Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Анатолий СМИРНОВ: Диалектика развития округа должна быть понятна жителям

Татьяна ДАНИЛИНА

Каждый раз, когда приезжаю в Зеленоград, отчетливо вижу, как меняется город. Вот здесь еще недавно был заброшенный пустырь, а теперь возвышается красавец-микрорайон. Там десятилетиями натоптанные тропинки превратились в уютные пешеходные зоны и изумительные прогулочные бульвары. Ухоженные дворы приобретают функциональность, городское общественное пространство - логику, обаяние и пластичность. И. о. префекта Анатолий Смирнов на протяжении 13 лет возглавляет округ. По первому образованию электронщик, он хорошо знает, как из мельчайших и невидимых человеческому глазу частиц складываются сложнейшие микросхемы, способные выполнять колоссальные задачи, которые затем качественно и необратимо меняют жизнь людей. Вот о таких моделях управления территорией, которые формируют стандарты проживания москвичей в Зеленограде, наш очередной разговор с руководителем десятого округа Москвы.

- Анатолий Николаевич, c появлением на карте Москвы новых территорий Зеленоград теперь не кажется таким далеким, как это представлялось прежде. Ведь известно, протяженность пути определяет не только расстояние, но и скорость его преодоления. В этом смысле дорога в Москву в последнее время, на ваш взгляд, стала "короче", и какие перспективы на ближайшее будущее?

- Транспортная доступность длительное время действительно оставалась слабым звеном в обеспечении качественной среды проживания в Зеленограде. Сегодня эта тема, как и в любом мегаполисе, остается по-прежнему актуальной, но уже не имеет той остроты, которая наблюдалась еще пару лет назад.

Безусловно, позитивную роль сыграло открытие новой станции метро "Пятницкое шоссе". Теперь все регулярные городские автобусные маршруты, следующие из Зеленограда до станций "Митино", "Сходненская" и "Тушинская", делают здесь остановку. От железнодорожной станции Крюково следуют несколько скоростных электричек, время в пути - около 30 минут. Логистика городских маршрутов дает возможность достаточно быстро добраться к станции практически из любой точки города. Реализуется проект строительства 4-го главного пути Октябрьской железной дороги.

- А что это даст зеленоградцам? Технологические перерывы никто отменять не будет, а это главное неудобство такого транспорта.

- Железнодорожники дают оптимистичный прогноз: благодаря применению инновационной технологии и возможности использования гибкой специализации четырех главных путей длительные перерывы в период графиковых технологических окон будут сокращены.

Определенные надежды мы также возлагаем на строительство новой федеральной трассы Москва - Санкт-Петербург. В рамках этого проекта появится дублер Ленинградского шоссе, а в районе Зеленограда будет образован подъезд к скоростной трассе. С этой целью в ближайшее время будет реконструироваться существующая развязка на 37-м километре. Появится транспортная развязка индивидуального типа на пересечении подъезда к Зеленограду с Ленинградским шоссе.

- Вы как-то сдержанно высказались по транспортной перспективе. Ваш скепсис объясняется уважением к классикам, которые еще два столетия назад отнесли эту тему к разряду ключевых национальных проблем?

- А вы ожидали, что я воодушевлю вас своими прогнозами? Я всем говорю, что радужных картинок не будет. Дело не в моем пессимизме, я по натуре скорее реалист. Надо понимать одну простую вещь: сколько бы мы ни строили хороших дорог, машины по ним всегда и охотно будут ездить - они комфортные, удобные, скоростные. Такой набор опций для водителей всегда в приоритете. Нашими хорошими дорогами мы неминуемо будем соблазнять водителей-транзитников. Я не имею права давать людям непродуманных обещаний. Скажем, про тепло в домах я отвечаю гарантированно.

- О содержании жилищного фонда я намеревалась спросить вас чуть позже, предварительно поговорив о выполнении окружной Комплексной программы в части благоустройства территорий. Концепция структурно выстроена таким образом, что позволяет жителям качественно оценить те предложения и новации, которые были реализованы правительством Москвы за последние два года. Для вас как руководителя с большим практическим опытом "трудностей перевода" не возникало?

- Признаюсь, поначалу мне не все было понятно, и первое прочтение документа породило больше вопросов, чем нашлось ответов.

- Например?

- Например, мне была непонятна содержательная часть раздела благоустройства, которое предполагалось выполнять, а я именно этим как руководитель округа многие годы и занимался. Позже, когда началось финансирование, заработали конкретные проекты, пришло осмысление и "раскадровка" поставленных задач. Совершенно иное наполнение понятия "комфортная среда проживания".

- В чем же различие?

- Можно показательно благоустроить один двор на улице и презентовать его всем комиссиям как образец городского ландшафтного искусства. Получится амбициозно, богато и добротно. Жителям соседних домов, безусловно, повезет, но тиражировать подобные проекты невозможно, значит, все остальные горожане пользоваться этой красотой не смогут. Подобная избранность для одних и недоступность для большинства, согласитесь, не лучший стимул для добрососедства, и к комфорту жизненного пространства такая ситуация имеет весьма отдаленное отношение. И в этом принципиальное новаторство команды мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина: комфорт как образ жизни для всех москвичей.

- По моим впечатлениям, абсолютно брошенных двориков в Зеленограде никогда не было.

- Тем не менее уровень исполнения иногда оставлял желать лучшего. Требовалось привести в порядок жилищный фонд, и никто не мечтал, скажем, о специальном безопасном покрытии на спортплощадках. По нормативным регламентам достаточно было иметь несколько малых форм в виде турника, баскетбольного кольца, волейбольные сетки и теннисные столы считались эксклюзивом, а дополнительное освещение дворовых территорий - шиком коммунальщиков и неоправданным расточительством.

В текущем году Зеленограду на проведение работ по благоустройству дворовых территорий правительством Москвы выделено 170 миллионов рублей. Фактически впервые мы имеем возможность использовать целевые средства на ремонт асфальтового покрытия внутридворовых территорий и внутриквартальных проездов, это немалые суммы - 28 миллионов 750 тысяч рублей, что позволит к планируемым объемам в рамках благоустройства дополнительно отремонтировать 38 тысяч кв. метров асфальтового покрытия. Общий итог этих работ составит 115 тысяч кв. метров.

Обустраиваются три пешеходные зоны: от площади Юности до торгового центра, пешеходная зона между дворовыми территориями корпусов 1614-1616 и корпусов 1623-1629, а также аллея "Лесные пруды" от Московского проспекта.

Сегодня философия правительства Москвы по обустройству городского пространства такова, чтобы не регламенты исполнять, а делать то, что нужно людям. Не штатные объекты строить, а наполнять их функционалом. Это очень хорошо видно на программе создания пешеходных зон. Концепция в перенаселенной и сверхуплотненной столице понятна - восстановить утраченные возможности горожан дышать свежим воздухом, совершать прогулки, комфортно проводить семейный досуг и выходные в парках, скверах, зеленых зонах.

В Зеленограде пешеходная зона в чистом виде не работает, потому что вокруг лесопарки с многочисленными прогулочными маршрутами. Тем не менее нам удалось не просто благоустроить натоптанные тропы, а создать уникальные бульвары, в определенном смысле аналоги европейских променадов, где зеленоградцам удобно и комфортно отдыхать, приятно проводить свой досуг.

В настоящее время уже выполнено благоустройство таких крупных объектов, как парк "Ровесник", Дендропарк, территория у Пасеки пчеловодов на общей площади почти 30 га. На территории Крюковского лесопарка в прошлом году Департаментом природопользования начались работы по реконструкции дорожно-тропиночной сети, разрабатываются проекты обустройства велодорожек.

У нас появятся и свои народные парки, два из которых уже реализуются на территории округа. Это велогородок "Бабочка", который полностью реализуется за счет средств некоммерческого партнерства МЖК. Второй проект осуществляется на территории озера Школьное, где будут обустроены новые спортивные и детские площадки, установлены спортивные тренажеры "воркаут", роллердром, дополнительные малые архитектурные формы, будут посажены деревья и кустарники.

В этом основной концептуальный смысл Комплексной программы развития Зеленограда, предложенной мэром жителям округа два года назад: не "кричащие" и поражающие взор штучные проекты, а недорогие массовые реконструкции объектов городской инфраструктуры, доступные всем, удобные и безопасные. Они не для галочки, а для жизни. Видно, что они функционально работают, потому что люди ими охотно пользуются, и значит, подобные проекты востребованы жизнью. Такая вот диалектика развития округа, понятная жителям.

- Скажите, принцип "всем поровну" - он правильный, потому что справедливый?

- Потому что в данном конкретном случае он наиболее логично отражает ситуативную задачу, но это отнюдь не унифицированная формула решения вопросов городского управления. Скажем, когда речь идет о ремонтных работах в жилищном фонде, понятно, что лучше и эффективнее выполнить полный комплекс работ на одном объекте и не возвращаться туда в течение нескольких лет, чем "размазывать" ресурсы на декоративные цели - межпанельные швы, покраску, штукатурку.

- Вы затронули важную тему городского управления, и я собиралась вас об этом спросить, ее активно обсуждают в СМИ, потому что в столице высокий политический сезон - выборы мэра. Учитывая, что вы давно состоите на государевой службе, я хотела бы вас спросить: какими качествами должен обладать современный руководитель?

- Предвыборный период для политиков как известно, - это ренессанс популизма. Проверено жизнью, что в наш открытый век даже на самой начальной ступени управления приходится общаться с людьми, и полуправдивые обещания мгновенно породят недоверие со стороны жителей, так что позитивных перспектив у такой ситуации немного. Никогда не буду убеждать в том, в чем не уверен сам. И, конечно, главное - нельзя стать хозяйственником, не имея практического опыта, приобретенного с низшего звена.

Некоторые кандидаты, на мой взгляд, сильно преувеличивают значение менеджерских талантов. К примеру, я не отважился бы доверить какому-нибудь болтуну, даже с хорошим образованием, руководящую роль в системе ЖКХ, если его ораторское искусство не подкреплено знаниями принципов подачи тепла в дом, а дорожник со знаниями логистики совершенно бесполезен при производстве асфальтобетонных работ.

- Наука, к сожалению, пока не стала магистральным направлением государственной политики, а жителям Зеленограда, который 55 лет назад создавался как наукоград, хочется работать рядом с домом. Как решается в округе вопрос занятости населения?

- Во все времена наука была и остается важнейшим регулятором процессов, происходящих в обществе. Другой вопрос, что в любой сфере человеческой деятельности всегда есть периоды подъемов и спадов в силу того, что происходящие в обществе процессы по своей природе диалектичны.

На мой взгляд, сейчас мы как раз находимся в начале подъема, который за счет инноваций должен всколыхнуть экономику и открыть для нас совершенно новые возможности и перспективы. Зеленоград тоже вносит свой посильный вклад в этот созидательный процесс.

Так, в округе реализуются два масштабных проекта - Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Зеленоград" и Инновационный территориальный кластер "Зеленоград".

В рамках реализации проекта ОЭЗ из 32 организаций-резидентов 4 организации сегодня вышли на строительную площадку и осуществляют строительство своих объектов, 1 резидент получил разрешение на строительство, 3 организации занимаются проектированием и в ближайшее время должны выйти на стадию строительства. Так что по плану 2014 и 2015 годы станут периодом массовой застройки Особой зоны и пуска первых производств.

- Что это даст городу?

- Рабочие места, свыше 15 тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест. Учитывая, что сейчас на учебу и работу в Москву ежедневно выезжают в среднем 35 тыс. зеленоградцев, я, как руководитель округа, крайне заинтересован, чтобы трудовые ресурсы были максимально востребованы здесь, потому что это не только налоги, но и философия развития города.

Зеленоград действительно создавался как наукоград. Тогда никто не задумывался над тем, что будораживший умы спор физиков и лириков завершится паритетом сторон. Весомыми аргументами в пользу такого единения стали в нашем городе уникальная детская музыкальная школа №71 для одаренных детей, школа исскуств имени Дягилева, театр "Ведогонь", дворец культуры "Зеленоград", где работает большое количество кружков и секций для гармоничного развития дошкольников и подростков.

Выступая на юбилейном торжественном вечере, посвященном 55-летию Зеленограда, мэр Москвы Сергей Семенович Собянин сделал городу поистине бесценный подарок, сообщив о своем решении выделить из столичного бюджета 500 миллионов рублей на ремонт ДК Зеленограда.

- В современном мегаполисе на объекты инфраструктуры всегда есть спрос. Зеленоград в последние годы все больше напоминает гигантскую стройплощадку - исчезли пятиэтажки, на их месте вырастают современные комфортабельные многоэтажки. Скажите, "соцкультбыт" успевает за столь стремительными темпами строительства жилья?

- В округе снесено 150 "хрущевок", это даже для Москвы прилично, фактически 3-е место по городу, а Зеленоград, как известно, самый малочисленный из всех округов. Но даже в 90-х годах, когда о грандиозных созидательных задачах сегодняшнего дня никто и не мечтал, система нормативов в социальной сфере никогда не нарушалась, и школы, детские сады, объекты здравоохранения строились в соответствии с потребностью территории.

- Какими проектами из новейшей истории Зеленограда, на ваш взгляд, город по праву может гордиться? Чем этот список пополнится в ближайшие годы? Звучит, возможно, пафосно, но в этих объектах есть часть и вашего труда.

- Не стоит преувеличивать масштаб личности руководителя территории и его компетенции. Наши профессиональные фантазии ограничены жесткими рамками должностных полномочий. И это правильно. Тем более, что конкретную работу выполняют профильные профессионалы. Ведь, к примеру, дом не я строю, и поликлинику тоже. Другой вопрос, что те задачи, которые я в свое время для себя сформулировал, еще не все решены.

- Какие именно?

- Поработав несколько лет в должности, решил для себя, что хотел бы успеть сделать. Это 20-й район, там уже многое из задуманного реализовано. Надеюсь также увидеть воплощенной идею создания центра информатики и электроники. Там пока остаются неясными некоторые вопросы, много интересантов, но сроки реализации проекта на концепции развития города не отразятся, так что эта затея скорее из разряда креативной мечты, а не стратегии.

Сейчас занимаюсь пилотным проектом создания интеллектуальной транспортной системы Зеленограда, но это, конечно, в чистом виде аналитический мозговой тренинг, желание создать умную автоматическую модель управления и контроля транспортными потоками в городе.

Из глобальных проектов осталось построить развязку на 40-м километре. Спасибо Сергею Семеновичу Собянину, он обещал на юбилейных торжествах, что этот объект будет построен. В настоящее время объект включен в адресную инвестиционную программу Москвы, на его проектирование и строительство предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 1 млрд. 150 млн. рублей.

К вопросу о гордости за Зеленоград. Знаете, я столько лет здесь живу, что для меня важнее радоваться и любоваться красотой окружающей меня природы, ощущать себя неотделимым от города, людей, у которых вот уже 55 лет на всех одно общее счастье - быть жителями этого уникального места на карте Москвы.

- Спасибо, Анатолий Николаевич, за интересный разговор.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта