Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Быстрее, проще, удобнее

Социальные услуги в электронном виде становятся все более доступны для москвичей

Ольга КОСТИНА

Моя мама - пенсионерка с приличным стажем. Как сейчас помню ее мытарства и терзания "на заре" пенсионного срока, с какими мучениями приходилось добывать ей разные нужные справки, сколько "присутственных мест" обходить, чтобы получить необходимую бумагу, консультацию, разъяснение и проч. Бывало, за неделю до такого похода начинала принимать валерьянку, а после отсидки в тех очередях пластом лежала с мигренью...

А вот лично я - пенсионерка потенциальная, всего ничего осталось до "заветной черты" - так знали бы, как моя мама мне теперь завидует! В том смысле, что мне весь этот ужас не предстоит - да и сама матушка теперь нисколько не трепещет, когда надо "идти в инстанции", а, наоборот, эдак небрежно сообщает, что, мол, "была сегодня в эмфэцэ и все выяснила про санкурпутевку..."

Здесь работают универсалы

МФЦ - многофункциональный центр предоставления государственных услуг, таких центров сегодня в столице 46, они есть во всех округах и становятся все более популярны среди горожан. Их создание - лишь часть большой Государственной программы города Москвы "Открытое правительство" на 2012 - 2016 годы", которая предусматривает повышение уровня обслуживания, качества и доступности государственных и муниципальных услуг, обеспечение возможности получать их в электронном виде, а также возможность выбора организации, которая эти услуги оказывает.

Ну, а что касается конкретно социальных услуг, что нового по-явилось в их организации, насколько удобнее, доступнее для граждан и проще становится сам процесс?

Понятно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Инновациям в социальной сфере, собственно, и был посвящен пресс-тур Департамента социальной защиты населения города Москвы, а с ним - уникальная возможность для журналистов пройти по всей цепочке оказания соцуслуг, получить разъяснения и комментарии из первых рук, задать любые вопросы министру правительства Москвы, руководителю департамента Владимиру Аршаковичу Петросяну.

Первый адрес пресс-тура - улица 1905 года, дом 5. Здесь расположено управление социальной защиты населения Пресненского района - самое крупное в Центральном округе, в районе проживают 123 тысячи жителей, более 62 тысяч состоят на социальном обслуживании. С декабря прошлого года вместо пяти управлений здесь создано два - отдел обслуживания семей с детьми и отдел комплексного обслуживания и предоставления услуг людям старшего поколения, пенсионерам и инвалидам.

Помещение - просторное, удобное, ремонт недавно был, предусмотрены все удобства для маломобильных граждан; масса справочной литературы, памятки для посетителей буквально на все случаи жизни. А еще здесь же, прямо в коридоре оборудовано рабочее место с компьютером, организован свободный доступ к порталу государственных услуг: можно зарегистрироваться, войти на сайты департаментов, правительства Москвы, получить любую интересующую информацию. "С конца декабря прошлого года у нас установлена информационная система "Электронная очередь", которая позволяет оптимизировать поток посетителей, направлять их к нужному специалисту, а также получать информацию о наиболее востребованных услугах в режиме реального времени", - рассказывает начальник управления Ольга Платова.

Удобство совершенно очевидное, терминал - вроде тех, что в поликлиниках: выбираешь на экране из перечня услуг нужную, и тут же откликается любезный электронный голос: "Посетитель 78, подойдите в кабинет номер семь!"

А в этом кабинете с посетителем работает универсальный специалист - и это не просто красивый оборот речи, это конкретная специальность соцработника!

В чем суть? Если раньше человека в буквальном смысле слова гоняли по разным кабинетам - в одном надо было оформить одну бумагу, в другом другую, в третьем что-то подписать, в четвертом поставить печать, а в пятом узнать про то, о чем забыли спросить в первом, - то теперь картина совершенно иная! Универсал - это значит "все в одном", все вопросы решаются на месте, вплоть до того, что при необходимости вас тут же и сфотографируют на социальную карту москвича - не выходя из комнаты!

А за соцработников-универсалов - отдельное спасибо Институту повышения квалификации и переподготовки специалистов социальной защиты населения города Москвы, именно там готовят сегодня профессионалов экстра-класса. Да и как иначе работать в наше время высоких технологий?

Пособие по интернету

- Сегодня у нас очень востребованы услуги, которые касаются поддержки семей с детьми, - говорит руководитель столичного Департамента социальной защиты населения Владимир Аршакович Петросян. - Это и выплаты при рождении детей, и назначение пособий, в том числе молодым, студенческим и многодетным семьям, и другие услуги. Мы сейчас ведем активную работу, информируем москвичей о переводе социальных услуг в электронный вид, наши сотрудники выезжают в родильные дома, женские консультации, детские поликлиники, общаются с мамочками, рассказывают о переводе наших услуг в электронный вид...

Вот и мы с Красной Пресни отправляемся в Измайлово, в гости к многодетной семье Аникиных, которые как раз освоили с успехом всю эту новую социальную "механику" - в смысле электронику; и не только сами освоили, но и друзей, и знакомых своим наглядным примером убеждают и агитируют: великое дело - личный опыт!

У Анастасии и Алексея четверо детей - два мальчика, две девочки, да еще - вот же отважная женщина! - Анастасия говорит, что, может, на этом и не остановится! Маленькой Катюшке всего четыре с половиной месяца. И как раз, по словам ее мамы, недавно оформляли пособие - по-новому, по-современному, в электронном виде. "А еще очень здорово, что и в школу теперь можно будет записываться, не выходя из дома, что очень актуально для нас особенно, многодетных мам! Не надо в очередях мучиться, костры по ночам жечь, как бывало", - смеется Анастасия.

В трехкомнатной квартире сейчас идет ремонт, собственно, "ведет" его сам папа, на все руки мастер, краснодеревщик - вы бы видели, как он кухню отделал-оборудовал - сказка!

В семье праздник, у Анастасии как раз день рождения, и понятно, что гости приехали не с пустыми руками, а с кучей подарков: от Департамента соцзащиты ребятам - игрушки, взрослым - новый компьютер, маме - пышный букет, а всей семье - роскошный альбом для домашних фотографий.

И, конечно же, самые добрые слова, самые теплые пожелания:

- Поздравляю вас от всей души, здоровья вам, вашим ребяткам, чтоб росли большие, красивые, разумные, чтобы маму с папой радовали, - говорит Владимир Аршакович.

"Спасибо за подарки, спасибо, что приехали, нам это очень приятно, и отдельное спасибо за все современные электронные удобства, которыми мы теперь можем пользоваться!", - отвечают Аникины.

Независимо от места жительства

Ну, и, конечно же, одно из самых важных новшеств в работе наших учреждений соцзащиты - экстерриториальный принцип. Представьте, что живете вы, например, в Медведкове, а работаете - в Чертанове. Раньше получить какую-нибудь нужную справку, решить вопрос можно было строго "по месту жительства", сами понимаете, какая это морока, особенно для работающих граждан. Нужно было отпрашиваться с работы или мчаться через весь город сломя голову, чтобы успеть до закрытия заветного учреждения...

С января этого года все 115 управлений социальной защиты населения и 46 клиентских служб УСЗН в многофункциональных центрах оказания услуг работают по экстерриториальному принципу - это значит, что заявления на самые востребованные государственные услуги принимаются теперь абсолютно везде и повсюду, а отнюдь не только по месту прописки.

Скажем, вот здесь, в МФЦ района Измайлово, на 10-й Парковой улице, дом 20. У этого центра, кстати, совершенно очаровательное соседство - соляная пещера, любимое место отдыха и оздоровления окрестных жителей, находится в том же доме; а сам центр по-братски делит помещение с отделением Пенсионного фонда - удобней некуда, все вопросы, связанные, скажем, с оформлением пенсии и социальной карты москвича, можно решить за один заход!

И еще немаловажно, что работает МФЦ с 8 до 20 часов без перерыва на обед, а клиентская служба управления соцзащиты центра оказывает сегодня свыше 50 видов государственных услуг. Самые востребованные и актуальные среди них: назначение пособий и компенсаций семьям с детьми, прием заявок на оформление социальной карты москвича, назначение региональной социальной доплаты, постановка льготных категорий граждан на учет для получения бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение, выдача справок о получении социальных выплат и о праве на государственную социальную стипендию малообеспеченным студентам и многие другие.

"Сегодня, пользуясь принципом экстерриториальности, граждане могут обращаться в наши клиентские службы в любой многофункциональный центр города, а также в любое управление соцзащиты, независимо от места проживания", - говорит первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Ольга Евгеньевна Грачева. - С января этого года мы увеличили наш перечень государственных услуг в сфере социальной защиты, заявления на которые могут быть поданы в многофункциональных центрах, а с 1 июля мы планируем перевести первичный прием населения из наших управлений соцзащиты сюда, в МФЦ. Мы последовательно, шаг за шагом идем по пути упрощения процедуры оказания услуг населению.

До сих пор людям для получения необходимой услуги надо было обращаться в ЗАГС, в ЕИРЦ, в другие госучреждения, а расположены они в разных местах, и людям, особенно пожилого возраста, собирать нужные документы долго, неудобно, тяжело. Теперь эту проблему мы решаем в наших клиентских службах МФЦ, благодаря единой системе учета оказания услуг, единого городского реестра государственных услуг мы имеем доступ к любой необходимой информации этих учреждений, это экономит силы и время наших граждан, максимально облегчает процесс получения социальных услуг.

И еще одно, необходимое уточнение-пояснение, чтобы кто-нибудь не подумал, что наши родные управления соцзащиты останутся без работы, а все за них будут делать в МФЦ.

Так вот: в этих центрах происходит только первичный прием граждан, т. е. "ввод информации", а вся остальная работа, связанная с назначением выплат, оформлением выплатных документов, расчетная часть, ведение личного дела получателя и т. д. - все это остается прерогативой и обязанностью УСЗН.

Вот такая оптимизация. Согласитесь, удобная для всех: и нам, клиентам, потребителям социальных услуг, хорошо, и у соцработников теперь все "разложено по полочкам"!

...Хочу на пенсию! И вы знаете, совершенно не страшусь сложностей процесса!

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта