимать. - Понятно. То есть это будет саркастическая лента. И про что она? Она про отечественный шоу-бизнес, нет? - Нет, ни в коем случае. Если клипмейкер и работает в шоу-бизнесе... - Нет, если Вуди Аллен. Вуди Аллен же очень любит препарировать богему. - Он очень любит о себе. Любит про сумасшедших кинорежиссеров, про тех, кто не у дел. Но я думаю, что я буду, конечно, опираться на свой собственный опыт. Тем более сценарий мой. Там будет все, что я прожила и пережила и поняла про жизнь. Но прямого отсыла к шоу-бизнесу не предполагается. II. По правилам съемки - Понятно. Вы пишете не только сценарии, но и книги, я знаю.

- Да, я это делаю специально. То есть я тренируюсь писать. Мне нравится это делать. Я для каждого своего клипа сочиняю сценарий, написанный очень подробно и детально. Мне это занятие нравится. Таким образом я тренируюсь, потому что, конечно, понимаю, что большое кино требует сценариев, сделанных не просто хорошо, а отлично. И это нужно уметь делать. Вот я уже пятнадцать лет тренируюсь. - Это же не режиссерские сценарии?

- Нет, это авторские. - И режиссерские тоже?

- Да, и натянуть на экран придется самостоятельно. - А книги - это беллетристика? Или это мемуары? Про что ваши книги, которые вы пишете?

- Это скорее мемуары. Сейчас еще книжки выйдут... - По-моему, я на вашем сайте видел, что уже вышли книги. Нет?

- Одна книжка, первая, действительно вышла. Издательство "Эксмо" ее произвело в 2007 году. Она называется "Жизнь по правилам съемки". В общем, мемуары, но обработанные, с такой художественной выразительностью авторской. Однако этого мне показалось мало. Сейчас выйдут новые книги. Первая, значит, "Жизнь по правилам съемки". Вторая - "Семейная жизнь по правилам съемки". И третья "Личная жизнь по правилам съёмки". Этакий трехтомник, как у Харуки Мураками, моего любимого. Вот они так все три сразу на полку встанут. - А это какая-то серия? Это независимые произведения или они связаны как-то?

- Их можно читать отдельно, все эти три книжки, их можно читать все вместе подряд, одну за другой. Как угодно. Как кому нравится. III. Гвидо Арджентини или Миша Королев? - Я посмотрел на вашем сайте вкладку под названием "Пресса". Там в числе прочего есть съемки для глянца: для "Каравана", "Плейбоя". Вы как модель подчиняетесь тому, что вам говорят делать, или вы свои навыки режиссерские включаете и даете советы?

- Ни в коем случае я не вмешиваюсь. Это, кстати, мне удается. Хотя я стараюсь не вмешиваться, но меня всегда втягивают и спрашивают, а как, а что лучше. Я молчу, как рыба об лед. Говорю: делайте, что хотите. Но результаты бывают не очень приятные. Вот например, что касается "Плейбоя". Решение сняться для обложки "Плейбоя" было не очень простым. - Но тут достаточно целомудренно. - Достаточно целомудренно, но мне не понравилась эта история, потому что все превратилось в какой-то хаос и фарс. Хотя снимал очень крутой фотограф, Гвидо Арджентини. Это человек, который специализируется на эротических фотографиях, я на его альбомах выросла. Они лежат во всех наших книжных магазинах, такие очень красивые альбомы с обнаженными девицами, но сняты бесподобно. Такая живопись итальянская. Он итальянец сам, Гвидо. Мы с ним уже подружились после этой съемки, он живет в Лос-Анжелесе. Меня спрашивали, к какому фотографу обратиться? Я говорю, только не к нашим. А кто у вас есть? Они говорят, может быть Гвидо Арджентини? Я не поверила. Думаю, да нет, не может быть. Я училась цветокоррекции на этих альбомах. Там безумная красота и не пошло. Очень красиво все. И он меня снимал. Мне просто повезло. - А почему такой скепсис по отношению к нашим мастерам? Вы считаете, что, ну не знаю, Михаил Королев какой-нибудь или, кто еще работает с телом - они не умеют раскрывать натуру? - Скепсис у меня действительно присутствует, потому что я считаю, что чем уже специализация, тем лучше мастер. Как я снимаю мюзик-видео, я только этим и занимаюсь. И делаю это специально настойчиво. Тот же Миша Королев - мастер широкого профиля, он снимает все. И это размывает специализацию. А на Западе так не принято. Там есть Гвидо, который снимает только эротическую фотографию. И он это делает абсолютно безупречно. И близко никому не подойти к нему. Вершина такая недосягаемая. Поэтому мне это нравится больше. Такой подход. - А у него были еще российские модели до вашей съемки? - Ой, но вот этого я не знаю. Но то, что он весь мир раздел в хорошем смысле, - это да. У него потрясающие произведения. - А ваше скептическое отношение к российским фотографам распространяется на ваших коллег? Людей, которые делают клипы. Или вы считаете, что у нас есть сильные клипмейкеры. - Есть, конечно. Я, например. - А помимо вас. - Шутки шутками. Но моя позиция такова, что в мире вообще очень много хороших режиссеров, клипмейкеров, фотографов. И нам, честно говоря, до них очень далеко. Нам всем. - Из-за чего? Это школа? - Из-за школы. Очень мало мы этому учимся. Очень мало у нас возможностей пока. Мало опыта. Мало всего. Там это все долго, давно и много. Поэтому. - А вы где учились? - Я училась нигде. Меня во ВГИК не приняли, но у меня хорошее образование, техническое в том числе. Я закончила факультет прикладной космонавтики. - В каком вузе такой факультет? - Университет геодезии, картографии и аэрофотосъемки. Где готовят разведчиков. Так что я с техникой как бы подружилась сразу. И с первого дня я всегда хотела снимать. И как попала на телевидение, тут же вцепилась в камеру, снимала, как оператор, как режиссер и так далее. В общем, я занимаюсь только этим всю жизнь. И еще я это делаю с большой любовью. - А вы свой первый фотоаппарат помните? - Но я не фотограф. - Но вы же снимаете тоже? - У меня видеосъемочное оборудование. Хотя, конечно, дома много всего разного есть. Я даже не припомню. И на мобильные телефоны снимаю тоже, на все, что угодно. - А коллекция фотографий ваша, про которую мне рассказывали, это ваши фотографии или это фотографии о вашей работе? - Есть такая огромнейшая коллекция - фотографии, сделанные очень хорошими фотографами. Я все-таки предпочитаю обращаться к людям, которые это лучшим образом делают. Я приглашаю на свои съемочные площадки фотографов, когда снимаю клипы. Вот уже пятнадцать лет это происходит. И они используют мою съемочную площадку, как свои собственные декорации. И делают очень интересные фотографии. Не документальный доклад о проделанной моей работе, а свои собственные, очень интересные фотоснимки. - Но это репортажная съемка или постановочная?

- Это такие... иногда даже они применяют мой свет, ставят под свой кадр. То есть они делают так, как им нравится, так, как они считают нужным. И это огромная коллекция. Которая, кажется, в большом фотоальбоме подарочном выйдет в свет в этом году. Какие-то работы были представлены на Фотобиеннале Ольги Свибловой. Она их видела. Ей очень понравилось. Она говорит, что это очень интересно, необычно, ни на что не похоже. Мы делали несколько выставок у нее. - А как вы конкретно в этом случае решаете вопрос с авторскими правами? - Все работы подписаны теми фотографами, кто их делал. Эти фотографы мною представлены на этих Фотобиеннале. А я просто, как продюсер, что ли. IV. Лиза от Айзеншписа - А какой был первый клип? - Вы знаете, у меня получилось так. Я с камерой давно подружилась. Работала, что-то снимала, но не клипы. Но очень хотела снимать клипы. И всегда об этом громко говорила: хочу снимать клипы. И получилось, как в той сказке про Ассоль, которая ходила и рассказывала, что за ней приплывет принц на корабле с красными парусами. И уже все знали: а, ну, Ассоль, за ней приедет принц с красными парусами. И вот однажды ко мне пришли и говорят: мы знаем, вы хотите снимать клип. Я говорю, Боже мой! Да, да, да. Я хочу. Ну, снимайте. И мне дали хороший бюджет. Мне дали деньги. И посмотрели очень пристально в глаза. А что вы будете делать? Как вы будете поступать? Я уже была готова. Я сказала, я сделаю то, то, то, то. Сниму так, так. И люди сказали, ну, хорошо. Нам как раз нужна такая сумасшедшая, а вдруг что-то из этого выйдет. Что-то такое необычное. И получился клип на очень хорошую, именно для клипа песню. Это R'n'B музыка, которую очень хорошо визуализировать как клип. Продюсером выступил Юрий Шмильевич Айзеншпис. Но у него какое-то чутье было всегда на такие хорошие проекты. И этот клип удался. Потому что я все, что могла, сделала. Я пригласила хорошего оператора, поставили крутую хореографию. И клип удался. И у меня там были свои цвета, какая-то геометрия такая чудная, ни на что не похожая. Его тут же поставили в эфир. Клип полюбился. И зазвонил мобильный телефон. Позвонил один, другой, третий, продюсеры Децла, Аллы Пугачевой, Земфиры. Стали искать мой телефон. Заказывать клипы. И все. - А клип-то это был чей? - Это неизвестный артист, это девочка, которая хотела быть артисткой, но не стала. Но клип был очень удачный. Он всем запомнился. Это был 2000-й год. - Но имя-то у этой девочки было. - Лиза. Если вы так настаиваете. Но она не состоялась, как артист. - Мне казалось, что я все проекты Юрика знаю, я думал, что знал.

- Нет, ну что вы? Всех проектов Юрика знать нельзя. Потому что это же очень много и несостоявшихся проектов. Людей, которые хотят быть артистами. - Но вы же говорите, что были на ротации эти работы. То есть конкретно вот эта работа. - Да, конечно. Клип получился. И он попал в ротацию. А артист не получился. Такое бывает. Бывает, что клип живет своей жизнью, а артист заканчивается. - После эфира посмотрю, кто такая эта Лиза. Вы меня заинтриговали... У вас дочери 11 лет. - Верно. - Кем она будет?

- Кем она будет? Хороший вопрос. - Интересно, вы как мать видите будущее своей дочки?

- Понятия не имею, кем она будет. - То есть вам все равно. - Нет, мне не все равно. Мне хочется, чтобы она не болела, была счастлива и жила долго. - Это достаточно очевидные вещи. А вы не прикидывали, будет она в шоу-бизнесе или нет? К чему у нее есть склонность? Все-таки 11 лет.

- У нее склонность быть в кадре. Я ее снимаю давно. И она у меня играет на фортепиано с детства, она пианистка, можно так сказать. Будет ли она пианисткой во взрослой жизни или нет, я не знаю. Я не буду в этом участвовать. Я не буду настаивать, уговаривать или что-то делать. Но если она меня о чем-то попросит, я ей, конечно, помогу, как до сих пор и происходило. Она меня просит. И я делаю. Помогаю. Хочешь в клипе? Хочу. Хорошо, давай попробуем. Хочу играть на фортепиано. Хорошо, играй, вот тебе возможность. Но настаивать я не стану. Пусть сама разбирается. Ее жизнь. - А с отцом она общается или вы держите ребенка при себе?

- Ну, конечно общается. - Просто, если набираешь в поисковике "Ирина Миронова", то половина ссылок идет на ваш развод с Грушевским. И это достаточно очевидная вещь, учитывая интерес журналистов именно к этой стороне жизни. - Произошел в моей жизни такой несчастный случай. - Развод или брак?

- Развод. Я считаю, что у меня была счастливая семья. Мы прожили 10 лет. Мы хохотали каждый день. И это было очень здорово. Но произошел несчастный случай. Муж мой сбрендил, убежал из дома. Вот. И я считаю, что это какое-то печальное недоразумение очень, очень печальное, несчастное. Но так произошло. Да. - Но девочка общается и с отцом, и с вами одинаково? - Нет, конечно, она живет со мной. Как можно одинаково в такой ситуации? То, что после развода ребенок получает внимание и того, и другого родителя - это сказки. Это бред. Такого не бывает никогда. Дочь живет со мной. Мы видимся, мы встаем утром - завтракаем. Вечером ложимся вместе. Хихикаем. И болеем вместе. И естественно она живет со мной, под моим влиянием. Никак по-другому быть не может. Это уродливая ситуация, когда какие-то встречи с отцом. Какие-то свидания. Это уродливо. Это, к сожалению, происходит. - Понятно. Вы говорите, она поет. Да? - Она хочет петь. - А у вас слух есть? - Но я не пою. И петь не собираюсь. - Но у вас есть слух? - Ну, какой-то есть, наверное. Музыку я слышу. - Понятно, что я говорю о музыкальном слухе. То есть вы считаете, что у вас есть? Вы же работаете с музыкальным материалом.

- Скажем так, у меня есть музыкальный вкус. Потому что те люди, которые ко мне обращаются, они всегда это имеют в виду. Я этого, может быть раньше не знала, не замечала, никак это не развивала в себе отдельно. Но ко мне обращаются и спрашивают, что на какую песню снять. Что лучше, что хуже, какая пойдет, какая нет. Мой совет спрашивают. Что звучит хорошо, что плохо. Я предпочитаю этими вопросами не озадачиваться, потому что мне кажется это все-таки дело непосредственно артиста и музыкального продюсера, скажем так. Но за такими советами ко мне тоже обращаются. Наверное, я подозреваю, что у меня есть какой-то собственный музыкальный вкус, который важен для артиста. - Вы одинаковую музыку с дочерью слушаете, или у вас дочь не слушает музыку, или слушает то, что ей мать говорит? - Нет, я своей дочери ничего не говорю. Она делает все сама. Я музыку не люблю слушать. - Вы же были генпродюсером музыкального телевизионного канала.

- Да, я была продюсером музыкального канала в течение года. И я согласилась, потому что мне позволили делать все, что я хочу в визуальном смысле, а не в музыкальном. И я сделала все, что хотела, все, что могла. Мне это очень понравилось. А в музыкальном смысле я не корректировала политику канала. Естественно, это делали другие люди. Я музыку не очень люблю. У меня профессиональная болезнь. - Вы - интересный человек. Я читаю вашу книгу. И когда вы снимете полный метр, я посмотрю.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта