Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Когда поют откаты

Александр ДАНИЛКИН

Как теперь у нас по-серьезному шутят: "Состояние дорог, как правило, обратно пропорционально состояниям дорожников". Недавно всплыл очередной крупный публичный скандал на тему "состояний" в Новгородской области. Шайка во главе с первым замом губернатора по классической схеме через фирмы-однодневки отщипывала десятки бюджетных миллионов, предназначенных для строительства и ремонта дорог. Одних только обысков проведено более сорока. И несколько даже в Москве - новгородские загребущие ручки знали, с кем поделиться.

Как доложил Следственный комитет, обвинения предъявлены десятку мошенников. Начато масштабное расследование. Однако читателям, наверное, стоит пояснить, что в Новгородской области на самом деле дурная слава о дорожном воровстве пошла еще несколько лет назад. Соблазны шибко велики были: за трехлетку расходы на дорожное строительство там увеличились в пять раз. Так что и строили, и козла в бюджетный огород запустили...

К слову, первые уголовные дела на эту тему новгородские следователи, как выяснилось, возбудили еще в первой половине прошлого года. Но коррупционные аппетиты росли как на дрожжах. И вот вам свежий всероссийский скандал на всем знакомый мотив песенки про откаты, дураков и дороги.

- Новгородскому масштабному разоблачению можно только порадоваться - может, там хоть дороги станут лучше, - говорит бывший транспортный прокурор Петр Шурбан. - Только в общероссийских масштабах это даже не скандал, а скандальчик. И казнокрадам как слону дробина. Если во времена СССР дорожники крали относительно скромно, то за последние двадцать лет размеры дорожных откатов - это просто песня какая-то. И эта "песня" считается чуть ли не нормой.

Пару лет назад Дмитрий Медведев публично признал: "На строительстве дорог не ворует только ленивый". По его словам, треть всех "дорожных" денег уходит налево. А многие эксперты уверены, что уровень воровства тут доходит до половины. Что это означает? Да хотя бы то, что не воруй так увлеченно и с богатырским размахом дорожники - дорог в России строилось бы как минимум на треть больше. И лучше. Надо полагать, по той же причине сегодня около 70% дорог общего пользования, например Подмосковья, по признанию начальства, "в ненормативном состоянии". При этом почему-то в отличном - подъезды к виллам дорожных баронов и чиновников.

Легенды о доходах дорожной мафии ходили испокон веков. СМИ до сих пор стараются "припечатать" дорожных продувных бестий, правоохранители - уличить, судьи - наказать, а Васька слушает да ест. И более того, если раньше речь шла всего-то просто о недосыпанных нескольких сантиметрах дороги по ширине, то теперь мошенники развернулись по полной: откаты, выигранные по знакомству и за деньги тендеры, перечисление миллиардов на строительство в фирмы-однодневки, дороги на бумаге...

- Методика всероссийского воровства отработана на высшем уровне, - говорит доктор технических наук Антон Марвичев. - Как действует система, давно известно всем. А дорожные деньги все воруют и воруют, и в России по-прежнему плохо с дорогами. Достаточно напомнить, что в считающемся относительно благополучном Подмосковье плотность дорожной сети в... четыре раза меньше, чем в Европе.

И к тому же в России дорожная ситуация теперь близится к коллапсу. Известный производитель навигаторов TomTom на днях опубликовал рейтинг самых загруженных пробками городов мира. Первое место на планете, как несложно догадаться, там числится за Москвой. В другом рейтинге Россия заняла первое место по высоте стоимости строительства километра дорог. Рекорд, конечно, у пятикилометровой трассы из столицы в Сколково: каждый километр здесь обошелся бюджету в... миллиард рублей. К слову, даже при таком прайсе уже через год трасса потребовала серьезного ремонта. Это надо было уметь - закопать такие деньги по примеру Буратино, а затем еще и потребовать добавку, на ремонт.

В борьбу с разворовыванием выделенных на строительство и ремонт средств все чаще включается Генпрокуратура. Московский регион - показательный. Есть даже некоторые достижения. В 2011 году тут были обнаружены серьезные отклонения от строительных нормативов по толщине полотна и несоответствие требованиям и стандартам при реконструкции в Московской области дороги М3 "Украина". В 2012 году было возбуждено уголовное дело о нецелевом расходовании бюджетных средств, выделенных на строительство и ремонт автодороги М1 "Беларусь" на большом участке все в той же Московской области. А всего по России в прошлом году стараниями дорожных контролеров в прокурорской форме было возбуждено 71 уголовное дело.

И что же? Лед тронулся? Расхитители выделенных на дороги бюджетных средств испугались? Откатов стало меньше? Судя все по тому же новгородскому скандалу и постоянно растущему благосостоянию дорожных бизнесменов и связанных с ними чиновников - ничуть. Как утверждают эксперты, если копнуть поглубже, то практически в любом регионе страны тут же отыщутся даже более мощные новгородские симптомы. И первый из них прекрасно знаком каждому водителю: промятые колесами колеи появляются уже через полгода после любого ремонта, реконструкции или просто настила нового полотна. На любой федеральной трассе. Дорожники "поют" нам о устаревших ГОСТах, перепадах температур и недисциплинированных водителях. А вот в той же Европе проблем нет, и прежде всего потому, что там не воруют стройматериалы, не утончают покрытие и не возводят автобаны с использованием ворованного песка, как это обнаружили борцы с преступностью на строящейся трассе Москва - Питер. Насколько известно, подобные случаи были обнаружены и при реконструкции дороги Москва - Рига.

Свой рецепт борьбы с "шалостями" дорожников предложил исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев. Он порекомендовал оборудовать видеокамерами все строящиеся дороги. Этой весной, чтобы заставить лучше шевелиться московских дорожников, столичная ГАИ присоветовала водителям сообщать в инспекцию об обнаруженных на дорогах дефектах, выбоинах и ямах.

Но все эти "снадобья" вряд ли помогут окончательно вылечить дорожную болезнь по имени казнокрадство. Наверное, у нас еще не придумали такого ведомства, которое совершенно беспристрастно будет вести контроль за дорогами. И еще не нашли адекватных наказаний за дорожно-строительный беспредел.

Между тем давно уже пора. Денег в стране на строительство и ремонт дорог выделяется все больше, а результаты все чаще обратно пропорциональны. К слову, вот-вот начнется строительство ЦКАД, деньги туда будут вложены аховские плюс платный проезд. Сначала речь шла о 200 миллиардах рублей. Потом о 300. Сейчас уже поговаривают о 500. И на этом не остановятся. Недаром же при упоминании о ЦКАД так загораются глаза у бизнесменов-дорожников и чиновников. Песня! Практика-то большая: на МКАД крали, питерскую КАД на миллиард "обнесли", про Сколково либо ничего, либо только хорошее... И к гадалке не ходи: попыток откусить от нового жирного ЦКАДовского пирога будет предостаточно.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта