Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Дым без огня

Насколько адекватна борьба с курением в России?

Никита С. МИТРОХИН

Иногда создается впечатление, что наши чиновники и окологосударcтвенные структуры в борьбе с курением зашли уж слишком далеко.

На первый взгляд мы идем верным путем: стараемся добиться запрета курения в общественных местах, массово штампуем плакаты, призываем рисовать черные легкие на пачках с никотиновыми палочками... Вот только ситуация не меняется ни с количеством курящих, ни с качеством того, чем они затягиваются.

Стоит же разобраться во всех тонкостях, и становится ясно: с курением у нас борются довольно посредственно, а иногда и просто из желания сэкономить. В Европе эта экономия дошла до сумасшествия. Как-то обнаружил, что в автомобилях одной из дорогих марок нет прикуривателя. Сам разъем есть, а "зажигалки" нет - можно установить только за отдельную плату. Производитель объяснял нововведение поддержкой антиникотиновой кампании (хотя, если подумать, от прикуривателя много чего полезного работает - начиная с мобильников и заканчивая дорожными чайниками). Потом стал замечать отсутствие прикуривателей и в других иномарках. И тоже под эгидой борьбы с курением.

А потом прочитал в мемуарах Ли Якокка (он работал на корпорацию Форда в прошлом веке), что автогигант долгое время не мог сделать машину на пять человек, потому что нужно было установить пятый ремень безопасности, каждая из таких штуковин стоила пять долларов, и в масштабах завода получались уж очень большие траты. В конечном итоге Якокка с гордостью заявлял, что им удалось сэкономить большие деньги, отказавшись от этого ремня. Примерно так же дело обстоит и с прикуривателями. Ну и при чем тут, спрашивается, борьба за здоровый образ жизни?

Не менее "интересный" способ поддержать борьбу с курением нашли инженеры с РЖД. Недавно стало известно, что в новых поездах дальнего следования тамбуры перестанут быть местом для курения. Начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых заявил журналистам, что курить желающие смогут только во время стоянок, на свежем, так сказать, воздухе.

- Наверное, господин Верховых, как и многие другие чиновники, на самом деле не пользуется общественным транспортом, в том числе и родными РЖД, - прокомментировал это решение активист Сообщества пассажиров Андрей Ягов. - Сам я не курю, но до капитального взлета цен на билеты ездил в разные города как раз в поездах. И можете быть уверены: "курилка" редко когда бывает пустой. Всегда найдется желающий подымить. И я на самом деле не знаю, почему его права должны быть ущемлены.

А они будут ущемлены, так как порой поезда едут по три-четыре часа кряду без остановок и, как правило, по пять-шесть часов без долгих остановок.

- Так к чему может привести подобная инициатива РЖД? - интересуюсь.

- Люди будут просто запираться в туалетах, открывать форточки и дымить. И попробуй докажи, что курил именно он, а не его предшественник. А так как в каждом вагоне всего две туалетные кабинки, то можете быть уверены: в очередь на их посещение при таком положении дел будут записываться за час-полтора до самой необходимости посетить уборную. И опять же - раз в туалетной кабинке будет накурено, значит пассивными курильщиками станут в конечном итоге все, кто зайдет в туалет. Также могу предположить, что некоторые начнут курить в купе, если едут в одиночестве или с компанией "единомышленников". А тут уже недалеко до пожара. Если решение убрать курилки в вагонах поездов было не спонтанным желанием сэкономить на металле, то остается непонятным, как логисты или разработчики этого вопроса не учли очевидного.

Отметим, что другой способ борьбы с курением - это повышать цены на табак за счет увеличения акцизов. Михаил Альберсон - директор одного их табачных салонов Москвы - назвал эту инициативу глупой и только ухудшающей положение дел:

- Я считаю, что начинать борьбу с табаком нужно не с запретов и акцизов, а с контроля. Например, почему не проверяют зоны для курения в ресторанах и офисах? А ведь в них порой отвратительная вентиляция, и весь дым идет на некурящих. Но самое главное, никто не озаботился качеством продаваемого табака! В результате многие компании по производству курева пользуются этим, добавляя в сигареты так называемый химический табак, а то и вовсе древесную стружку. Я говорю это на полном серьезе. Возьмите любую пачку сигарет, и вы не увидите на ней никакой информации: ни где был собран этот табак, ни где обрабатывался, ни то, в какую бумагу обернут. По сути это нарушение прав потребителей, но никто за этим не следит, всех волнуют только фотографии легких с дырками на пачках сигарет. А эти дырки быстрей всего провоцирует именно сторонняя химия, количество которой даже в процентном соотношении толком неизвестно.

Чуть позже эксперт прислал мне по электронной почте список компонентов, которые входят в состав большей части сигарет. Реестр внушительный, весь приводить - газетной полосы не хватит. Тут вам и бензальдегид, и этилацетат, и нитробензол, и параметоксибензальдегид, и бензил бензоат, и много-много чего еще. В общей сложности, по замечаниям экспертов, в обработке сигаретного табака принимают участие более 600 разных химических добавок, и в конечном итоге они составляют до 40 процентов всей сигареты (столько официально признают производители).

Выходит, сами курильщики толком не знают, что курят, и никто за этим не следит и не контролирует. А ведь такой проблемы можно было бы избежать, верни наши власти ГОСТы, которые были еще в СССР. В беседе с "МП" Михаил Львович подчеркнул, что стандарты на производство курева упали в первую очередь из-за желания фирм-производителей сэкономить. И если бы были возвращены даже советские стандарты, без всяких акцизов сигареты бы стоили довольно дорого. Таким образом многие молодые люди из начинающих отказались бы от курения из экономии, а заядлые курильщики не получали бы такого вреда от своей привычки.

Отметим и другое - простое повышение цен не спасает россиян от дыма и по причине соседства со многими странами. Довольно качественные и дешевые сигареты производятся в Белоруссии, до которой езды из Москвы на автомобиле не больше девяти часов. Причем наши производители боятся белорусских, так как у тех уже и пачки соответствуют новому регламенту (с устрашающими картинками легких), а у нас тут еще и конь не валялся - сами же табачники попросили об отсрочке. И наша грозная Госдума сразу же ответила на стенания производителей. Добрые у нас чиновники, заботливые...

В завершение хочу отметить, что так и непонятно, почему тот же Роспотребнадзор, яростно защищающий нас от грузинских вин и украинских сыров, не выступает за ввод ГОСТов и не объявляет, например, тотальную войну спайсам, что продают на каждом углу (Госнаркоконтроль тут тоже не сильно активничает). А различные антитабачные ассоциации, вместо долгих рассусоливаний о вреде курения и требования от государства и спонсоров денег на свои акции, давно бы уже могли пролоббировать закон, требующий установки правильных и качественных вытяжек в кафе (чтобы дым из зала курящих не шел к некурящим), а заодно и ужесточения штрафов за их невключение. Но все лишь собираются, обсуждают, организуют пышные форумы и твердят о том, что надо действовать. Уже более десяти лет прошло с начала первых массовых обсуждений, а действий все никак не разглядеть.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта