Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Угол падения

Почему в столичных лифтах продолжают гибнуть люди?

Андрей ФЕДОРОВ

Статистика неумолима. По данным МЧС России ежегодно в стране от неправильной эксплуатации лифтового оборудования и нарушений техники безопасности в лифтах погибают 10 - 12 человек, из них 6 - 8 - это дети и подростки в возрасте от семи до 16 лет. Последний случай с 14-летней Аленой Матвеевой произошел на днях в одном из многоэтажных домов на Рублевском шоссе...

В тот роковой день двое подростков, Алена и Иван, поднимались на лифте к друзьям. Между 12-м и 13-м этажами лифт остановился. Дети вызвали через консьержку лифтера, который, по словам жителей подъезда, прибыл устранять неполадку уже через 10 минут. Но почему-то застрявшие в подъемнике не стали дожидаться прихода мастера и попытались выбраться из неисправной кабины самостоятельно. В результате девочка потеряла равновесие и упала в шахту лифта с 36-метровой высоты. Прибывшим на место происшествия врачам "скорой помощи" и сотрудникам МЧС оставалось лишь констатировать смерть от травм при падении.

По свидетельству жильцов дома, где произошла трагедия, лифты там плохо работали с 1985 года, когда дом только заселили, подъемники часто ломались. Их постоянно ремонтировали, но почему-то не заменяли.

В настоящий момент на территории России эксплуатируется более 500 тысяч лифтов. Из них 35 процентов давно выработали свой ресурс, поскольку их основной ввод в эксплуатацию пришелся на 1980-е годы. В связи с этим 2 октября 2009 года правительством РФ было принято постановление №782 "О безопасности лифтов", согласно которому срок эксплуатации любого подъемного механизма, вне зависимости от того, перевозит он грузы или людей, был определен в 25 лет. По истечении указанного срока проводится оценка соответствия лифта требованиям регламента, на основании которой делается заключение об условиях возможного продления срока безопасной эксплуатации лифта и рекомендации по его модернизации или замене. Средняя стоимость замены лифта на сегодняшний момент составляет 1,5 миллиона рублей.

Корреспондент "МП" встретился с инженером лифтового оборудования и подъемных механизмов Верой Зайцевой, проработавшей в этой сфере около 30 лет.

- Такого безобразия в сфере эксплуатации лифтов в жилых домах, гостиничных комплексах и на производстве, как сейчас, в советские времена не было, - рассказывает Вера Ивановна, начинавшая в советском еще "Мослифте". - Это же было подсудное дело, если по вине лифтера, завода-изготовителя или жилкомиссии, которая принимала в эксплуатацию лифт с заводским дефектом, вдруг травмировался или погибал человек. Случаи падения людей в шахты лифта были единичны. Чаще всего увечья получали сами эксплуатационники, пренебрегшие техникой безопасности при производстве ремонтных, профилактических или других работ, связанных с эксплуатацией лифтового оборудования. На моей практике был только один случай, когда мастер, производивший ремонт лифта в одном из жилых домов, был осужден на четыре года - халатность, в результате которой погиб ребенок. После ремонта лифта мастер забыл запереть на замок люк на чердаке, через который можно проникнуть на крышу подъемника. Этим воспользовались дети, решившие покататься на крыше лифта. В результате погиб семилетний ребенок, попавший между кабиной и шахтой лифта.

- А как вообще могло такое случиться, ведь и раньше падали люди в лифтовые шахты, и очень часто это были именно дети и подростки, не понимающие последствий своих шалостей.

- Если верить жильцам дома, где произошел этот несчастный случай, лифты в нем должны были быть заменены или в крайнем случае модифицированы и оборудованы системой безопасности еще больше двух лет назад. Какая модификация? Все лифты сегодня должны быть оборудованы специальными замками, автоматически запирающими двери шахты, если вдруг лифт остановился между этажами. Причин может быть множество: отключилось электричество в доме, сработал датчик перегруза, ослаб подъемный трос, произошел перекос кабины, вышел из строя какой-то подъемный механизм... Чтобы пассажир лифта не смог самостоятельно из него вылезти (для его же безопасности!), и устанавливается этот запирающий замок. Сломать его вручную невозможно. Нужен специальный ключ, который есть только у мастера, обслуживающего этот лифт. Но, как показывают практика и наше извечное "и так сойдет", механики, которые часто ремонтируют один и тот же лифт, умышленно не ставят двери шахты на автоматический замок, потому что так быстрее им ремонтировать.

Далее, по словам Веры Зайцевой, лифт непременно должен быть оборудован специальным защитным фартуком, который крепится к днищу кабины так, что даже если человек все же попытается самостоятельно вылезти из кабины застрявшего между этажами лифта, фартук не даст ему упасть в шахту.

- Могу с уверенностью сказать: в доме на Рублевском шоссе такого фартука явно не было. Фартук не пустил бы девочку, и она бы осталась жива. Следовательно, никакой модернизации лифта не было и в помине. Так что, думаю, основная вина в этой трагедии лежит на компании, отвечающей за эксплуатацию лифта на этом жилом объекте.

Раньше каждый лифтер проходил специальное обучение, которое длилось от трех до восьми месяцев, затем получал диплом и допуск к эксплуатации лифтов. Лифт вообще был приравнен к общественному транспорту, как автобус или трамвай. Сейчас обучение, конечно, тоже есть, но, по мнению Зайцевой, его качество оставляет желать лучшего. Раньше, по инструкции, лифтовой диспетчер, если на его объекте случалась неисправность и кто-то застревал между этажами, должен был не только незамедлительно вызвать мастера или аварийную бригаду, но и поинтересоваться, как чувствует себя человек, сидящий в кабине, не нужна ли ему медицинская помощь, ведь застрять в лифте - это всегда стресс. Пожилой, больной или страдающий клаустрофобией тут может и сердечный приступ получить.

- Помню, через каждые пять минут нужно было общаться с человеком, сообщать, что помощь идет, что о нем не забыли. У диспетчера были даже детские книжки. Их рекомендовалось читать по громкой связи до прихода мастера, если в лифте застрял ребенок или подросток. Сейчас подобные правила тоже есть, вот только кто их исполняет? Насчет подростков, которые часто сами провоцировали остановку лифтов, затевая в кабине потасовки, была отдельная инструкция. Во-первых, не кричать на них и не ругать. Во-вторых, постоянно поддерживать с ними связь, объясняя, чтобы они ни в коем случае не предпринимали никаких действий, чтобы и не думали выбраться из лифта самостоятельно, потому что это смертельно опасно. Не думаю, что в нашем случае сидящая на первом этаже консьержка говорила им что-то подобное, поэтому и она, думаю, косвенно виновата в гибели ребенка.

Так почему же в лифтах продолжают гибнуть люди?

Ведущая компания по замене и обслуживанию лифтов - МГУП "Мослифт", которой не так давно исполнилось 60 лет, предупреждает, что сейчас в городе действует множество всевозможных "фирм", которые обещают управляющим компаниям "быстро и недорого" заменить лифтовое оборудование, но при этом имеют лишь бумажку с названием фирмы и печатью при полном отсутствии какого бы то ни было опыта в этом деле.

- Отсюда и все несчастные случаи, происходящие в лифтах, - считает гендиректор МГУП "Мослифт" Евгений Титаренко. - Наша компания имеет свою центральную диспетчерскую и обслуживает 60 тысяч лифтов по всему городу - практически половину всех существующих в Москве подъемных агрегатов. Ежедневно в эту диспетчерскую приходит около 100 сообщений о неисправностях лифтового оборудования и застрявших в них гражданах. Прежде всего наши диспетчеры всегда предупреждают, чтобы до приезда специалистов (а большинство из них аттестованы как профессиональные спасатели МЧС) оказавшиеся в подъемниках не предпринимали никаких действий по собственному освобождению: это действительно опасно! По правилам, помощь должна прийти в течение 30 минут. Но реально ремонтники прибывают к месту аварии минут через 15 - 20. Главное - не поддаваться панике и не пытаться вылезти самому.

- С современными лифтовыми системами это вообще невозможно, - считает заместитель гендиректора компании по установке лифтов Владимир Фомин, - это может сделать только мастер специальным ключом. Одно время молодежь показывала друг другу "удаль". Катались на крышах лифтов, снимая "подвиги" на камеры мобильных телефонов, а потом выкладывали ролики в соцсетях. С новым оборудованием и этим хулиганствам положен конец. Теперь шахты лифтов оборудуют специальными датчиками. Если кто-то посторонний попытается проникнуть на крышу лифта или в шахту, датчик сработает, и лифт остановится.

Когда же все столичные лифты обретут подобные "волшебные" свойства?

- Два года назад в Москве была принята городская программа по полной замене устаревших и выработавших свой ресурс лифтов, - рассказывает пресс-секретарь Департамента капремонта Москвы Татьяна Блинова, - программа по замене в городе лифтового оборудования рассчитана до 2016 года. Сегодня в столице действуют примерно 92 тысячи лифтов. Около 16,5 тысячи требуют замены. Примерно 9,5 тысячи из них уже заменены. В том, что сделать это могут непрофессионально, сомневаюсь. Дело в том, что подрядчиков для этих работ город выбирает на основе тендера, по условиям которого компания должна предоставить все необходимые документы, подтверждающие профессионализм сотрудников, которые будут это делать. Иными словами, тендерные документы уже подразумевают профессионализм в этой области. "Всучить" городу что попало тоже невозможно, так как на лифты есть техрегламент, в котором прописано все до мелочей и по части безопасности, и по части энергоэффективности и адаптированности для инвалидов. А от техрегламента не отступишь. Кроме того, лифты, которые мы заменяем сейчас в жилых домах, выпускаются специализированными заводами (их делают в Щербинке и Карачарове), что называется, собаку съевшими на этом деле. Так что по части нового оборудования, думаю, москвичам волноваться не стоит. Что касается старого, то до 2016 года придется потерпеть и при малейшей неполадке звонить в обслуживающую организацию. Что касается случая на Рублевке, то там, конечно, должны разбираться компетентные органы: я, например, не могу понять, как девочка упала в шахту.

Что ж, на этом, видимо, и остановимся. Случаем в доме на Рублевском шоссе сейчас занимаются правоохранительные органы. Нужно обязательно выявить ВСЕХ виновных, будь то управляющая компания дома, где произошла гибель ребенка, либо "левые лифтеры", если таковые были, проверить состояние еще не подвергшихся замене старых лифтов. Да и самим родителям стоит хотя бы раз в жизни потратить две минуты, чтобы прочитать правила пользования лифтом. Так, чтобы, как говорится, угол падения был равен углу отражения.

Когда верстался номер

В доме на северо-западе Москвы мужчину насмерть придавило кабиной лифта. Как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на ГУ МВД, трагедия произошла в доме 12, корпус 1 по улице Кулакова. По предварительной информации погибший - лифтер, который проводил в шахте лифта профилактические работы.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта