Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Подлежит исполнению

Правила игры, по которым никто не играет?

Ирена ТАТОНОВА

Недавно вышло в свет постановление правительства РФ "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами". Авторы документа полагают, что он вкупе с утвержденным ранее минимальным перечнем работ позволит жильцам бороться с махинациями и непрофессионализмом управляющих компаний и ТСЖ. Дескать, теперь каждое свое действие - от заключения договора с поставщиками ресурсов (вода, тепло и так далее) до ремонта в подъезде и повышения квартплаты - управляющая компания должна в обязательном порядке согласовать с жильцами на общем собрании собственников.

Как только звучит фраза "общее собрание собственников многоквартирного дома", многие впадают в тоску и тихий ужас. Даже люди, поднаторевшие в делах взаимодействия с жильцами и во всяких коммунальных коллизиях, в последнее время сетуют: общее собрание провести очень сложно. Один председатель ТСЖ в доме, который имел с советских времен статус ЖСК, еще зимой мне жаловался: дескать, со старыми жильцами не было проблем, а вот с новыми (в основном это молодежь, которая наследовала жилье или недавно купила в доме квартиру) очень трудно работать, трудно заставить участвовать в управлении. И потом: есть в домах собственники, уехавшие на несколько лет в загранкомандировку, есть и такие, кто, к сожалению, болеет и подолгу пребывает в стационарах.

Если в доме нет ТСЖ, а управление осуществляет некая компания, тут и вовсе начинаются проблемы в большинстве случаев. И пока неорганизованные жильцы невдумчиво оплачивают коммунальные счета, устраняясь от всех возникающих проблем и необоснованно считая общее собрание собственников пустым занятием, эти управляющие компании творят у нас под самым носом свои безобразия. По рукам-то дать некому. А общее собрание считается легитимным, если в нем приняли участие 51 процент собственников данного дома.

- Просмотрел эти правила и ничего нового для себя не нашел, - делится с журналистом "МП" председатель ТСЖ "Чертаново-17" Анатолий Иванов. - Эти правила игры уже существовали, только, на мой взгляд, по ним никто не играет. В том числе и жильцы, которые не реализуют своих прав: просто одни по-хамски не платят за то, за что должны платить, а другие платят - и чтобы от них отстали.

Между тем новые правила носят не рекомендательный, а обязательный для управляющих компаний характер. При этом документ гласит: жителям по их желанию разрешено создавать свою специальную комиссию, чтобы иметь возможность контролировать качество выполненных коммунальщиками работ.

Сегодня в обязательном перечне работ, которые должна осуществлять управляющая компания, - проверка несущих конструкций, инженерных систем, очистка крыш от мусора и наледи, ремонт лифтов, сухая и влажная уборка подъездов и так далее. А, например, наличие консьержки, круглосуточное освещение дворов и прочие подобные услуги осуществляются только с согласия жильцов.

Что касается ремонта подъездов, то все работы, которые здесь намечено проводить, управляющая компания должна подтверждать актом обследования технического состояния дома с указанием повреждений и неисправностей и каждый пункт согласовывать с жителями.

А еще в постановлении прописаны правила передачи документов от одной управляющей компании к другой в случае ее переизбрания. И здесь тоже жители могли бы осуществлять свой контроль, считают наши эксперты. Ведь бывает так, что предыдущая управляющая компания теряет эту ценную техническую документацию, новый комплект которой может обойтись собственникам дома в несколько миллионов рублей.

Однако не всегда даже активные жильцы могут использовать свои права в силу разных причин. Это касается, например, отчетности управляющих компаний.

- В доме, где владеет собственностью моя супруга, управляющей компанией является ДЕЗ, - говорит Анатолий Иванов. - Дирекция прислала отчет о проделанной работе за некий период. Однако обычный человек в этих бумагах ничего не поймет.

Мнение эксперта совпадает с позицией многих активных собственников жилья в многоквартирных домах. Потому что и на бумажных носителях, и на своих сайтах некоторые управляющие компании подают отчетность некорректно: называют некие суммы, а хорошо это или плохо, от какой общей суммы, по чьему указанию или жалобе - непонятно.

- Что касается обязательной отчетности, прописанной в новых правилах, то не совсем понимаю, где здесь прогресс, - отвечает на наш вопрос юрист Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Мария Свиридова. - Ведь и раньше муниципальные органы штрафовали управляющие компании за непредоставление сведений о своей деятельности. Что касается объявлений о проведении отчетного собрания, то здесь тоже было бы правильнее, если бы управляющая компания использовала для оповещения как можно больше вариантов. Думаю, самый информативный - это объявление на стендах у подъездов домов. Потому что не каждый житель того или иного района читает местную газету или может войти на сайт управляющей компании. Если говорить в целом о перечне работ, особенно по ремонту подъездов, то здесь действительно было бы неплохо согласовывать его в обязательном порядке с жильцами. Потому что сейчас у меня в подъезде ведутся ремонтные работы. Стены красят как-то локально - большими, как по линейке выверенными, квадратами, которые еще и по цвету на 3 - 4 тона отличаются от предыдущего оттенка зеленого. Качество краски тоже оставляет желать лучшего - видимо, она самая дешевая, потому что запах просто сбивает с ног. И это в Москве, где в целом ситуация в ЖКХ не такая напряженная. Приходят в нашу организацию жалобы из регионов - это вообще иногда из области нереального. Был даже случай, когда к жилому дому был подключен маяк. А ведь это не простой объект, режимный. Возник вопрос: кому за него платить? Не жильцам же обычного многоквартирного дома?

- Все-таки новые правила при активности жителей смогут реально защитить нас, потребителей коммунальных услуг, от беспредела управляющих компаний? - спрашиваю нашего эксперта.

- На мой взгляд, этого недостаточно, - отвечает Мария Свиридова. - Надо реконструировать все законодательство, регулирующее коммунальную сферу. Чтобы оно касалось и контрагентов - поставщиков ресурсов, потребителей. Даже если учесть, что в стране немало и честных управляющих компаний, у них тоже будут свои проблемы: уж больно вся отрасль ЖКХ проблемная. Даже в Москве есть многоквартирные дома, где нет технической возможности подключиться напрямую к поставщику ресурсов - например, "Мосэнергосбыту". Знаю случай, когда посредники выставили управляющей компании счета за потребленную жильцами электроэнергию по коммерческой цене, а не по той, что устанавливает для физических лиц региональная энергетическая комиссия. И дело дошло до суда. Прямое же подключение невозможно из-за того, что предыдущая управляющая компания потеряла все документы на дом, что не позволяет сделать техническое обоснование. Новый комплект документов - это 3 - 4 миллиона рублей.

Вопросов в сфере ЖКХ сегодня действительно возникает больше, чем есть на них ответов. Может, правда, хватит ограничиваться полумерами? Взять да и перекроить все коммунальное законодательство так, чтобы оно пришлось впору всем участникам коммунального процесса.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта