Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Борис Гребенщиков не любит The Muse и не слушает The Beatles

Евгений ДОДОЛЕВ

Предлагаем вниманию читателей расшифровку ТВ-беседы ведущего "Правды-24" Евгения Ю. Додолева с легендой отечественной рок-музыки Борисом ГРЕБЕНЩИКОВЫМ. I. Квартирник = слово московское? - Здравствуйте, Борис. Наш разговор приурочен к закрытому почему-то, при этом благотворительному концерту. - Должно быть, организаторы считают, что благотворительность должна быть закрытой. - Кстати, она должна быть закрытой. - Почему? - Потому что это уже пиар, если она открытая. - Должна быть анонимной, но открытой. - Поскольку концерт будет стилизован под квартирник. - Вот это для меня тоже разъясните, что такое стилизован? - Разъясните тогда нашим зрителям, что такое квартирник, потому что... - Это слово, придуманное в Москве, которое обозначает, вероятно, как я догадываюсь, концерт, проводимый не на концертной площадке, а в чьей-то квартире, за неимением концертной площадки и аппаратуры. Я думаю, что это так, по идее. - Мы составим тогда TOP-5 самых запомнившихся вам квартирников, но не сразу, под конец. Сначала я уцеплюсь за то, что слово придумано в Москве. Мне интересно, Борис Гребенщиков страдает ли этим питерским, мне не хотелось слово "комплекс" употреблять, но другого не найду... Но у ленинградцев у всех по отношению к Москве комплекс неполноценности. Поэтому они все говорят, что Москва - это такой отстойный город, а вся богема, она из Питера, и все лучшее создано в городе на Неве. Это есть у Гребенщикова? - Вы знаете, вам не повезло, вы встречали далеко не лучших петербуржцев. - То есть вы так не считаете? - Я очень люблю Москву. Я очень люблю Москву с тех пор, как я начал сюда ездить, ой, в году восемьдесят... 76-м, да, 76-м. - И когда вы первый раз приехали и зачем в Москву? - Ну, первый раз я приезжал и сам по себе. А затем серьезно так приехал в Москву по приглашению "Машины времени", чтоб сыграть концерт у них в Архитектурном, в котором Андрюшка (Андрей Вадимович Макаревич. - Е.Д.) тогда учился. - Это был сольный концерт или уже с коллективом? - Я слово "сольный" не понимаю. Я - член "Аквариума", и меня как такового, как отдельной личности, в общем-то, в музыке не существует. - Но я не соглашусь, потому что вы ведь оставили коллектив, когда создавали "БГ-Бэнд". Вы оставили коллектив, когда был заморский вояж у вас с Дейвом Стюартом... - Это было продолжение "Аквариума". - Это не имело никакого отношения к "Аквариуму". - Вы не правы. - Нет, здесь я абсолютно прав, потому что я помню реакцию и ваших коллег, в том числе, и.. - Там был Саша Титов, это уже "Аквариум". - Ну, если мы определяем "Аквариум" как союз семейный, как альянс Гребенщикова и Титова... - Это союз людей, которые играют музыку. А кто конкретно эти люди, меняется от времени. Но мы просто неоднократно с Сашкой играли как "Аквариум" вдвоем. Мы могли играть с Севой Гаккелем или с кем-то еще, или с Борей Рубякиным. Когда несколько людей занимаются вот этой музыкой, это "Аквариум". - Когда несколько людей занимаются музыкой Гребенщикова, это "Аквариум"? - Ну, скажем, да, да. - Хорошо. - Даже когда я сам пою, все равно это "Аквариум", потому что это больше, чем я. - Это больше, чем Гребенщиков. "Аквариум" больше, чем Гребенщиков? - Гораздо больше. II. О вкусах не спорят - Не казалось ли вам, когда вы слушали, допустим, сборники "Битлз", что в эти сборники попадают лучшие вещи? - Мне очень повезло, я никогда не слышал сборников "Битлз". - А вы вообще "Битлз" слушали когда-нибудь? - А я всегда их слушаю альбомами. - Понятно. На что еще хватает времени у Гребенщикова послушать? - На все, на все. - Что вы слушаете сейчас, например? - Можно сказать, что я слушал за последние сутки? - Да, давайте. - Мне приходилось слушать песню, с которой мы сейчас работаем. Я слушал последний альбом Дилана. Я слушал, точно совершенно, Дворжака "Девятую симфонию" и "Третью симфонию" Брамса. И много чего еще. И плюс еще слушал живьем группу любимых наших украинцев, как они называются? - У меня нет любимых украинцев. - Ну какая-то группа, которую все очень любят. - "Океан Эльзы"? - А, "Океан", я слушал вчера две песни в исполнении "Океана Эльзы". - То есть вы совсем не слушаете ту музыку, которую слушает, допустим, поколение - сверстники вашей дочери. - А какую музыку они слушают? - Ну, не знаю, The Muse, допустим. - The Muse - мне они не очень нравятся. Мне больше нравится Animal Collective. Я просто не успел как следует их прослушать, а так я знаком с их музыкой. - А, ну раз уж вы знаете, что это такое, то это уже ... - Я хорошо знаю, что это такое. Этот альбом у меня был до того, как он вышел, собственно. - То есть? - Он же попадает в сеть, они сами вывешивают его раньше, чем он официально выходит. - Вы слушаете, наверное, и то, что делают ваши друзья? Сейчас Евгений Маргулис сольный проект начал. "Машина времени" что-то выпускает все время. - Да, иногда что-то слушаю. Но я в основном все-таки слушаю... - Себя? - ...Не на русском языке. Нет, себя слушаю, себя так много слушаю, когда мы записываем что-то, что уже... - А вам не приходило в голову сделать ремейки современные каких-то старых вещей, которые совершенно не знает молодежь? - Меня очень просят об этом все время, но, учитывая, что у нас около двадцати песен, которые еще не записаны. - Новых песен, да? - Ну да, новых, так что пока не до ремейков - слово какое-то нерусское. Переделка. - Переделка - это русское слово, да, но вы ведь занимаетесь нерусской музыкой совершенно, потому что рок-музыка абсолютно не русская. - Почему? - Единственным русским рок-музыкантом был Владимир Семенович Высоцкий. - Который к року не имел никакого отношения, это был абсолютный французский шансон. - Мы сейчас говорим не про Галича, про Высоцкого. - Да, да, да. - Высоцкий был рок-музыкантом.Так, мы сейчас куда-то совсем уйдем... - Нет, нет, к року он не имел никакого отношения. - Ну, с вашим авторитетом.. - Это моя точка зрения. Авторитета у меня не должно быть никакого. - Вы кокетничаете. Вы знаете, что у вас есть авторитет. Вас называют гуру. - Нет. Меня могут называть гуру. Меня могут называть главным инженером. Меня могут называть трактористом. - Главным инженером душ человеческих? - Меня могут называть кем угодно. Просто пока я не дал на это согласие, это пустые названия. А я на это согласие не даю. - Вообще-то определения, клички и все прочие названия на самом деле прилипают к людям без их всякого на то желания и уж тем более согласия. - Да, но если вы знаете систему отношений между учителем и учеником, между гуру и шишьей, вы будете знать, что гуру выбирает своих учеников, и только тогда он становится гуру. - Я даже не знаю, что такое шишья. - Ученик. - У вас есть ученики? - Нет. - А гуру у вас есть? У вас есть учителя? - Нет. Я всему учился в музыке. У меня есть очень много людей, чьей мудростью я восхищаюсь, без сомнения. - Можете озвучить список? - Знаете, я боюсь, что он будет очень долгий. - Хорошо. Давайте... - Начнем с Лао-цзы. - Я не знаю такого музыканта, так что... - Хороший музыкант. III. Время портвейна - Возвращаясь к списку, сможете вы навскидку вспомнить пять самых заметных квартирников? - Нет, потому что, во-первых, я не буду знать, чем они отличаются один от другого. - То есть не было такого, чтоб что-то запомнилось? - Запоминалось многое... - То есть они все были прям один в один, как китайские солдатики? - Нет, они все разные. Но учитывая, что их было, я думаю, больше сотни, поэтому отличить, где кончается квартирник, а где начинается дружеская пьянка или просто пение под гитару, практически невозможно. - Нет, но вы же сами дали определение. Квартирник - это концерт, который происходит просто в квартире, где нет сцены. - Я дал определение, потому что такое определение мне доводилось слышать в Москве, где придумали это слово. Но я сам, не считаю, что квартирник - это явление... Мы собираемся и играем. - Да, но речь ведь идет на самом деле об атмосфере, то есть когда существует камерная дружеская атмосфера. Думаю, когда речь идет о стилизации вашего благотворительного концерта... - Ну, стилизация под дружескую атмосферу. - А может быть, не стилизация, а может быть, генерация такой атмосферы, которая будет там достигнута какими-нибудь отравляющими веществами. - Генерация. Генерация - нерусское слово. - Я знаю много нерусских слов, и у меня есть редкая возможность их употребить в разговоре с вами. - Создание. То есть генерация, наверное, по-русски это будет создание. Создание дружеской атмосферы. - Хорошо, да, создание дружеской атмосферы. Мне генерация нравится больше, я останусь при генерации. Скажите, пожалуйста, вы как-то себя ограничиваете в употреблении - кофе, я вижу, что не ограничиваете - чего-нибудь другого? - Да нет, как-то. А зачем? - Я просто из соображений возраста, как и все люди моего поколения, в общем-то, себя ограничиваю. - В чем? - Допустим, бросаю курить, пью меньше. - Очень опасное дело бросать. - На это существуют разные точки зрения. Вы бросили курить? - Не-а. Я временно перестал. Но могу начать в любую секунду. - Это хорошо. Это прямо как Леонард Коэн. Это он тоже временно. - Совершенно, совершенно я с ним согласен, в восемьдесят лет я тоже, может быть, начну, если доживу. - Хорошо. Но вы пьете меньше, чем в какие-то былые времена? - По количеству я не сравнивал, потому что существует черта, за которой забываешь и перестаешь считать. - Нет, я не о количестве выпитого, а о времени, которое отводится застолью и, собственно, потреблению. - Без сомнения, я пью значительно меньше, потому что в 80-е годы сложно было назвать несколько дней, когда бы мы не пили. Я помню, один раз мы не пили десять дней, и об этом подвиге долго, несколько лет ходили легенды. - Ну, такая встряска для организма. - Мы с Севой тогда пережили нормально... - Хорошо. Вы считаете, что сейчас молодежь не знает, что такое портвейн. - Знаете, я вчера говорил с молодежью, с очень не знакомой мне, чудной молодежью, они очень хорошо знают, что такое портвейн. - Они знают это из песен? - Нет, он продается. - Это продается, наверное, в какой-нибудь Мадере. - Нет, нет, нет. - Что, прям продается портвейн "Кавказ", "Три семерки"? - Какие-то новые, но, по-моему, они ... - Думаю, они просто, по-моему, пошутили. - Нет, они молодые люди ... - А что это, кстати, были за молодые люди? - Это ребята, которые работают в мастерской Фоменко, в театре-мастерской. - А, ну эти, кстати, могут, могут добыть портвейн, вот в этих я верю. Ну а какие-то проблемы со здоровьем были? - Пока я жив, я не вижу проблем со здоровьем. - Шунтирование, например. - О, это, у нас каждый день. - Это ерунда, да? - Встаешь, пошунтируешься. - Нет, ну действительно - не приходится себя ограничивать? Диета какая-нибудь? - Как-то пока не замечал, нет. - При этом ваши коллеги рок-музыканты, ваши или наши ровесники, почти все, в общем-то, отказались уже от того образа жизни, который адекватен - это тоже, наверное, иностранное слово - который "соответствует" рок-н-роллу (чтобы не употреблять слово "адекватен"). - Я не знаю, что они имеют в виду под рок-н-роллом, но мне всегда казалось, что если хочешь что-то делать, делай до конца. Поэтому советский рок-н-ролл и не мог существовать, потому что всегда все было не до конца. IV. Советский rock'n'roll - А он существовал, советский рок-н-ролл? - Люди пытались это называть советским рок-н-роллом. Скажем, играли же "Поющие гитары". - А вы это называете советским рок-н-роллом? Я имею в виду то, что называется социальным роком. - А что это? - Ну, это когда текст, я пытаюсь избегать слова "превалирует", когда текст важнее, чем музыка, когда... - Я считал, что, это, наверное, люди не очень музыкальные. - На самом деле, советские рокеры не очень музыкальные люди. - Как обидно, не правда ли. - Я сразу хочу оговориться, что я безмерный пиетет испытываю перед Гребенщиковым, перед группой "Аквариум", я его слушаю до сих пор, хотя и скрываю это от своих знакомых, но это я подвожу к вопросу. Музыки там как бы не очень, там больше слов месседж - это, как мы скажем слово "месседж" по-русски, - сообщение, посыл. - Ну, слово, месседж, наверное... - Там в большей степени месседж, как мне кажется, да, есть еще музыка. А какое, вы считаете, произведение "Аквариума", с музыкальной точки зрения выдающееся? Гордитесь какой-то мелодией? - Хорошо, пожалуйста, если вы настаиваете: например, песня "Горный хрусталь". - Это да. - Начнем с нее и перейдем ко всем остальным. - Ну, ко всем остальным... - И мы заметим, что там с музыкой все в порядке. - Нет, ко всем остальным мы точно не перейдем, потому что если мы начнем переходить ко всем остальным, мы сразу упремся в то, о чем пишут недоброжелатели, о том, что какие-то лучшие музыкальные находки на самом деле являются заимствованными. Я, кстати, считаю, что заимствование - это совершенно нормально, что вообще... - На этом вся музыка основана. - Основана, да, но... То есть вас эти обвинения никак не парят? - Нет. Мы существуем для того, чтобы нас обвинять, слава тебе Господи. И чем больше нас обвиняют, тем лучше. Я целиком "за". Но музыка существует... передается от поколения в поколение одно и то же. - Ну да, нот всего семь. - Нет, не в этом дело. Просто существует такое положение: скажем, в кельтском мире на хорошие мелодии как правило каждые 20 - 30 лет пишется новый текст - и, соответственно, появляется новая песня. У Дилана большая часть его ранних песен построена именно на мелодике кельтского и такого переселенного в протестантскую Америку кельтского направления, мелодика вся оттуда. - Ну, вот Боба Дилана упомянули, а я сразу попытался вспомнить, есть у него хоть одна песня, которую можно про себя напевать или слушать в машине? - Дилан - потрясающий мелодист, просто невероятный. Его совсем недооценивают. - Нет, есть люди, которые его оценивают и оценивали. - Их, в общем, миллиарды почти что или много сотен миллионов. V. Администратор Юра Айзеншпис - Ну, с Бобом Диланом работает тезис Джона Леннона, который говорил, в известной степени, конечно, он кокетничал, но он говорил, что музыка, говоря о музыке "Битлз", умерла после Гамбурга. Ну то есть еще до выпуска первой пластинки. Ну понятно же, да, что он имел в виду. - Я думаю, что он кокетничал. - Нет, ну имелось в виду, что это какой-то мальчишеский настоящий такой драйв, и тогда не думалось о деньгах... У "Аквариума" был такой слом, когда коммерческая составляющая стала играть роль, она не стала доминировать, но... - Пока еще этого не случилось. - То есть вы совершенно не думаете... - Нет, просто мы вкладываем в музыку деньги свои собственные. - Да? - Или друзей, но зарабатывать мы на ней не зарабатываем. - А?.. - Мы живем за счет концертов только. А записи... - Вы живете за счет концертов - значит все равно вы зарабатываете на музыке. - Да, да, иначе мы могли бы умереть с голоду, потому что иначе б нас никто не кормил. Ну а записи - они пожирают деньги и все. - Вот тот небольшой период, 89-й год, работа на Западе. Фактически вы же работали на Западе? - Я вам скажу - учился. Не работал, а учился. - Во всяком случае вы были внутри системы настоящего большого шоу-биза. - По счастью, был, на самом деле так, конечно, спорить не буду. - В чем главное какое-то принципиальное отличие атмосферы западного шоу-бизнеса, музыкального бизнеса, от нашего нынешнего, я не про советский? - Боюсь, что я российский шоу-бизнес не знаю и не имею информации достаточной о нем, чтобы его комментировать. Я бы не хотел его знать. Боюсь, мне было бы печально. - Ну, Борис Борисович, вы же гастролируете, вы же сами сказали. Значит, вы общаетесь с организаторами концертов. - Не общаюсь. Для этого существует... - Вы приезжаете в какой-то город, вам же говорят, куда надо ехать. - У нас существует... - Вы понимаете, за какие деньги вы туда едете. - Нет, это я говорю, куда надо ехать. А за какие деньги, кстати, не знаю. Я оставляю все эти вопросы нашему директору, которому вполне доверяю. И он у нас этим занимается. - Но мне кажется, что вы, я не допускаю мысли, что вы лукавите, я думаю, что вы просто что-то путаете. - Нет, я не путаю, почему. - Нет, ну вы же какие-то вещи очевидно путаете. Я помню вашу телевизионную заяву про то, что Цой и группа "Кино" выступала перед бандитами. Хотя Виктор Цой погиб еще до того, как возникла, собственно, генерация этих бандитов, которые заказывают выступления музыкантов. Он не застал это время. - Вы знаете, вы, к сожалению, не в курсе. - Нет, я это просто слышал собственными ушами и видел собственными глазами на экране собственного телевизора. - Нет, вы не в курсе о том, что было. - Нет, я немножко в курсе, что было. - Нет, они были тогда, и вся эта история... - Нет, бандиты были, просто тогда группа "Кино" не была востребована бандитами, кстати, так же, как и группа "Аквариум". - Вы глубоко ошибаетесь. Вы просто, может быть, не помните конец 80-х. - То есть вы настаиваете, что группа "Кино" выступала перед бандитами? - Я не настаиваю абсолютно ни на чем. Но если вы удосужитесь подробнее узнать историю тех времен, вы откроете для себя много нового. - Да я жил в те времена, собственно. - Но просто вы, может, не общались именно с этим сегментом жизни. - Я, как мне кажется, общался с этим сегментом жизни. - Оставим этот сегмент. Я просто напомню одну простую вещь. Кто был менеджером группы "Кино"? - Юрий Айзеншпис не был менеджером группы "Кино". Он был администратором, который заказывал им билеты. - Что, что такое менеджер? По-русски - администратор. - Нет, это управляющий, наверное, все-таки. - Администратор, занимающийся... - Ну сейчас мы с вами начинаем говорить про группу "Кино" и про Юру Айзеншписа, про людей, которые не могут вам ответить просто. - Нет, мы знаем историю Юры Айзеншписа. - Я не знаю, знаете ли вы историю. Я знаю историю Юрия Айзеншписа. - Ну, я чуть-чуть, чуть-чуть был с ним знаком. - Я очень хорошо был с ним знаком. - Поэтому вы знаете, о чем я говорю. - Я знаю то, что вы здесь напутали... - Я не напутал. - У вас произошла какая-то контаминация, то есть чего-то вы... - Я не напутал, эта история мне была рассказана непосредственными участниками событий. Просто было не совсем так, как вы говорите. - То есть она была вам рассказана какими-то участниками событий? - Ну я же, естественно, там не был. - Нет, вы присутствовали при выступлении группы? - Нет, я не присутствовал. Нет, я тогда был на другом конце России. - Борис Борисович, люди могут рассказывать все, что угодно. Люди могут рассказывать про то, что Борис Борисович Гребенщиков и группа "Аквариум" выступали перед бандитами. - Наверняка, наверняка. - Поэтому я к тому, что многое со временем забывается, путается. - Но вы знаете, я, как правило, более-менее помню, что со мной происходило. - Ну поскольку я читаю на форумах: люди спорят, был ли у Виктора Цоя мобильник Vertu или не был, а мобильные телефоны появились уже после того, как группа "Кино" перестала существовать. Поэтому я думаю, что люди путают, им свойственно ошибаться. Я возвращаюсь к вашему благотворительному концерту. Я считаю, что те люди, которые попадут на него, это счастливчики, вот. - Я надеюсь. - Потому что они будут на московском квартирнике группы "Аквариум". Я узнал, что термин квартирник был изобретен в Москве. - Насколько я помню. - Насколько помнит Борис Борисович Гребенщиков. А я буду продолжать слушать группу "Аквариум"... - Спасибо. - ...несмотря на то, что Борис Борисович Гребенщиков не поддерживает употребление слов, позаимствованных из других языков, которыми я всячески грешу. - Мне просто кажется, что по-русски говорить интереснее. - Я буду учиться говорить по-русски. - Спасибо. - Большое вам спасибо.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта