Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Секретное лекарство

Таблетка: знать или не знать - вот в чем вопрос

Ирена ТАТОНОВА

Власти страны предлагают полностью запретить рекламу лекарственных препаратов в средствах массовой информации, в том числе и электронных. В Минздраве эту идею поддерживают. Дескать, сегодня во всем мире обострилась проблема лечения вирусов, устойчивых к медицинским препаратам, и одной из причин этого называют бесконтрольное самолечение.

Ну, насчет лечения под врачебным доглядом - это тоже по воде вилами писано. В период эпидемии гриппа в Московском регионе нынешней зимой мы остались без своего участкового терапевта, который уже много лет знал всех своих пациентов. И началось. По вызову на дом дважды приходили разные врачи (кто свободен) и лечили примерно так же, как я бы лечилась сама. Выписали один антибиотик - не помог. Значит, выпишем другой. А он, собака, тоже не помог. Тогда выписали третий. Через месяц такого "врачебного наблюдения" у меня по-прежнему держалась температура 37,2 - 37,5, а мое состояние и отражение в зеркале упорно наводили на мысли о затравленном таракане. И чем, скажите мне, все это отличалось в лучшую сторону от самолечения неподготовленных в медицинском плане обывателей?

Однако с врачом или без, а есть такие ситуации, когда без лекарств никак не обойтись. И тут вопрос с рекламой медпрепаратов, без сомнения, обостряется.

Во-первых, не секрет, что попасть к врачу, особенно узкому специалисту, не всегда просто. Набегаешься за талоном или направлением. Насидишься в нервной очереди. Да и не в каждой поликлинике есть все необходимые специалисты. Где-то он один и тоже, как все нормальные люди, уходит в отпуск, болеет. Тогда вообще караул. Вот и начинают граждане сами себе препараты назначать: вдруг поможет, так не придется время и нервы тратить на поход к эскулапу.

В такой ситуации реклама лекарств очень даже способствует расширению пациентского кругозора. Заинтересовавшись, можно не просто прочитать бумажку-сопроводиловку к лекарству, но и в интернете поискать информацию, отзывы тех, кто уже именно этим средством лечился.

Есть утешение: запрет может коснуться только безрецептурных лекарств. А уж среди рецептурных доктор сам знает, что выписывать. Ничего не хочу сказать о людях этой уважаемой профессии, потому что и в семье, и в кругу друзей и знакомых были и есть медицинские работники с высшим и средним образованием. И вообще: не я в свое время подняла вопрос о том что некоторые врачи по предварительной договоренности с тем или иным производителем медпрепаратов выписывают именно их лекарства, при том, что другие лекарственные средства могут быть дешевле и, что очень важно, эффективнее.

Если пациент останется вообще без рекламы лекарств, а значит, без информации, как он сможет хоть немного контролировать процесс своего лечения? Ведь это, простите, наше здоровье, а не здоровье доктора, который себе-то назначит как раз то, что надо, а не то, за что дают "откат".

С другой стороны, иногда медики выписывают пациенту дешевые и неэффективные препараты только потому, что оценивают его по внешнему виду, по обстановке в квартире. Дескать, ну, здесь кроме как на копеечный анальгин и корвалол никогда денег не наскребут. Такая позиция тоже не в пользу обывателя, который, не зная о существовании более эффективных препаратов, лишен права выбора: здоровье и долги или тихое угасание с жизнью по средствам.

- Полный запрет на рекламу безрецептурных лекарственных препаратов осложнит жизнь не только пациентам, - считает пожелавшая остаться неназванной сотрудница одной из столичных аптек. - Даже если эта реклама сохранится в специализированных изданиях, узнать о новинках и их особенностях сможет только узкий круг заинтересованных специалистов. Во-первых, это будет не на пользу добросовестным производителям лекарственных средств. Во-вторых, работникам аптек придется, предлагая покупателю тот или иной препарат, читать ему целую лекцию. Тогда как сегодня практически каждый покупатель может ознакомиться со свойствами и ценой тех или иных новых препаратов в печатных СМИ, на телевидении, в интернете.

По поручению правительства проработкой возможного запрета на рекламу лекарственных препаратов займутся Минздрав, Федеральная антимонопольная служба, а также органы исполнительной власти. Если все эти уважаемые структуры тоже решат, что с фармацевтическими новинками можно знакомиться только посредством специализированных изданий и редких выставок, то, думаю, пациенты еще в меньшей степени, чем сегодня, смогут контролировать данный рынок с его непомерными ценами, вымыванием из ассортимента дешевых и эффективных препаратов.

Нецелесообразным считают запрет на рекламу лекарственных средств и в Обществе защиты прав потребителей "Общественный контроль". Там говорят: подобные меры лишают потребителей права выбора при отсутствии у него информации о доступных медикаментах.

- Если уж бороться с рекламой в этой сфере, то, в первую очередь, с рекламой недобросовестных производителей, - считает председатель "Общественного контроля" Михаил Аншаков. - Бывают случаи, когда некоторые недобросовестные производители распространяют заведомо ложную информацию о своем товаре. Они в рекламе заявляют отсутствующие у товара свойства. Опасность представляют собой и БАДы, которые сегодня активно продвигаются за счет рекламы. Стоит запретить также рекламу недоказанных методов лечения в виде некоторых приборов, якобы излечивающих от всех болезней, а также гомеопатических средств, которые действуют на основе самовнушения.

Защитники потребителей считают также, что в данном вопросе большая роль принадлежит антимонопольной службе, потому что у некоторых фармацевтических компаний весьма сильное лобби в среде чиновников.

В любом случае запретительные меры должны осуществляться по принципу: семь раз отмерь - один отрежь. Чтобы лекарства не оказались строго засекреченными от людей, для лечения которых они и предназначены. Думается, многие еще помнят, что медицинские препараты предназначены в первую очередь для лечения болящих граждан, а не только для обогащения некоторых фармацевтических компаний и владельцев аптек.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта