Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Беспощадность правды

Юлия НИКОЛЬСКАЯ

"Благословляю все, что было..." - именно под таким названием 1 марта в Театральном зале Московского международного Дома музыки состоится творческий вечер народного артиста России, президента фестиваля "Золотая маска", обладателя ордена "Созидатель Петербурга" Георгия Тараторкина - одного из самых известных и любимых российских актеров. В интервью нашей газете Георгий Георгиевич признался, что программа, в которой прозвучат поэзия А. А. Блока и отрывки из произведений Ф. М. Достоевского, носит импровизационный характер.

- Георгий Георгиевич, как возникла идея создания программы, посвященной творчеству двух великих мастеров слова, с именами которых в нашей стране связаны целые эпохи?

- Вы знаете, специально я ничего не подготавливал. Просто на протяжении долгого времени творчество Александра Александровича и Федора Михайловича не переставало быть мне особенно дорого. Встреча с мирами Достоевского и Блока не проходит бесследно, они продолжают жить в тебе, постепенно раскрываясь во всей многогранности таланта, обогащаясь твоими личными переживаниями и впечатлениями. Оказывается, в судьбах Раскольникова, Ивана Карамазова и Ставрогина, изначально знакомых, можно совершить новые открытия.

- Каким образом для вас свершались эти открытия?

- Понимаете, Ивану Карамазову ведь было двадцать четыре года, а Достоевский, как известно, был значительно старше, но не адаптировал свои личные отношения с миром и самим собой к возрасту молодого человека. И это сочетание юности и мудрости автора в итоге создает потрясающий трагический объем. Я помню, когда встретился впервые с Карамазовым, мне было не двадцать четыре, но и не столько, сколько сегодня, и я на протяжении десяти лет был связан с этой судьбой. Именно судьбой, такие вещи невозможно называть ролями, ведь, впервые прикасаясь к ним, полностью отождествляешь себя с живущим человеком. Впоследствии, взрослея, начинаешь переосмысливать многое, иначе смотреть на мир.

Поэтому особенно подробно рассказывать о том, что будет происходить не только в смысле слушания и созерцания, но и, может быть, включения в самих себя, мне довольно сложно. Понимаете, ведь можно просто созерцать, а можно чувствовать и сопереживать. Самой главной тайной театра, на мой взгляд, является то, что человек приходит на встречу с пьесой, с режиссером, с актерами, а по сути дела происходящее на сцене - подлинное, не умозрительное - заставляет вдруг оказаться наедине с самим собой.

- И Достоевский, и впоследствии Блок также превозносили чувственное восприятие над всеми остальными...

- Конечно. Более того, для Александра Александровича мир, рождаемый поэтическим даром, иногда был подлиннее мира, который его окружал.

- А что касается Блока: в вашей программе он представлен как последователь Достоевского, как человек, разделяющий его идеи?

- Нет, здесь нет никакого литературоведческого изыска. Просто, живя во мне, эти два мира каким-то непостижимым образом стали встречаться друг с другом. Для меня это оказалось достаточно неожиданной интригой.

- Известно, что Достоевский оказал огромное влияние на творчество Блока, а как вы обнаружили их сходство? Что, по-вашему, их объединяет?

- Беспощадность правды. Потому что, если про Достоевского говорили, что это некий фантастический реализм - ведь у него много неожиданного, даже с чертом можно поговорить! - эта фантастичность в первую очередь проявляется в степени правды про человека.

- Георгий Георгиевич, вы в достаточно молодом возрасте с удивительной достоверностью передали сложнейший характер Раскольникова, да и впоследствии творчество ваше оказалось тесно связано с именем Федора Михайловича. Есть ли какой-то секрет, как вам удается так точно передать то, что стремился показать автор?

- Да, тогда мне было столько же лет, сколько и Родиону Романовичу... Но знаете, если и есть секрет, то он потому так и называется, что его нельзя раскрывать. Ну а если серьезно, то я всегда пытаюсь эту беспощадность правды примерить на себя...

- Какие произведения прозвучат со сцены Дома музыки?

- Наверное, будут стихи Александра Александровича, не исключено, что также и отрывки из дневников. Может быть, прикосновения к судьбам Раскольникова и Ивана Карамазова. Я говорю "наверное" не из кокетства, просто необходимо посмотреть, как будут складываться отношения с пришедшими на вечер. Мне бы хотелось, чтобы между залом и мной возник некий контакт через миры Достоевского и Блока. Ведь их удивительное свойство заключается в том, что они объединяют людей, сохраняя абсолютную индивидуальность своего личного мира.

- А почему вы выбрали именно такое название для своей программы?

- Помните строки Блока: "Благословляю все, что было,/ Я лучшей доли не искал"? Мне это очень близко, потому что, когда окидываешь взором прошлое, понимаешь, как много благого было...

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта