Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Один меж небом и землей

Анна БОЛЬШАКОВА

Обратим внимание на один "статистический" факт. Классическая русская поэзия представлена в нынешних умах прежде всего именем Александра Пушкина - наше все! А фигура его великого современника Михаила Лермонтова все более оттесняется на второй план. Вызвано ли это жаждой большей гармонии и света в наше дисгармоничное, порой сумрачное время? Ведь, напомню хрестоматийное, если Пушкин - наше солнце, яркое дневное светило, то Лермонтов - ночной бледный свет: это месяц, подернутый тяжелыми облаками. Или же причина таится в чем-то ином, нам неведомом? Судить пока трудно. Ясно одно: всякое внимание к личности младшего современника Пушкина самоценно. В противном случае - не теряем ли нашу национальную культуру?

Автор биографической книги "Михаил Лермонтов. Роковое предчувствие", изданной "Эксмо" (первоначальное название - более, на мой взгляд, удачное - "Один меж небом и землей"), - писатель Валерий Михайлов. Сам, будучи поэтом, он и книгу о своем выдающемся предшественнике написал в личностно-лирическом ключе, столь не похожем на рациональные построения иных стиховедов, что порой сводят поэтический текст до математической формулы. "Формула" Валерия Михайлова совсем иная.

"В Лермонтове, как ни в ком другом из русских поэтов, небо сошлось с землей, - расшифровывает суть своей книги Михайлов. - Можно только догадываться о том, как это произошло, но итог соединения, соития, сплава невозможно не ощутить: обаяние, магнетизм Лермонтова столь велики, что не тают с годами, река времен словно бы в задумчивости обтекает этот могучий, дышащий тайною жизнью утес. Теперь, по прошествии двух веков, очевидно, что Лермонтов - непреходящая, неизъяснимой притягательности и глубины тайна русской литературы, русской жизни и русской души".

Очевидно, перед нами - редкая по своей интеллектуальной напряженности попытка проникнуть в тайное тайн поэтического мира. Интуицией прозреть то, что невозможно раз-умить. Свое проникновение в мир Лермонтова автор книги выстраивает по двум сопряженным линиям. Первая - это осмысление фактов биографии: от самого рождения до трагического конца. Причем внешняя канва жизни "счастливого и беззаботного на вид" юноши причудливо переплетается со скрытой драмой его духовного бытия, глубины которого раскрылись лишь в творчестве. Вторую линию книги и составляет философское прочтение лермонтовских текстов.

Каждый из них, будучи пропущенным сквозь биографические факты и события, сквозь саму атмосферу лермонтовского времени, словно заново рождается на наших глазах. Так воссоздаются обстоятельства появления знаменитого стихотворения "На смерть поэта", написанного на следующий день после дуэли Пушкина и раз и навсегда определившего судьбу самого Лермонтова, чьи произведения до того были известны лишь узкому кругу. Роковое предчувствие?..

Эмоциональный стиль изложения в "Роковом предчувствии" сочетается с прочтением известных текстов сквозь канву высоких бытийных категорий. Действующими лицами лермонтовской поэзии и прозы становятся Жизнь и Смерть, Красота и Любовь, Вера и Вечность... Особенность Лермонтова как русского романтика, согласно автору книги, состояла в его крайнем вольнолюбии: более других поэтов он воплотил в себе исконные национальные устремления - Волю и Своеволие.

Следует особо отметить, что каждая авторская оценка и прочтение в книге-биографии погружены в широкий лермонтоведческий контекст. Михайлов постоянно вступает в диалог со своими предшественниками - от Белинского до Мережковского, Набокова и далее, соглашаясь с ними или оспаривая известные мнения и суждения.

В итоге перед нами во весь недюжинный рост встает фигура Поэта, сумевшего столь многое свершить за свою краткую, но яркую жизнь!..

"С тех пор, как неизвестно куда отлетела эта великая душа, земля словно одушевлена, словно отаинствованна ею, - проникновенно завершается книга о Лермонтове и его значении для русского мира. - И наше слово, наша словесность, наши души - разве не изменились под неповторимым ее и неизбывным, вечным уже излучением!.. Сам состав русской души - переменился в чем-то под воздействием души лермонтовской. Точно подмечено: тот не русский, у кого сами собой не лились слезы при звучании песни "Выхожу один я на дорогу..."

Душа Лермонтова - осознается это или нет кем-либо, да и всеми нами - живет в наших душах, в нашей жизни. И навсегда останется жить".

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта