Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Развитие и модернизация в тисках финансов

Владимир Наумов

Почта у многих россиян до сих пор ассоциируется с образом, созданным Самуилом Яковлевичем Маршаком в одноименном детском стихотворении, написанном еще в 30-х годах прошлого века. С той поры минуло уже почти 80 лет, мы живем теперь в другом тысячелетии и в другой стране, а стереотип почтальона "с толстой сумкой на ремне" все еще существует. Тем не менее легко догадаться, что и функции почты, и способы обработки и доставки корреспонденции, и сами почтовые служащие сегодня существенно изменились.

Государственное унитарное предприятие "Почта России" было создано 20 лет назад. На базе разрозненных управлений почтовой связи, существовавших во времена СССР, была создана сеть филиалов ФГУП "Почта России". Сейчас в стране насчитывается 86 филиалов, около 42000 объектов почтовой связи, оказывающих услуги на всей территории Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты.

Несмотря на получившие широкое распространение средства электронной связи, нагрузка на "Почту России" не снижается. Ежегодно в нашей стране почтовые работники принимают, обрабатывают и доставляют более 1,5 млрд. писем, 48 млн. посылок и 113 млн. единиц денежных переводов. Основную долю корреспонденции сейчас составляют квитанции, письма из Пенсионного фонда и налоговой, штрафы ГИБДД, а также рекламные рассылки. Через почтовые отделения осуществляется доставка пенсий и пособий, а также подписных печатных изданий.

Всего же "Почта России" предлагает своим клиентам свыше 80 почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг. В отделениях почтовой связи можно оплатить коммунальные услуги, получить и погасить банковский кредит, обналичить денежные средства с пластиковых карт, оформить страховку, купить билеты на поезд или самолет, приобрести товары народного потребления. Кроме того, во многих отделениях связи есть возможность получить доступ в интернет, отправить и получить электронную почту, распечатать документ и т. д.

Тем не менее работу почты не критикует сегодня только ленивый. Мол, и корреспонденция не доходит, и посылки задерживаются, и обслуживание в отделениях не на высоте... Но, критикуя, мало кто вдается в подробности механизма работы этого огромного предприятия. Ну кто, например, задумывался, что изменение формы конверта может стать для почтовой службы огромной проблемой? Тем не менее после перехода на новый, международный формат почтовых конвертов вся существовавшая система автоматизации производственного процесса обработки корреспонденции оказалась устаревшей. И с конца 1990- х годов почти 10 лет вся почтовая корреспонденция обрабатывалась вручную. Ведь для того, чтобы сформировать новые сортировочные центры, требовались не только время, но и деньги. Между тем долгие годы "Почта России" работала, не получая никакой прибыли, поскольку такие востребованные услуги, как, например, подписка на газеты и журналы или пересылка и доставка корреспонденции в отдаленные уголки нашей Родины, дело убыточное. И небольших дотаций, которые получала почта от государства, не хватало даже на покрытие этих расходов. Тем не менее "Почта России" не стала отказываться от выполнения неприбыльных функций, а пошла по другому пути - пути расширения предоставляемого набора услуг.

В результате предприятие не только стало привлекательным как для физических лиц, так и для корпоративных клиентов, но и смогло выйти на уровень рентабельности. И первым делом прибыль была направлена, конечно, на модернизацию производства. Так, сейчас уже функционируют два автоматизированных сортировочных центра (АСЦ) - в Москве и Санкт-Петербурге. Они обрабатывают 35% от общего объема корреспонденции. В настоящее время идет работа по строительству Ростовского регионального АСЦ. Но и этого будет недостаточно: всего для полной автоматизации сортировки почты требуется построить 36 АСЦ.

Широкая сеть автоматизированных сортировочных центров не только снимет физическую нагрузку с работников почты, но и поможет решить проблему оперативной доставки до адресата писем, бандеролей и посылок. Ведь сейчас, например, очень распространены покупки в интернет-магазинах как в России, так и за рубежом. Доставляются же товары по почте. И даже если адресат находится в Сибири, то посылка, например, из Китая сначала поступает в московский АСЦ, проходит здесь первичную обработку и только потом отправляется по месту назначения.

Между тем за последние три года количество входящих международных отправлений выросло на 42%. Доля таких отправлений составляет уже 8% в общем объеме почты. Такой взрывной рост международного почтового сообщения потребовал от "Почты России" начать реализацию программы по развитию мест международного почтового обмена (ММПО). Их площадь сейчас насчитывает около 27 000 кв. м. В прошлом году введены дополнительные производственные площади в ММПО в Самаре, Артеме, Внукове, Петрозаводске. Всего полный цикл обработки сейчас осуществляют 15 ММПО, и еще 5 предназначены для обмена депешами с зарубежными назначенными операторами. Благодаря развитию сети и оптимизации логистических схем в прошлом году доля входящей международной почты, приходящаяся на ММПО в Москве, сократилась с 92 до 75 процентов. Однако это далеко не оптимальный показатель. Сейчас развитие сети продолжается: расширяется ММПО в Шереметьеве (Москва) и Толмачеве (Новосибирск), планируется открыть ММПО на Казанском вокзале в Москве.

Важным направлением оптимизации и повышения эффективности работы национального почтового оператора является и обновление автомобильного парка. Сейчас он насчитывает чуть больше 17 тысяч автомобилей, 60% из которых уже выработали свой ресурс. Требуют замены и 70% почтовых вагонов.

Требуются ремонт и модернизация и многим отделениям почтовой связи. Да и зарплату работникам почты, а их ни много ни мало - почти 380000, платить надо...

Хорошо, конечно, что сегодня "Почта России", выйдя на уровень положительной рентабельности, возобновила инвестирование в инфраструктуру, замедлив темпы нарастания ее износа и подняв уровень автоматизации с 0 до 15%. Однако модернизация федеральной почтовой связи осуществляется исключительно за счет собственных средств предприятия, которых не хватает даже на то, чтобы полностью остановить нарастание уровня износа основных средств и обеспечить хотя бы минимальное развитие.

Отвечая на нападки в адрес "Почты России", генеральный директор этого предприятия Александр Киселев в одном из интервью сказал: "Реально улучшить качество почтовых услуг и сервиса можно только за счет масштабной модернизации. Изношенная и морально устаревшая инфраструктура, высокая доля ручного труда, издержки, неэффективная сеть, недостаток автоматизации и в связи с этим негативное влияние человеческого фактора в производственных процессах - это то, что не позволяет сегодня обеспечить то качество услуг, которое нужно россиянам, нашим клиентам. Ресурс чисто организационных решений по повышению эффективности предприятия исчерпан. Нам нужны масштабные инвестиции в обновление инфраструктуры и технологий. Собственных средств "Почте России", до предела перегруженной социальными функциями, не хватает. Нужно решение со стороны государства. Со своей стороны, мы используем и будем использовать все возможности для того, чтобы как можно скорее решить вопрос модернизации и максимально ускорить темпы позитивных изменений на почте".

Государственные бюджетные средства сейчас выделяются на реализацию многих глобальных проектов, которые раньше в силу экономических причин осуществить было невозможно. Что ж, остается надеяться, что государство, понимая всю важность функций, в том числе и социальных, которые выполняет ФГУП "Почта России", изыщет средства и на развитие и модернизацию национального почтового оператора.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта