Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Человек с ружьем

Как журналист "МП" сквозь металлодетекторы целый арсенал протащил

Андрей ФЕДОРОВ

В нашу газету обратилась читательница Елена Григорьевна: "Недавно в некоторых электронных СМИ прошла информация, что с 1 апреля 32 железнодорожных вокзала в России, включая все московские, будут оборудованы новейшими средствами безопасности. Проще говоря, теперь все пассажиры будут проходить контроль, как в аэропортах - с индивидуальным досмотром пассажиров и их багажа. Думаю, из-за этого у терминалов будут выстраиваться очереди перед посадкой на поезд, так что нас всех наверняка ждет нервотрепка и, как следствие, судебные иски к РЖД, если кто опоздает. По служебным делам я довольно часто езжу в С.-Петербург. Обычно приезжаю на Ленинградский вокзал минут за двадцать до отправления, так теперь что, нужно приезжать за два часа, как в аэропорт, - "светить" свой багаж, вытряхивать все из карманов и снимать обувь?" Вопрос, что называется, животрепещущий. И корреспондент "МП" отправился на вокзал.

Начнем с того, что о безопасности на железнодорожных вокзалах и необходимости ее обеспечения для пассажиров серьезно начали говорить после теракта, жертвами которого стали пассажиры "Невского экспресса", следовавшего из Москвы в Питер. Тогда, 27 ноября 2009 года, при срабатывании взрывного самодельного устройства на перегоне Угловка - Лыкошино погибли 28 человек и 122 получили травмы различной тяжести. Вскоре по личному распоряжению президента было решено к 2012 году установить на железнодорожных вокзалах крупных городов России системы безопасности, которые применяются на международных и внутренних авиалиниях. Сюда входили оборудование для рентгеновского просвечивания багажа, газоанализаторы для обнаружения взрывных устройств и камеры видеонаблюдения, в том числе и "интеллектуальные" (это когда "видеоглаз" способен выделять из общего пассажиропотока человека, если его физиогномические данные схожи с тем, кто находится в федеральном розыске).

Первым делом решил отправиться на Ленинградский вокзал. Но перед поездкой позвонил своему старому знакомому, который работает машинистом поезда на Октябрьской железной дороге. Уж он-то наверняка знает, что к чему.

- Не знаю, откуда у тебя такие сведения, - удивился тот, когда изложил ему суть обращения нашей читательницы. - Система безопасности, о который ты говоришь, на Ленинградском и других вокзалах действует уже больше года, и никаких массовых неудобств для пассажиров пока не возникало. Может, речь о выборочной проверке багажа и установлении личности пассажира, если тот вдруг вызвал подозрение у чоповцев или полиции? Простые смертные спокойно проходят через металлорамку при входе и идут к своему вагону на посадку.

- Значит, если у меня в кармане ключи от дома, немного мелочи и мобильный телефон, "рамка" не зазвенит? - задаю вопрос.

- Нет.

- А если в моем багаже подозрительно много всякого "железа"?

- Тогда сработает, и тобой заинтересуются охранники. Правда, багаж твой все равно вряд ли будут осматривать. На это у них нет правовой базы. По инструкции должны вызвать полицейского. Только он может осмотреть сумки и проверить документы.

Поблагодарив товарища за полезную информацию, стал собираться. По полной программе. Достал из сейфа свое охотничье ружье и разрешительные документы на его хранение и ношение. Упаковал в походный рюкзак, бросив на дно еще пачку патронов, охотничий нож, снегоступы на металлической раме, газовый баллончик и горелку. В общем, грех не "заарестовать" такого воинственного пассажира.

Ленинградский - самый мой любимый вокзал. Небольшой, по-домашнему уютный и какой-то интеллигентный. Захожу через центральный вход со стороны площади. Передо мной две "рамки" и столько же охранников РЖД. Прохожу через одну. Звенит. Загораются красные лампочки на торцевой панели. У охраны - ноль эмоций. Как-то даже обидно стало, поскольку у меня на случай задержания уже был подготовлен целый сценарий.

Был со мной несколько лет назад забавный случай. Однажды я ехал на вокзал с таким же вот рюкзаком, набитым охотничьим снаряжением. У входа на станцию метро "Петровско-Разумовская" молоденький милиционер спросил, что везу в рюкзаке.

- Как обычно, - отвечаю. - Оружие, патроны, нож, палатку, спальник, водку...

- Проходите, - вежливо разрешил страж порядка и пропустил в метро.

Я тогда долго думал: "А зачем он вообще спрашивал, что у меня в рюкзаке, если даже не проверил документы и разрешение на ношение оружия?" Вот и сейчас все эти "рамки", сканеры, рентгеновские аппараты, на которые затрачены миллионы бюджетных рублей, оказались сплошной профанацией и иллюзией безопасности. Большой шмон, как всегда, устроят только после того, как что-то произойдет. Недельку потрясут народ и снова успокоятся.

Остановился возле продуктового киоска недалеко от выхода на перрон. Наблюдаю, как прибывшие пассажиры из Питера проходят через металлодетектор, возле которого стоит охрана. "Звонит" каждый второй. У охраны - все те же ноль эмоций. Наблюдал с полчаса. Никого так и не остановили, не говоря уж о проверке багажа.

Так что, отвечая на вопрос нашей читательницы, нужно ли ей приезжать на вокзал за два часа до отправления поезда, однозначный ответ - нет. Что у вас там звенит в чемодане, никому не интересно.

Вообще меня порой удивляет наш отечественный "пофигизм". Однажды возвращался с охоты из Астрахани. По правилам перевозки охотничьего оружия нужно подойти к любому служащему аэровокзала и сказать, что вы везете оружие и боеприпасы. Он в свою очередь проводит вас в отдельную осмотровую комнату или в крайнем случае объяснит, как туда пройти самому. Там сотруднику, отвечающему за подобные перевозки, нужно предъявить оружие и документы на него.

Он сличит номер на оружии с номером в разрешении, и если все в порядке, упакует ваш ствол и патроны в отдельный контейнер. В самолете этот груз хранится отдельно от другого багажа, и вы его по прилету получаете по отдельной квитанции в такой же "оружейной комнате".

Захожу это я, значит, в такую комнату, чтобы сдать свой арсенал. А там уже мои новые знакомые - три немца, с которыми вместе отдыхали на охотбазе в дельте Волги, охотясь на уток. Тоже пришли сдавать свое оружие. Оказывается, летим в Москву одним рейсом. И тут начинают происходить странные вещи. У нас проверяют только разрешения на оружие, не доставая его для сличения. Более того, когда заходим в самолет, то, проходя по нижней палубе багажного отделения Ил-86, видим наши рюкзаки вместе с другими чемоданами и сумками. Во время полета любой из нас мог спокойно спуститься в багажное отделение, взять оружие и сделать все что угодно. Немцы тоже просекли эту вопиющую ситуацию и сидели весь полет, как на иголках. А когда по прилету забирали свои вещи, Отто, который немного говорил по-русски, только и вымолвил: "Эдэотызм".

Вспомнил этот давнишний случай, потому как времена не меняются. Думаю, если бы сейчас со мной был тот немец, он бы повторил свою фразу, сказанную в Москве много лет назад.

Ну да ладно. Возвращаюсь в день сегодняшний. Перехожу по подземному переходу, который иначе как "бомжатником" не назовешь, к входу в Казанский вокзал. Здесь пассажиров в разы больше. Целые артели южан с клетчатыми баулами, сумками и объемными чемоданами спокойно идут прямиком через звенящие и мигающие "рамки". Охрана стоит где-то в стороне. Полиции не видно, не говоря уж о кинологах с собаками. Естественно, прохожу, как все. Хотя можно было и не проходить - и так все понятно.

Наблюдая за всей этой вокзальной "безопасностью", невольно вспомнил сюжет из одного зарубежного комедийного фильма. В аэропорту трое здоровенных секьюрити тщательно обыскивают грудастую блондинку, отнимая у нее в конце концов пилочку для ногтей и маникюрные ножницы. А в это время за их спинами проходит целый отряд террористов, обвешанных пулеметами, гранатометами и поясами шахидов. Не знаю, сработают ли газовые анализаторы, если кто-то задумает пронести взрывчатку, но вот с пулеметом в рюкзаке пройти можно элементарно. Вместо охотничьего ружья у меня с таким же успехом мог лежать "калаш" с десятком "магазинов" и кучей гранат. Думается, как в том фильме, и меня бы не задержали, если бы даже облачился в военный камуфляж, замотав голову "арафаткой".

Кстати, ни на Ленинградском, ни на Казанском вокзалах сканеров для проверки содержимого багажа возле металлорамок я не заметил. Обнаружил их только на Белорусском вокзале. Но и здесь на мой звенящий багаж никто из охранников не обратил внимания. Зато тут я заметил полицейского с немецкой овчаркой. Вот она - удача! Давай, пес, не подведи хозяина. Если собака натаскана на поиск оружия и взрывчатки, то, обнюхав мой рюкзак и учуяв запах ружейного масла, должна сесть рядом с рюкзаком. Но полицейский с псом прошел мимо, собака даже и ухом не повела в мою сторону, а бежать вдогонку и совать ей в нос свой рюкзак не было никакого желания.

- Когда "рамка" звенит, нужно по инструкции осмотреть багаж пассажира? - задаю вопрос охраннику, стоящему на "боевом дежурстве" возле одного из входов на вокзал.

- Вообще-то да, - лениво соглашается тот. - Но представляешь, что тут тогда будет?! Два года назад я как раз попал в дежурство, когда установили эти самые "рамки" и начали всех подряд проверять.

- Это после теракта на "Нев-ском экспрессе"?

- Во-во. Народу собралось - тьма. Матерятся все на чем свет стоит. К поездам-то вовремя попасть не могут. Ладно еще на электричку - на дальнее следование люди опаздывали. Мужики с кулаками в драку лезли. Причем я их понимаю. Но у нас же приказ... Короче, к обеду приехал какой-то генерал, разгон всем устроил... С тех пор всех подряд пропускаем.

Н-да. Прав был незабвенный немец Отто, ох прав. Лучшего слова и не подберешь...

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта